В соответствии с «МКУБ» (п. 5.2) капитан судна осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Капитан судна является высшим должностным лицом и главной, ключевой фигурой в «СУБ» судна.

Капитаны судов являются определяющими, ключевыми фигурами в «Системе управления безопасностью» компании в целом.

Законодательные требования в отношении капитана судна

Обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены:

  1. Международными конвенциями, соглашениями, обязательными нормами;
  2. Нормами национального законодательства Государства Флага (РФ);
  3. Кодексом торгового мореплавания;
  4. Уставом службы на судах;
  5. Дисциплинарным уставом;
  6. Ведомственными организационно-распорядительными документами — приказами, распоряжениями, положениями, правилами, инструкциями, и т. п.;
  7. Уставом компании;
  8. Организационно — распорядительными документами компании — приказами, распоряжениями, циркулярами, и т. п.;
  9. «Руководствами» по «СУБ» компании.

В «Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации» («КТМ-99») обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в главе 2 (Статьи 61-75).

Согласно ст. 61 «Управление судном и другие обязанности капитана судна», на капитана «возлагается управление судном, в том числе — судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу».

В действующем «Уставе службы на судах Министерства морского флага Союза ССР» (1976 года) обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в Главе V (статьи 60-125).

Место капитана

Согласно ст. 60, капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Согласно ст. 61, капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства.

На капитана судна в полной мере распространяются положения «Устава о дисциплине работников морского транспорта», введенного в действие с 1 сентября 2000 года.

Требования «МКУБ» в отношении капитана судна определены в главе 5 «Ответственность и полномочия капитана» (пп. 5.1-5.2). а также в п. 6.1 «МКУБ».

Компания должна обеспечить, чтобы «СУП», использованная на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить, что капитан осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решении по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды, и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Квалификационные требования в отношении капитана судна определены в МК «ПДМНВ — 78/95» (Правило 11/2, Разделы A-II/2 и В II/2 «Кодекса ПДМНВ»).

Общие обязанности капитана судна должны быть определены компанией на основании документов, указанных в п. 1.5.2, с учетом специфики деятельности судов компании.

Политика компании в отношении капитана судна

Политика компании в отношении капитана судна может включать следующие основные элементы:

  1. Тщательная и вдумчивая подготовка резерва на должности капитана из числа наиболее способных, квалифицированных, ответственных старших помощников капитана;
  2. Прохождение кандидатами на должности капитана специальных собеседовании в управлениях, службах, отделах компании, а также специальных курсов повышения квалификации (включая курсы по «МКУБ») и специальных тренажерных курсов;
  3. Особый контроль и помощь молодым капитанам со стороны флагманских капитанов, включая обязательный выход флагманского капитана в первый рейс с молодым капитаном;
  4. Предоставление капитанам судов широких прав и полномочий — как при комплектовании экипажей, так и в процессе эксплуатационной деятельности судна, уважительное отношение и доверие к капитанам, а также обеспечение необходимых мер по защите капитанов судов в надлежащем выполнении ими своих обязанностей в отношении безопасности на море и защите морской среды (в соответствии с Резолюцией ИМО А. 443(IХ) и Правилом V/34 МК «СОЛАС-74»);
  5. Обеспечение всей необходимой поддержки для безопасного выполнения капитаном своих обязанностей;
  6. Компания всегда поддержит любое решение, принятое капитаном судна в добром здравии и в интересах компании;
  7. Обеспечение полной осведомленности капитанов судов о «миссии компании», основных элементах, целях и принципах политики компании и области безопасности, и защите окружающей среды, а также о действующей «Системе управления безопасностью» (СУБ) компании;
  8. Обеспечение надлежащей квалификации капитанов судов компании, в том числе за счет систематического (не реже чем через пять лет) прохождения одобренных курсов повышения квалификации;
  9. Тщательный и доброжелательный контроль деятельности капитанов судов со стороны компании.

Компания должна четко и ясно подтвердить полномочия капитанов своих судов капитан судна осуществляет судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

В соответствии с правилом 34 пересмотренной главы V конвенции «СОЛАС — 74», капитан судна не должен быть ограничен судовладельцем, фрахтователем, компанией или иным лицом, в праве принимать любое решение, которое, по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающий среды.


