01.01.2013 г. исполнился год с того момента, как Федеральный закон от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223) вступил в силу. Предприятия, деятельность которых подпадает под нормы ФЗ № 223, осуществляют закупки по новым правилам.

Основой деятельности каждого отдельного заказчика, работающего по нормам ФЗ № 223, стало положение о закупках. Положение о закупках - это тот самый свод «правил», который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Этот документ и стал своего рода ловушкой для заказчиков.

Законом были предусмотрены такие способы закупок, как конкурс и аукцион, которые обязательно должны быть указаны в положении, но главное, что заказчику было дано право размещать заказы иными способами закупок, установив в положении порядок их проведения. Проще говоря, заказчику дали право самому придумывать способы и правила закупок.

Может показаться, что ничего не может быть лучше, чем придумать правила и играть по ним. Но важно понимать, что правила нужно составить так, чтобы не загнать ими себя в угол. Это прежде всего относится к закупкам в электронной форме . Придумать можно закупку любой сложности, но вот найти сайт, на котором возможно ее провести, может оказаться нелегко. Сайт, на котором будут проходить закупки в электронной форме, должен иметь техническую возможность провести закупку в соответствии с правилами, установленными заказчиком. Поэтому требования к закупке в электронной форме необходимо прописывать в положении, исходя из технических возможностей сайта, выбранного для их проведения.

Выбор сайтов, которые предлагают провести закупки по нормам ФЗ № 223, достаточно широк. Каждый из них борется за своих пользователей, стараясь сделать условия работы максимально привлекательными. Поэтому необходимо внимательно подходить к выбору сайта для проведения закупок в электронной форме:

  • изучите регламент или типовые положения, размещенные на сайте;

  • обратитесь в службу технической поддержки сайта за консультацией, не бойтесь задавать все интересующие Вас вопросы о том, какие возможны варианты проведения закупок в электронном виде;

  • узнайте о стоимости участия в закупках как для заказчиков, так и для участников закупок (чаще всего услуги таких сайтов будут платными);
  • уточните, какое программное обеспечение необходимо для работы на сайте (например специальная электронная цифровая подпись);
  • выясните, имеется ли у выбранного сайта для проведения закупок в электронной форме интеграция с Официальным сайтом (http://zakupki.gov.ru/) (далее остановимся на этом подробнее);
  • проанализируйте количество зарегистрированных потенциальных участников закупок на выбранном ресурсе, которые могут стать поставщиками (исполнителями, подрядчиками) по договору;
  • обратите внимание на дополнительные сервисы, которые делают работу сотрудников простой и удобной.

Интеграция сайта, выбранного для размещения закупок в электронной форме по ФЗ № 223, с Официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru/) будет являться плюсом и может облегчить работу. Функция интеграции обеспечивает автоматизированный обмен информацией о закупках с Официальным сайтом. О схеме интеграции с Официальным сайтом также следует уточнять в технической поддержке сайта, чтобы не допустить ошибок в процессе размещения информации о закупках.

Все это поможет сложить общее представление о том, как могут проходить закупки в электронной форме в рамках ФЗ № 223 и выбрать оптимальный способ, подходящий именно Вам. Ведь от этого будет зависеть результативность проводимых закупок.

Проанализировав отдельные положения, наверное, самого обсуждаемого в последнее время ФЗ № 223, подытожим вышесказанное:

1. ФЗ № 223 дает определенную свободу для маневра. Этими возможностями надо пользоваться и организовывать закупочную деятельность предприятия таким образом, чтобы она была удобна и самому заказчику, и поставщикам продукции.

2. К разработке положения необходимо подходить очень внимательно, особенно в части закупок в электронной форме.

3. Не стоит перегружать положение непонятными и ненужными правилами и процедурами - это затруднит работу и запутает поставщиков.

4. Не нужно придумывать закупки в электроннй форме, которые невозможно провести ни на одном из существующих на данный момент сайтов. Сначала выберите сайт для проведения закупок в электронной форме, а потом, исходя из его технических возможностей, отразите правила их проведения в своем положении о закупках.

Таким образом, надеемся, что, руководствуясь этими простыми правилами и рекомендациями, Вам удастся эффективнее осуществлять закупочную деятельность для своей организации в соответствии с законодательством.

Кузьмина Елена Валерьевна,
менеджер НПО «ЭФА»

19.02.2013 г.

У вас остались вопросы о закупках, проводимых в электронной форме в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как выбрать сайт для проведения таких закупок? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Ключевыми нововведениями Закона №223-ФЗ стало установление законодателем общих принципов (основ) ведения закупочной деятельности заказчиков, ключевыми из которых являются принципы обеспечения конкуренции и информационной открытости в процессе закупок товаров, работ, услуг.

Одной из основных форм реализации указанных принципов стало установление обязанности для заказчиков осуществлять закупки определенных товаров, работ и услуг в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона №223-ФЗ определение перечня товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Такой перечень был установлен ПП РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - ПП №616). Таким образом, все товары и услуги, включенные в данный перечень, должны в обязательном порядке закупаться заказчиком в электронной форме.

Также ПП РФ №616 определяет, в каких случаях закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч.15 ст.4 Закона №223-ФЗ не подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика (например, стоимость закупки не превышает ценовой порог, до которого осуществляются закупки способом «у единственного поставщика», прописанный в Положении о закупке).

7.1. Понятие закупки в электронной форме и перспективы увеличения доли закупок в электронной форме

Для рассмотрения особенностей проведения закупок в электронной форме в первую очередь необходимо определиться с понятием «закупка в электронной форме», поскольку ни Закон, ни Постановление в настоящий момент не дают законодательного определения данного понятия.

Своеобразный пробел в правовом регулировании данной сферы отношений, с одной стороны, предоставляет заказчикам определенную свободу действий в определении способа и порядка проведения закупки в электронной форме, но с другой стороны, порождает большое количество споров, связанных с признанием проведенной процедуры закупкой в электронной форме, и как следствие риск признания процедуры и заключенного по ее результатам договора недействительными, а также вероятность привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности.

В частности, на практике нередки случаи, когда заказчики при проведении закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в ПП РФ №616, устанавливают требования о необходимости предоставления заявок участниками закупок на бумажном носителе.

Как показывает судебная практика рассмотрения аналогичных споров, позиция антимонопольной службы и судебных инстанций заключается в том, что «электронная форма проведения торгов исключает любую возможность использования бумажного документооборота, а сама процедура должна проходить с использованием только электронного документооборота» 1 .

Аналогичная позиция по определению закупки, проведенной в электронной форме, была высказана Федеральной антимонопольной службой. Согласно этой позиции «в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» 2 .

В связи с отсутствием в настоящее время единого подхода к определению и классификации закупок в электронной форме в рамках Закона №223-ФЗ, авторы книги считают необходимым выразить свою точку зрения данному вопросу:

  • во-первых, исходя из системного толкования Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись является единственным реквизитом, придающим юридическую силу документу. Сообщение в электронной форме, не содержащее ЭЦП, не может быть идентифицировано как документ, следовательно, его юридическая сила вызывает серьезные сомнения. В этой связи процедуры закупок, проводимые рядом заказчиков посредством приема заявок участников на электронную почту без подписания документов ЭЦП участника, не могут рассматриваться как закупки в электронной форме.
  • во-вторых, возможность признания электронной закупкой процедуры, проведенной вне ЭТП и (или) без использования ЭЦП, будет зависеть от правовой позиции территориального органа ФАС России, которая зачастую может различаться в различных регионах;
  • в-третьих, в настоящее время в России уже сложился функционирующий рынок операторов ЭТП, использующих отработанные механизмы взаимодействия между участниками и организаторами закупки и гарантирующие юридическую чистоту совершаемых сделок, что позволяет законодателю предусмотреть единственно возможный способ проведения процедуры в электронном виде в рамках Закона №223-ФЗ - на сайте оператора электронной площадки.

Указанные пробелы Закона о закупках в части недостаточной регламентации и определенности понятия «закупка в электронной форме» обусловили необходимость внесения изменений в Закон.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.01.2014 года по делу № А40-9514/2013 http://docs.cntd.ru/document/470386578

2 Письмо ФАС России от 05.10.2012 № ЦА/32535

В сентябре 2015 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в котором дается четкое и конкретное определение закупки в электронной форме.
В соответствии с указанным законопроектом под закупкой в электронной форме «понимается закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке. При закупке в электронной форме должна обеспечиваться возможность направления заявок участников закупки в форме электронных документов, конфиденциальность информации, содержащейся в таких заявках, до момента открытия доступа к ним заказчику, а также сопоставление предложений участников закупки о цене договора посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки».