Следствие невнимательности капитана

Обеспечение безопасности экипажа судна и его груза, является главной обязанностью капитана судна, невыполнение которой влечет за собой его ответственность. Ничто, содержащееся в «Руководствах» и «СУВ», никоим образом не освобождает капитана судна от его обязанностей в отношении экипажа, судна, груза и/или от выполнения требований международных конвенций (включая «СОЛАС-74». «ПДМНВ-8/95», «МАРИОЛ-73/78», конвенцию об «МППСС-72» с последними изменениями и дополнениями).

Точно так же содержащееся в «Руководствах» по «СУБ», не ограничивает капитана судна в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными и/или необходимыми в конкретных условиях и обстоятельствах случая.

Документы «СУБ» компании должны четко определять и оформлять в виде документов.

Ответственность капитана в отношении:

  1. Реализации политики компании по обеспечению безопасности и защите окружающей среды;
  2. Побуждения экипажа к соблюдению этой политики;
  3. Издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме (приказы по судну, записи в журнале распоряжений по вахте на мостике и т. п.);
  4. Проверки выполнения предъявленных требований (в том числе — путем делегирования полномочий по проведению проверки лицам командного состава судна, при этом капитан остается ответственным за то, чтобы эти лица командного состава применяли установленные компанией и задокументированные процедуры проверки, включая использование соответствующих «Контрольных листов»);
  5. Пересмотра «СУБ» и передачи сообщений о любых недостатках «СУБ», относящихся к эксплуатации судна, береговым службам управления, при этом информация о недостатках «СУБ» должна включать конкретные предложения по корректирующим действиям и рекомендации по улучшению «СУБ».

Подчеркивая указанную выше ответственность капитана, компания (в соответствии с п. 6.1 «МКУБ») обеспечивает и контролирует, чтобы капитан судна компании:

  • Имел надлежащую квалификацию;
  • Был полностью осведомлен о «СУБ» компании;
  • Получал всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

Оценка компанией того, что капитан «обладает надлежащей квалификацией» для командования судном, производится посредством:

  1. Контроля наличия (или получения капитаном) соответствующего сертификата компетентности;
  2. Прохождения специальных курсов повышения квалификации, тренажерных курсов, получения требуемых сертификатов;
  3. Прохождения установленной аттестации каждые 5 лет;
  4. Учета удовлетворительного послужного списка капитана, и его предшествующего опыта работы, в том числе — на судах данного типа или данной тоннажной группы;
  5. Учета информации, полученной от других компаний и от инспектирующих организаций;
  6. Учета сведении о поощрениях и взысканиях.

Компания должна обеспечивать, чтобы капитан «был полностью информирован» о всех установленных требованиях, относящихся к безопасности и защите окружающей среды, посредством:

  1. Включения таких требований в «Руководства» по «СУБ» компании, в инструкции по эксплуатации, должностные и рабочие инструкции для лиц судового экипажа;
  2. Введения порядка изучения «Руководств» по «СУБ» компании, курсов повышения квалификации, специальной предварительной подготовки экипажей;
  3. Введения практики обязательных систематических официальных встреч капитана с руководством компании и т. д.

Важным элементом политики компании должно быть своевременное, полное и объективное информирование капитанов о состоянии дел в акционерном обществе, основных направлениях деятельности совета директоров и правления.

В этих целях обычно:

  1. Устанавливается единый (ежемесячно) информационный день для капитанов, находящихся на берегу в отпуске и в ожидании направления на судно;
  2. Поддерживается практика личных встреч высшего руководства компании с капитанами перед направлением на судно и по окончании рейса (контракта);
  3. Продолжается практика регулярных встреч руководства и ведущих специалистов компании с капитанами и командным составом судов в рамках курсов повышения квалификации, и т.д.

В отношениях с капитанами судов, как и со всем персоналом компании, руководство компании придерживается принципов открытости, местности, принципиальности и полной ясности.