По нашему мнению, указанное определение наиболее полным образом отражает те достижения и опыт проведения регламентированных закупок в электронной форме с использованием ресурсов и функционала операторов электронных площадок как наиболее удобного и надежного способа проведения закупок в электронной форме.

Проведение закупок в электронной форме на электронных торговых площадках в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имело большое значение для развития конкуренции, экономии бюджетных средств заказчиков, а также открытости и гласности при проведении закупок.

В настоящее время эффективность и потенциал электронных закупок в рамках 223-ФЗ раскрыт не до конца. В этой связи предлагаемые законодателем изменения в Закон в части регламентации порядка проведения закупок в электронной форме, а также закрепление ключевой роли операторов электронных площадок при проведении закупок в электронной форме могут способствовать достижению целей и принципов осуществления закупочной деятельности заказчиков, установленных в Законе.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 №867-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В целях осуществления мероприятий дорожной карты были выделены показатели эффективности, которые необходимо улучшать и значения которых необходимо наращивать. Среди таких показателей доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами).

Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок планируется наращивать постепенно. Так, к концу 2014 года доля электронных закупок должна составить не менее 40%, в декабре 2015 года - не менее 45%, в декабре 2016 года - не менее 50%, в декабре 2017 года - не менее 60%. К концу 2018 года доля таких закупок должна составить не менее 70% в общем объеме закупок, проводимых открытыми конкурентными способами.

7.2. Особенности проведения и преимущества процедур закупок в электронной форме

По общему правилу при проведении процедур закупок в электронной форме документооборот (в т.ч. подача заявки, изменения извещения и документации о закупке, разъяснения документации о закупке и т.п.) осуществляется в электронной форме на электронных торговых площадках.

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.

Проведение закупок на электронной площадке имеет ряд несомненных преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков:

ПРИМЕР: Если по технически причинам заказчик не получит заявку поставщика (например, сервер организации распознает заявку участника как спам и заблокирует электронное письмо), заказчик будет нести ответственность за ограничение конкуренции.

При приеме заявок на электронную почту заказчик обязан проверить, действительна ли электронная подпись. Электронная площадка сама принимает, регистрирует и хранит заявки, осуществляет проверку ЭЦП.

При закупках на электронной площадке заказчику также не нужен аукционист, специальная программа, не нужно тратить целый день на организацию аукциона.

При проведении закупки не в электронной форме заказчику рекомендуется вскрытие заявок делать публично: приглашать участников и осуществлять видеосъемку. При получении жалоб видеозапись послужит доказательством невиновности заказчика.

При проведении закупки на ЭТП такая необходимость отпадает - сама площадка служит гарантом того, что заказчик ничего не сделал с заявками.

Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Наряду с вышеуказанными преимуществами электронная торговая площадка ОТС-tender предлагает ряд дополнительных возможностей, повышающих простоту и удобство проведения закупок:
1) электронная площадка OTC-tender интегрирована с сайтом www.zakupki.gov.ru , на котором все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, обязаны размещать информацию о закупках. Достаточно зайти на электронную площадку OTC-tender, разместить там всю информацию и нажатием одной кнопки отправить эту же информацию на сайт www.zakupki.gov.ru, затем зайти на ООС и подтвердить эту информацию своей электронной подписью;
2) возможность проведения закупок в электронной форме любым способом , поскольку функционал площадки позволяет заказчику исполнить любые пункты его положения о закупках;
3) реальная экономия для заказчиков (снижение цены заказа до 15% за счет высокой конкуренции на торгах среди поставщиков, автоматизация трудоемких операций по размещению заказа и организации торгов, рост рентабельности за счет снижения издержек и лучших условий поставок);
4) Низкий процент несостоявшихся процедур (на площадке аккредитовано более 100 000 поставщиков, заключено договоров на общую сумму 1,5 трлн. рублей);
5) Бесплатное обучение для заказчиков.

Общий порядок проведения процедур закупок в электронной форме подобен порядку проведения обычных процедур закупки, которые осуществляются с использованием документов на бумажных носителях и/или документов в электронной форме.

Поскольку законодателем не установлены конкретные способы закупки , проведение которых может быть осуществлено в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок, на которых такие закупки могут быть проведены, заказчик самостоятельно в своем положении о закупке должен прописать наименование и интернет-адрес электронной площадки, на которой он проводит электронные закупочные процедуры, и указывать ее адрес в извещении о проведении процедуры закупки в электронной форме.

Кроме того, заказчик в положении о закупке должен указать, какие конкретно способы закупки в электронной форме он будет использовать и в каком порядке данные закупки будут осуществляться, так как электронная форма в части применения Закона №223-ФЗ не ограничивается электронным аукционом, как в госзаказе.

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Регистрация на площадке полностью бесплатная .

Все услуги для заказчиков - бесплатны .

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 590 тыс. руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 900 рублей.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии , которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение одного, трех, шести или двенадцати месяцев в размере 5 000 рублей, 14 000 рублей, 28 000 рублей, и 55 500 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС.RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель).
1. Аккредитация на ОТС.RU. Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.
2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.
3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

7.3. Последствия нарушения порядка осуществления закупки в электронной форме

5 мая 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), который устанавливает административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст. 7.32.3 КоАП РФ при невыполнении требований ПП РФ №616 (осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме, в случае если такая закупка должна осуществляться в электронной форме) субъект, совершивший правонарушение, привлекается к административной ответственности:

В качестве должностных лиц выступают лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, в соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ. По общему правилу административная ответственность за данное правонарушение наступит в отношении лица, принявшего решение о закупке не в электронной форме: при наличии приказа о проведении закупки в электронной форме - для лица, подписавшего приказ, при отсутствии приказа - для лица, утвердившего документацию о закупке.

Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

  • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
  • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
  • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
  • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
  • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
  • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
  • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
  • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
  • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
  • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.

Один из самых больших штрафов предусмотрен за проведение не в электронной форме закупки, которая должна проводиться только в электронной форме (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №616). Штраф должностному лицу - от 10 до 30 тыс. руб., юридическому лицу - от 100 до 300 тыс. руб. Если такое нарушение повторяется более двух раз, штраф должностному лицу - от 40 до 50 тыс.руб., либо дисквалификация (по решению суда).


Если порядок закупки должен соответствовать 44-ФЗ, но заказчик провел ее не по 44-ФЗ, то на должностное лицо налагается штраф в размере 20 - 30 тыс.руб., на юридическое - от 50 до 100 тыс.руб.

Также штрафы предусмотрены за:

Нарушение сроков публикации и неразмещение в ЕИС обязательной к размещению информации;

Нарушение сроков публикации и неразмещение в ЕИС изменений в Положение о закупке;

Несоблюдение требований к извещению и документации;

Предъявление к участнику требований, не указанных в документации;

Невыполнение законного предписания или решения;

Непредоставление или нарушение сроков предоставления, либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках (если участник уклоняется от заключения договора, либо договор с участником расторгнут по решению суда в связи с ненадлежащим его исполнением).

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Почему электронные закупки лучше обычных?

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.


Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Аккредитация на площадке полностью бесплатная.

Все услуги для заказчиков - бесплатны.

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 500 тыс.руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 тыс. руб.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии, которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение трех, шести или двенадцати месяцев в размере 20 000 рублей, 35 000 рублей и 60 000 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС. RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель)

1. Аккредитация на ОТС. RU . Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.

2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.

3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

Обучение

Возможные варианты проведения обучения:

Очное практическое обучение сотрудников в компьютерном классе

  • Каждый из сотрудников под руководством преподавателя проводит ряд закупочных процедур на учебных версиях площадок ОТС.RU

Очное практическое обучение сотрудников в формате презентации

  • Преподаватель в формате презентации проводит ряд закупочных процедур на учебной площадке ОТС.RU

Заочное обучение в виде вебинара

  • Преподаватель демонстрирует работу на площадке используя конференцсвязь (online-вещание)

Вопросы слушателей

Вопрос: Техобслуживание автомобиля стоимостью до 100 тыс.руб. по 223-ФЗ также проводится в электронной форме?

Ответ: Если в Положении предусмотрено, что закупки до 100 тыс.руб. осуществляются у единственного поставщика, то заказчик может закупать у единственного поставщика, в том числе не в электронной форме.