Компания должна гарантировать, что капитан судна получит всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.


Пример спасательной операции

По вопросам и предложениям, поставленным капитаном, должно обеспечиваться первоочередное внимание во всех подразделениях и на всех уровнях управления компании, своевременное принятие целесообразных и эффективных мер, и обязательный персональный ответ.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принята любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

  • Безопасность жизни.

Это является главным приоритетом и распространяется на любые действия.

  • Безопасность судна.

Безопасность судна практически является синонимом по отношению к спасению человеческой жизни. Если судно безопасно, то существует гораздо меньшая угроза человеческой жизни и окружающей среде.

После безопасности жизни и безопасности судна, которые пользуются высшим приоритетом, наиболее важным являются безопасность груза и безопасность окружающей среды. Следует иметь в виду, что в современном судоходстве штрафы за розлив нефти и нефтепродуктов, особенно в экологически чувствительных районах, могут быть разорительными для компании.

Если в опасной ситуации судно нуждается в срочной помощи, то капитан судна должен быть уполномочен компанией самостоятельно обращаться за необходимой помощью и подписывать спасательный, или буксировочный контракт даже без консультации с судовладельцем, если такая консультация невозможна или затруднительна либо связана с неприемлемой потерей времени.

Компания ожидает, что капитан судна будет предпринимать все обоснованные меры для того, чтобы обеспечить следование судна в соответствии с установленным графиком движения.

Однако никакая экономия времени не должна достигаться за счет снижения безопасности и неоправданного риска.

Безопасность — прежде всего!

В вопросах безопасности капитан судна имеет право и обязан благоразумно предпринимать любые действия, которые будут, по его мнению, наилучшим образом соответствовать интересам безопасности его судна, и никакие соображения предварительного плана, удобства или полученных предварительно инструкций не должны заставлять капитана пойти на риск, который он считает неприемлемо опасным.

Компания всегда поддержит решение, принятое капитаном в добром здравии и в интересах безопасности.

Ответственность за судовождение

Капитан судна ответственен за безопасное судовождение. Он обеспечивает управление судном в соответствии с применимыми правилами, принципами хорошей морской практики и обстоятельствами плавания.

Капитан всегда должен предотвращать повреждения судна. Он обязан обеспечивать, чтобы ни судно, ни его «СЭУ» не подвергались чрезмерным нагрузкам при плавании в , снизив для этого скорость либо изменив курс соответствующим образом, если судно испытывает тяжелые удары, особенно когда оно в балласте.

Капитан судна обязан развивать и поддерживать свои знания и навыки в судовождении, в управлении судном в различной навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановке с тем, чтобы всегда быть в состоянии обеспечить управление судном в соответствии с высшими стандартами морской практики.

Капитан организует и контролирует штурманскую и вахтенную службу на судне в соответствии с требованиями «Устава службы на судах», международных кодексов, руководства компании по организации штурманской службы и других организационно-распорядительных документов.

Капитан должен контролировать глубокие знания всех судоводителей по «МППСС-72» и обеспечивать плавание судна всегда в строгом соответствии с этим и правилами.

Капитан должен присутствовать на мостике, как минимум, в следующих случаях:

  1. При вызове вахтенным помощником;
  2. При ограниченной видимости;
  3. При следовании в районе интенсивного судоходства;
  4. При плавании в стесненных водах;
  5. При плавании с лоцманом;
  6. При входе в порт, выходе из порта, швартовных операциях (в т. ч. — у монобуя или при швартовке к другому судну);
  7. При постановке на якорь и съемке с якоря;
  8. При следовании вблизи мелководья или навигационных опасностей;
  9. Тяжелых погодных условий или других обстоятельств, когда по мнению капитана существует потенциальная угроза для безопасности судна, экипажа или окружающей среды;
  10. При подходе к берегу после океанского плавания;
  11. При проведении спасательных операций;
  12. В любое другое время, когда, по его мнению, складываются условии, несущие потенциальную угрозу безопасности судна.

Хотя капитан всегда ответственен за навигационную безопасность судна, могут возникнуть обстоятельства, при которых капитан будет вынужден проводить на мостике многие часы. В результате усталость из-за длительного пребывания на мостике может ослабить эффективность и бдительность капитана. Следовательно, присутствие капитана на мостике должно быть предварительно спланировано и, насколько это возможно, совпадать с периодами наибольшей необходимости.

Кроме того, в подобных ситуациях капитан вправе (и обязан, когда это требуется) делегировать свои полномочия и ответственность в отношении присутствия на мостике, управления судном и обеспечения безопасности судовождения старшему помощнику капитана, насколько это необходимо для того, чтобы дать капитану достаточное время для отдыха.

Если у капитана есть сомнения в возможности такой передачи ответственности старшему помощнику капитана, капитан обязан проинформировать об этом компанию.

Капитан должен всякий раз, когда это безопасно, приемлемо и практически возможно, обучать старшего помощника капитана методам практического управления судном.


Практическое занятие управлением судна старшим помощником капитана

Капитан должен обеспечивать безопасность такой тренировки, контролировать развитие ситуации и быть готовым в любой момент взять управление судном на себя.

Капитан должен обеспечить, чтобы до начала перехода был разработан план предстоящего перехода, полностью отвечающий требованиям обеспечения безопасности судовождения и хорошей морской практики (раздел 2 настоящего «Руководства»). Этот план должен быть обсужден со всеми помощниками капитана, принят к исполнению, и исполнение утвержденного плана перехода должно контролироваться в процессе всего плавания судна.

Перед выходом из порта капитан должен убедиться, что судно является мореходным во всех отношениях. В частности, необходимо проверить, что все люки, лазы, горловины закрыты, зажаты, задраены так, как это требуется.

Капитан должен обеспечить, чтобы в процессе плавания курсы судна проходили бы «чисто» от мысов и навигационных препятствий, и чтобы применяемая практика обеспечивала бы навигационную безопасность.

Судно должно следовать в пункт назначения в соответствии с установленным графиком движения, однако с полным соблюдением требований безопасности. Безопасность экипажа, судна, груза, окружающей среды должны всегда пользоваться приоритетом перед соображениями экономики, как при выборе маршрута перехода, так и в процессе управления судном в море. Стандарты и «запасы» безопасности не должны снижаться, ни по какой причине, и ни под каким давлением со стороны любого должностного лица компании.

Скорость судна должна снижаться, если этого требуют условия плавания.

Не следует идти на необоснованный риск, представляющий опасность для экипажа, судна, груза, окружающей среды. Выбираемые решения должны основываться на требованиях хорошей морской практики и глубоком знании характеристик, особенностей, поведения судна при данном варианте загрузки.

Вахтенному помощнику капитана должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях следует без промедления вызвать капитана на мостик. Вахтенный помощник всегда должен знать, где он может найти капитана в любой момент времени.

Должно быть четко заявлено с записью в судовой журнал, когда капитан принимает управление судном на себя.

Капитан должен устанавливать режим на мостике в зависимости от условий плавания, в том числе организует усиленную вахту при плавании в сложных навигационных условиях.


Разлитая нефть с тонущего нефтяного танкера

Капитан должен обеспечить, чтобы все системы безопасности на судне (как, например, противопожарное оборудование) эксплуатировались должным образом, и чтобы вахтенные помощники и другие члены экипажа были бы соответственно позиционированы в использовании таких систем.

Должны проводиться регулярные учения, в особенности — на ранних стадиях рейса и в обязательном порядке — перед выходом в рейс после заводского ремонта. Сведения по эксплуатации систем безопасности и проведенных учениях следует заносить в соответствующий журнал.

Капитан должен обеспечить, чтобы информация об осадке судна была в ясной форме доступна вахтенному помощнику на протяжении всего перехода. Осадка судна должна быть указана в ходовой рубке и записана в судовой журнал. Специально назначенный помощник капитана должен обеспечивать, чтобы изменения в осадке судна в течение рейса, в том числе — вследствие балластировки (особенно в море), должным образом рассчитывались, учитывались и записывались.