Вопрос: Если в Положении о закупке указано, что заказчик вправе закупать ТРУ на сумму до 1 млн.руб. у единственного поставщика, может ли заказчик закупать ТРУ из Перечня не в электронной форме на сумму свыше 100 тыс.руб.?

Ответ: В таком случае заказчик может закупать ТРУ, входящие в Перечень, не в электронной форме, если стоимость не превышает 1 млн.руб.


Вопрос: Как проводится закупка у единственного поставщика?

Ответ: На площадке ОТС-tender можно разместить извещение о закупке у единственного поставщика. Это не будет электронной закупкой, но данные интегрируются на Официальный сайт.

Кроме того, составе в Группы площадок есть интернет-магазин для проведения закупок небольшого объема ОТС-market.


Вопрос: Планируется закупка работ по реконструкции здания. Под действие какого закона попадает такая закупка?

Ответ: Если автономному учреждению, ГУПу, МУПу деньги выделяются из бюджетной системы, то закупка проводится по 44-ФЗ, если средства внебюджетные, то - в соответствии с 223-ФЗ. Статья 15 Закона №44-ФЗ.


Вопрос: Какие документынеобходимо размещать при закупке продуктов питания у единственного поставщика на сумму 120 тыс. руб.?

Ответ: Если на закупку продуктов питания заключен один договор на 120 тыс. руб., то такая закупка включается в план закупок с указанием способа закупки «у единственного поставщика», на Официальном сайте публикуется извещение, документация о закупке, проект договора, протокол. Закупка включается в ежемесячный отчет.


Вопрос: Обязан ли заказчик готовить извещение, документацию о закупке и публиковать данную информацию на сайте, если это закупка стоимостью до 100 тыс. руб.

Ответ: В 223-ФЗ указано, что если закупка не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс.руб.), то сведения о ней могут не публиковаться.


Вопрос: После внесения изменений в Положение о закупке и план закупки работать по нему можно только через 10 дней после его публикации. Так ли это?

Ответ: 223-ФЗ не устанавливает такой нормы. Измененное Положение о закупке начинает действовать с момента его публикации на Официальном сайте. В соответствии с 223-ФЗ заказчик должен опубликовать изменения в Положение в течение 10 дней с момента их принятия.

Если необходимо установить срок, по истечении которого начинает действовать опубликованное на Официальном сайте измененное Положение, то это следует прописать в Положении.


Вопрос: Можно ли в Положением о закупке установить, что закупки стоимостью до 300 тыс.руб. осуществляются у единственного поставщика? И может ли заказчик не публиковать документацию о таких закупках?

Ответ: Заказчик может установить такое условие в Положении о закупке. Документацию о закупке до 500 тыс.руб. вправе не публиковать заказчики, у которых выручка за прошедший год превышает 5 млрд. руб. Для все остальных этот порог - 100 тыс. руб., все закупки ниже этой суммы обязательно публикуются независимо от формы и способа ее проведения.


Вопрос: Как правильно обосновать цену?

Ответ: 223-ФЗ не устанавливает обязанность обосновывать цену. Если заказчик считает необходимым обоснование цены, следует прописать это в Положении о закупке. Однако по крупным закупкам целесообразно выводить обоснование цены и хранить для внутреннего пользования.

Вопрос: Автономное учреждение планирует закупку работ по проведению автономного отопления за счет средств областного бюджета. Под действие какого закона попадает данная закупка?

Ответ: Если такая закупка относится к капитальным вложениям, то автономное учреждение должно действовать по 44-ФЗ, если нет, то - по 223-ФЗ. Единого списка вложений, которые относятся к капитальным, нет, и многие заказчики направляют запросы в Минэкономразвития о разъяснении.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для её функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также - программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учётом положений настоящей статьи.

Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

При направлении оператором электронной площадки заказчику электронных документов, полученных от участника конкурентной закупки в электронной форме, до подведения результатов конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об этом участнике, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в конкурентной закупке в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.

Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

  • 1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику в сроки, установленные извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацией о конкурентной закупке в электронной форме;
  • 2) о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений (если подача дополнительных ценовых предложений предусмотрена извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме и документацией о конкурентной закупке в электронной форме) до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в неё изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.