Специальный планшет, показывающий общие размерения судна и детальную информацию о маневренных характеристиках судна, должен быть, постоянно вывешен в ходовой рубке. Пример такою планшета, рекомендуемый на международной основе, приведен в приложении к «BPG-98». Операционный статус судовой энергетической установки и навигационного оборудования должен быть показан либо на этом же планшете, либо рядом с ним.

Капитан должен обеспечить, чтобы, когда это целесообразно, списывающиеся с судна помощники капитана вводили бы в курс дела прибывающих на судно помощников капитана. Важно, чтобы вновь прибывающим помощникам было показано, как включать, настраивать и использовать все находящееся на мостике оборудование.

Капитан должен обеспечить, чтобы все помощники капитана (в том числе — прибывающие на судно) ознакомились с «Руководством по организации штурманской службы компании», поняли его содержание и приняли его как руководство к действию, засвидетельствовав это своей подписью в специальном листе ознакомления.

Капитан должен издавать, когда это необходимо и целесообразно, свои оперативные распоряжения в письменной форме и заносить их в «Журнал распоряжений по мостику» и в «Журнал распоряжении на ночь», контролируя, чтобы помощники капитана знакомились с этими распоряжениями, засвидетельствовав это своей подписью, до начала выполнения обязанностей вахтенного помощника по очередной вахте.

Капитан должен обеспечивать и контролировать должное ведение помощниками капитана всех установленных компанией судовых журналов в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению.

Капитан судна ответственен за немедленное (насколько позволяют обстоятельства) сообщение о любом несчастном или аварийном случае, инциденте, повреждении, случае загрязнения окружающей среды в адрес компании и других заинтересованных сторон, как это определено в «Руководстве» компании по действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: ОАО «NENC D+»

0.3. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Капитан" относится к категории "Руководители".

1.2. Квалификационные требования - Полное высшее, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист, бакалавр или младший специалист). Последипломное образование в области управления. Стаж работы по профессии помощника капитана для получения диплома капитана судов: валовой вместимостью 3000 и более (по образовательно-квалификационному уровню - магистр или специалист) или валовой вместимостью от 500 до 3000 и менее 500 при плавании в открытом море (по образовательно-квалификационному уровню - бакалавр) - не менее 3 лет или не менее 2 лет с учетом в том числе 1 года в должности старшего помощника капитана; валовой вместимостью менее 500 в прибрежном плавании (по образовательно-квалификационному уровню - младший специалист) - не менее 1 года. Экзаменационные испытания по требованиям к компетентности согласно Кодексу о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностном квалификацию и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности: - постановления, распоряжения, приказы, инструкции, нормативные документы по вопросам безопасности плавания, судовождения, технического состояния судов, организации общесудовой службы, правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, осуществляющего технический надзор за судном; - Кодекс торгового мореплавания Украина; - положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждения столкновений судов (МППСС), охраны жизни человека на море (СОЛАС), по международному авиационному и морскому поиску и датировка (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.; - действующие нормативные документы по охране окружающей среды; - правила пользования Глобальной морской системе связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ); - средства автоматического радиолокационного проведения (САРП); - Отраслевые соглашения между Минтрансом Украины и профсоюзом, правила и инструкции судовладельца; - условия Коллективного договора относительно своего судна и экипажа, условия договоров морской перевозки груза, пассажиров и морского круиза; - экономику; - морское право; - аварийно-спасательную дело, английский язык (морскую специфику); - организацию труда и управления; - основы трудового законодательства.

1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации ОАО «Новая волна»

1.5. Подчиняется непосредственно назначенному лицу

1.6. Руководит работой танкера «Параллель»

1.7. Во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Генеральный директор

ОАО «______________»

__________________ _____

от ___ ____________ 20__ г.

Должностная инструкция капитана – первому помощнику механика

Общие положения

1.Данная инструкция определяет функциональные обязанности капитана – первого помощника механика, который относится к командному составу судна. 2. Капитан – первый помощник механика назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя предприятия в порядке, установленном законодательством Украины. 3. Капитан – первый помощник механика подчиняется непосредственно директору по эксплуатации флота, а ему подчиняется, в административном порядке, весь экипаж; Капитан – первый помощник механика оперативно подчиняется диспетчеру порта. 4. Распоряжения капитана - первого помощника механика в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для исполнения всеми членами экипажа и иными лицами, находящимися на судне. 5. Капитан – первый помощник механика руководит палубной командой и командой быта, а также работой других помощников капитана.

6. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

7. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав. 8. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования инструкций и Устава. 9. Нарушение требований инструкций и Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом. 10. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана. 11. Капитан – первый помощник механика и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности. 12. Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квалификации, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.). 13. В своей работе руководствуется: 13.1.Уставом внутреннего водного транспорта; 13.2.Уставом о дисциплине работников речного транспорта; 13.3.Правилами плавания по внутренним судоходным путям; 13.4.Уставом службы на судах; 13.5.Основами трудового законодательства; 13.6.Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности; 13.7.Правилами технической эксплуатации речного транспорта; 13.8.Действующим законодательством Украины; 13.9.Правилами и др. методическими и нормативными документами по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; 13.10. Приказами и указаниями, распоряжениями непосредственного руководителя. 14. Должен знать: 14.1. Правила перевозок отдельных грузов; 14.2. Правила пожарной безопасности на речном транспорте; 14.3. Порядок и методы производства ремонтных работ, технологию ремонтных работ; 14.4.Правила техники безопасности; 14.5. И уметь определять пожарную безопасность грузов; 14.6.Необходимые приемы по борьбе с пожарами; 14.7.Правила безопасности опасных грузов. 15. Распоряжения по службе необходимо отдавать в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему приказание. 16. Запрещается: 16.1. выходить в рейс без разрешения диспетчера и Речного Регистра; 16.2.с просроченными документами на право плавания и при несоответствии габаритов судна габаритам судового хода на пути следования; 16.3.производить работы по перевозке грузов и пассажиров, не предусмотренные графиком и диспетчерским распоряжением; 16.4.если на судне не обеспечены требования безопасности труда; 16.5.выходить в рейс без осмотра судов представителями соответствующих контролирующих организаций.

17. При закреплении барж без экипажей за толкачами ответственность за техническое состояние и сохранность барж, судового оборудования, устройств, за сохранность перевозимого груза несет капитан толкача, за которым закреплены баржи, в соответствии с положением об эксплуатации барж без команд.

18. Остальные действия производить согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства и Устава службы на судах.

Функции

1. Обеспечение бесперебойной и безопасной работы судна и механизмов и надлежащее их техническое состояние.

2. Организация качественного, своевременного, безопасного проведения ремонта судна, а также своевременную подготовку судна для ремонта и перед выходом в рейс.

Обязанности 1. Капитан-1 помощник механика обязан обеспечивать: 1.1. выполнение мероприятий по охране окружающей среды; 1.2. соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; 1.3. принятие необходимых мер по сохранности, служебной и коммерческой тайн; 1.4.выполнение производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна; 1.5.выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов (инспекции Речного Регистра, санитарной инспекции, пожарного надзора, охраны труда и техники безопасности и т.п.); 1.6.своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям; 1.7.соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой и вахтенной служб; 1.8.своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса; 1.9.повышение квалификации лиц командного и рядового состава; 1.10.общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся и непосредственное руководство стажировкой лиц судоводительской специальности. 2. Капитан–первый помощник механика обязан: 2.1. нести стояночные и ходовые вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью; 2.2.знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относится к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов; 2.3. знать устройство судна, свою специальность, заведование, термины, относящиеся к ним, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания; 2.3.содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования; 2.4.знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил, и других методических и нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; 2.5.знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам, уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения, знать сигналы бедствия, уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам; 2.6.быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды; 2.7.соблюдать чистоту и порядок на судне; 2.8.охранять природную среду, не допуская ее загрязнения. 3. Взаимное обращение при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным. 4. На капитана–первого помощника механика судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. 5. Капитан–первый помощник механика обязан: 5.1.правильно организовать работу подчиненного персонала, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне; 5.2.своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину; 5.3.всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт; 5.4.при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить починенных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями должностными и по охране труда, по безопасности работ, пожарной безопасности и санитарии; 5.5.знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям; 5.6.требовать от подчиненных точного выполнения законов, инструкций и Устава, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, инструкций и распоряжений в части, их касающихся, и контролировать это выполнение; 5.7.информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса; 5.8.составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение; 5.9.обеспечивать своевременное отправление судов в рейс, выдерживать установленные графиком движения скорости судов;

6. Капитан–первый помощник механика контролирует состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил.

7. Обеспечивает меры пожарной безопасности при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара.

8. Проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий.

9. Следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

Обязанности капитана–первого помощника механика при приемке и сдаче судна

1. При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан–первый помощник механика обязан: 1.1. принять судовые документы, печать, штампы и др. документы; 1.2. получить от капитана сдающего судна необходимые данные о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных качествах, о ходе грузовых операций и готовности судна к предстоящему рейсу (о ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях; 1.3.при необходимости потребовать произвести осмотр корпуса судна, движителей, рулевого органа и других забортных устройств. 2. Сдача-приемка и время начала исполнения обязанностей назначенного капитана фиксируются в судовом журнале за подписью сдающего и принимающего капитанов. 3. Обязанности капитана–первого помощника механика при приемке судна в эксплуатацию из отстоя, ремонта и т.п. определяются соответствующими документами. Перед выходом в рейс 1. Капитан–первый помощник механика обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов. 2.Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями. 3. Следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов. 4. Остальные действия согласно Устава службы. Обязанности капитана –первого помощника механика во время стоянки судна в порту 1. С приходом в порт необходимо подготовить судно и соответствующую документацию для предъявления администрации порта и, при необходимости, контролирующим органам. 2. При стоянке судна в порту принимать меры к обеспечению безопасной стоянки судна, подготовке к выполнению грузовых операций и работ по снабжению и ремонту судна; обеспечивать выполнение экипажем местных (портовых) правил; предоставлять по требованию портовой администрации (без ущерба для безопасности судна) экипаж и судовые средства для тушения пожара или оказания помощи в случае бедствия, происшедшего в порту или прилегающей зоне. 3. Перед приемкой грузов на судно наметить схему загрузки, обеспечивающую безопасность плавания, надлежащие качества судна и сохранность груза. 3.1. Капитан-1 помощник механика может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит правилам перевозки грузов или угрожает безопасности судна или людей. 4. В ходе грузовых операций, исходя из намеченной схемы загрузки и сообразуясь с правилами перегрузочных работ, информацией об остойчивости, правилами перевозки и другим правилам, обеспечивать контроль за правильностью укладки и крепления грузов, а также за тем, чтобы загрузка не превышала допустимых норм. 4.1. Капитан-1 помощник механика имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от требований вышеперечисленных документов. 5. Капитан-1 помощник механика, уходя на берег, обязан оставить своему помощнику или вахтенному начальнику устное или письменное распоряжение о выполнении необходимых работ и принятии мер, обеспечивающих безопасность судна, и сообщить свое место пребывания. 6. До выхода судна в рейс капитан-1 помощник механика обязан: 6.1.при получении рейсового задания обсудить с командным составом особенности предстоящего рейса, ознакомиться с районом плавания по навигационным картам и пособиям, рассмотреть возможные затруднения, разъяснить необходимость тех или иных действий при различных условиях плавания и дать указания о доведении основных задач и особенностей рейса до всех членов экипажа; 6.2.руководить ходом подготовки судна к плаванию; 6.3.предоставить отдых вахтенным, если они перед заступлением на вахту были заняты исполнением служебных обязанностей или выполняли работу по судну. 7. Перед отходом судна капитан-1 помощник механика обязан ознакомиться с прогнозами погоды и в назначенное время принять от своего помощника и механика рапорты о готовности судна к рейсу, о наличии на борту членов экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне. 8. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, не входящих в штат экипажа, но следующих на судне (должностные лица, пассажиры и т.п.), к назначенному для отхода времени сообщить об этом администрации порта или судовладельцу с указанием фамилии, имени и отчества, должности и времени ухода с судна не явившихся лиц. 9. Остальные действия согласно Устава службы. Общие обязанности капитана -1 помощник механика в период плавания 1. В период плавания капитан-1 помощник механика обязан: 1.1. следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания и заблаговременно принимать должные меры предосторожности, осуществлять постоянный контроль за получением навигационной, гидрометеорологической и других видов установленной информации; 1.2. при движении судна по участкам судоходных путей с особо сложными и опасными для судовождения условиями по вызову вахтенного начальника немедленно выходить на мостик и находиться там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства; 1.3. изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от остальных членов командного состава судна; 1.4.при падении человека за борт принять меры по его спасению и организовать поиск; капитан может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиск безрезультатен; 1.5.в случае подъема кабеля якорем немедленно сообщить об этом в ближайший порт с указанием места и времени его подъема и действовать в соответствии с полученными указаниями. 2. При подходе к районам с опасными условиями плавания принять надлежащие меры в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими документами, а также конкретными условиями и обстоятельствами. 3. Остальные действия согласно Устава службы. Обязанности капитана -1помощника механика при ремонте судна 1. Перед постановкой судна на ремонт уточнить объем ремонтных работ и обеспечить выполнение мероприятий по подготовке и производству ремонта, предусмотренных нормативными документами. 2. В период технического обслуживания береговыми службами, ремонта в навигационный период и ремонта судна без приемки на ответственное хранение обеспечивать постоянное наблюдение и контроль за ходом ремонтных работ и пожарную безопасность судна. 3. При подъеме судна на слип (постановке в док) и спуске его со слипа (выходе их дока) лично руководить работой экипажа. При стоянке на слипе (в доке) оказывать всемерное содействие администрации слипа (дока), а также соблюдать правила стоянки судов на слипе (в доке) в соответствии с действующими нормативными документами. 4. После установки судна на слипе (в доке) совместно с механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, донно-бортовой арматуры, движительно-рулевого комплекса и об их состоянии составить акт. Перед спуском судна со слипа (выходом из дока) аналогичный осмотр производить вновь. 5. Приемка выполненных работ и окончание ремонта оформлять актами в установленном порядке. 6. Остальные действия согласно Устава службы.

Обязанности по соблюдению требований

нормативно-правовых актов по охране труда

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ, соблюдать личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, на причале и в других подразделениях и территории порта.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

Права

1. Капитан–первый помощник механика имеет право в зависимости от конкретных условий или особенностей судна, а также штатного расписания, производить частичное перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа. 2. Капитану-первому помощнику механика предоставляется право устанавливать распорядок дня применительно к конкретным условиям работы судна. 3. Капитан имеет право в необходимых случаях отстранять от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа, списать его с судна и направить в отдел кадров.

Ответственность

1. Капитан – первый помощник механика несет личную ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных действующими правовыми нормами и настоящей должностной инструкцией, а так же за состояние охраны труда на флоте.

2. Несет в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

3. За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.

4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота..

5. За непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и других правил, создающих угрозу деятельности судну и его экипажу.

6. За несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины членами экипажа судна.

Взаимодействие

1. Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей непосредственно решает с директором по эксплуатации флота и диспетчером порта, а при необходимости и с другим персоналом порта.

Квалификация

1. Должен иметь специальное или высшее судоводительское образование, необходимые для исполнения своих обязанностей навыки, знания и умения, соответствующие документы на право занятия данной должности и стаж плавания в должности капитана не менее трех лет.

Руководитель структурного подразделения _____________ .

(подпись, ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт ______________ .

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер по охране труда ______________

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:___________________________ 20 год.

(подпись, Ф.И.О.)

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

капитана плавучего судна [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

Трудовое законодательство Российской Федерации;

Устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

2.2. Капитан плавучего судна обязан:

2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт - также консула Российской Федерации.

2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы - по описи, денежные суммы и ценные бумаги - по кассовой книге и судовую печать.

2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

2.3.7. По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Капитан плавучего судна имеет право:

3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

3.3. В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу.