Даниил Фесюк , заместитель руководителя ФАС России, выступил модератором конференции « . Ценообразование, финансовый мониторинг, госконтроль», которая проходила 11 декабря 2017 года в Санкт-Петербурге.

После завершения мероприятия Д.В. Фесюк ответил на вопросы редакции "Новый оборонный заказ. Стратегии".

- Даниил Валерьевич, что для вас означает участие в этой конференции?

Я здесь не первый раз, приехать сюда - это осознанный выбор. На этой площадке (организатор "Дифанс Медиа" - ред. ) всегда собирается большая аудитория, очень внимательная и профессиональная. Вопросы задают того уровня, который мне интересен. Я слышу и экономистов, и юристов. И это практики. Нынешняя конференция не исключение. Много участников, много интересных вопросов.

Участие в таком мероприятии позволяет мне получить обратную связь. Иначе как корректировать работу службы? Это главная причина моего приезда в Санкт-Петербург. И, конечно, конференция дает возможность донести до исполнителей инициативы, которые прорабатываются ФАС либо самостоятельно, либо в кооперации с другими федеральными ведомствами. Перед нами стоит задача быстрее донести разъяснения о новых правилах, чтобы они сработали так, как были задуманы. Эффекта неожиданности в экономике нужно всячески избегать! ФАС старается не только готовить инициативы, но и платформу для их реализации.

Насколько оперативно решаются проблемы в сфере ГОЗ, о которых говорят исполнители на различных конференциях и семинарах?

ФАС это орган, куда в основном поступают жалобы. Как только возникают пики обращений по какой-то узкой проблеме, мы на это стараемся сразу реагировать. Самые сложные изменения в законодательстве требуют на реализацию (с учетом всех процедур прохождения) около года; акты Правительства РФ – это максимум квартал-полтора. А на уровне ведомства мы укладываемся в несколько месяцев. У нас нет темы, которая бы оставалась нерешенной более года.

Расскажите, пожалуйста, о сюрпризах, которые вы подготовили для предприятий, работающих с оборонным заказом?

Главный подарок мы уже преподнесли. Это акт по ценообразованию в сфере ГОЗ. Теперь это единый полноценный нормативный документ. И новизна его даже не в форме. Мы убрали огромное количество противоречий, «отсекли» хвост нормативных актов, которые были приняты в давние времена и имели статус «полудействовавших», потому что опирались на документы, которые однажды были отменены. Теперь мы перешли в статус полноценного действия и привели нормативную базу к состоянию 2020г., т.е. сработали даже на опережение. Для всех, кто работает в сфере гособоронзаказа, эти решения были ожидаемы. И теперь все хотят убедиться, что это действительно случилось!

Беседовала Ирина Новикова.
Фото: Анна Аникина.

Заместители руководителя ФАС России и начальники профильных управлений службы подвели итоги работы во всех сферах деятельности антимонопольного органа.

26 октября состоялась 10-я ежегодная конференция "Антимонопольное регулирование в России ", организованная газетой "Ведомости" и Ассоциацией антимонопольных экспертов при поддержке Федеральной антимонопольной службы России .

Даниил Фесюк, заместитель главы ФАС РФ (фото из архива журнала "НОЗС").

В конференции принимали участие представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также ведущие юристы, экономисты и представители корпораций.

В рамках первой сессии обсуждали основные события 2018 года и их влияние на антимонопольное регулирование.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал о подписанном Президентом РФ Указе "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" , который назвал историческим событием для антимонопольного регулирования в России.

"Документ ввел новое качество развития конкуренции: в первом пункте Указа активное содействие развитию конкуренции обозначено в качестве приоритета в деятельности Президента и Правительства РФ, федеральных, региональных и местных органов власти. Это говорит о том, что принятие всех решений в стране должно проходить через призму оценки последствий для конкуренции... На заседании Госсовета Президент собрал не только Правительство, но и всех глав 85 субъектов, дав им четкое поручение: заниматься развитием конкуренции серьезно, чтобы оно стало ощутимым", - подчеркнул он.

Замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин обратил внимание на практическую реализацию Нацплана и проводимые ведомством структурные реформы в сфере регулирования рынка газа, нефти и нефтепродукто в, тарифной политики, а также цифрового рынка.

"Кардинальным образом поменялась общая ситуация в экономике, идут процессы цифровизации , антимонопольные органы отреагировали на изменения. Существенно изменилась практика антимонопольного реагирования... Указ Президента нас ориентирует на совершенствование нормативно-правовой базы, которая позволяет обеспечить правовые рамки реагирования на происходящие изменения в экономике", - сказал Голомолзин .

Говоря о работе антимонопольного ведомства в области тарифной политики , заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский отметил:
"В настоящий момент у нас нет базового инфраструктурного закона, который определяет порядок установления тарифов. В условиях современной экономики это абсолютно неправильно, поэтому проект Федерального закона об основах государственного регулирования цен, подготовленный ФАС России , должен обеспечить понятные и прозрачные правила в сфере тарифного регулирования".

Об основных тенденциях в сфере гособоронзаказа и деятельности ФАС России рассказл заместитель руководителя ведомства Даниил Фесюк .

"Оборонно-промышленный комплекс обладает особой спецификой, - отметил он. – С одной стороны у нас единственный потребитель, с другой – единственный поставщик на многих ступенях кооперации. Это абсолютная несовершенная конкуренция. Постановление Правительства РФ №1465 , вступившее в силу с начала этого года, направлено на то, чтобы монополии относились к деньгам, получаемым из бюджета, как к своим. Далее эта философия должна распространяться по всей цепочке кооперации. Мотивация – гарантия сохранения у предприятий экономии , полученной за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции".

"Также важный шаг этого года – внесение изменений в закон "О гособоронзаказе" в части расширения запрета на установление цен выше рыночных на продукцию, поставляемую по госконтракту", - добавил Даниил Фесюк и пояснил, что в случае нарушений предприятия ждут серьезные последствия , в частности, это может быть изъятие дохода, полученного незаконным путем.

Фото с сайта ФАС России

Об ужесточении ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России :

"Поручение Президента – усилить уголовную и административную ответственность за участие в картелях . ФАС России активно сотрудничает в этом направлении с правоохранительными органами. Антимонопольная служба состоит в межведомственной группе по противодействию картелям при Генеральной прокуратуре РФ. Такие же группы будут созданы и на уровне субъектов РФ. Ранее уголовные дела по картелям были единичными. В этом году возбуждено более 20 уголовных дел, первые из которых уже рассматриваются судами. В отношении участников картелей следствием и прокурором все чаще избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом практически все дела, находящиеся в настоящее время в производстве, тем или иным образом связаны с органами власти, и их представители также привлекаются к уголовной ответственности".

Как заметил Андрей Тенишев , ежегодно ФАС России выносит около 200 решений по антиконкурентным соглашениям с участием органов власти.

16.02.2015 06:02, Амурская область, сайт:

Начальник управления Овчинников Максим Александрович, Заместитель руководителя Фесюк Даниил Валерьевич

Назначенные руководители будут курировать новые управления антимонопольной службы по контролю в сфере гособоронзаказа.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 года № 208-р Максим Овчинников назначен на должность заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы.


Ранее распоряжением Правительства Российской Федерации №31-р от 17 января 2015 года Даниил Фесюк также назначен на должность заместителя руководителя ФАС России.


Напомним, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №1489 от 25 декабря 2014 функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа переходят ФАС России.


К уже существующим управлениям антимонопольного ведомства добавляются: Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере гособоронзаказа, Управление контроля государственного оборонного заказа, Управление тылового обеспечения и капитального строительства в сфере ГОЗ, Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности, Юридическое управление в сфере государственного оборонного заказа, Управление контроля машиностроения, судостроения и радиоэлектронной промышленности в сфере ГОЗ.


Функции новых управлений:


  • Контроль за соблюдением головными исполнителями и исполнителями ГОЗ требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере гособоронзаказа;

  • Надзор за взаимодействиями федеральных органов исполнительной власти и ГК "Росатом" при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций;

  • Контроль за соблюдением правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, не имеющих отечественных аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем;

  • Проверка фактов повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ;

  • Определение порядка проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере гособоронзаказа;

  • Контроль за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении оборонного заказа;

  • Контроль за соблюдением госзаказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере гособоронзаказа, в том числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение ГОЗ, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам).

Справка:


Даниил Фесюк

родился 8 февраля 1972 года в г. Тула, окончил Военный инженерный строительный институт (г. Санкт-Петербург); Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации; курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

В 1994-2005 гг. проходил службу в Вооруженных силах РФ на офицерских должностях, в том числе более 5 лет в Генеральном штабе Вооруженных сил РФ. В 2005-2012 гг. занимал должность начальника управления Федеральной службы по оборонному заказу. Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2012 года назначен заместителем директора Федеральной службы по оборонному заказу, с 14 июля 2014 года исполнял обязанности директора Федеральной службы по оборонному заказу.

Награжден медалями «За заслуги перед Отечеством» II и I степени; имеет классный чин: действительный государственный советник 3 класса.


Максим Овчинников

родился 11 сентября 1983 года. В 2004 году окончил бакалавриат экономического факультета Астраханского Государственного Университета по специальности экономическая теория.

В 2006 году окончил магистратуру экономического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, специальность экономическая теория. Кандидат экономических наук.

В антимонопольных органах с 2007 по 2008 занимал должность ведущего консультанта Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы. С 13 февраля 2008 по 22 декабря 2009 года - заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы. С 22 декабря 2009 года - начальник Управления контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса.

«Новости»

Антимонопольная служба оштрафовала ФГУП «Космическая связь» на 5 млн рублей

Даниил Фесюк назначен замглавы ФАС

Даниил Фесюк назначен замглавы ФАС, говорится в распоряжении правительства России. Ранее — с июля 2014 года — он занимал в Федеральной службе по оборонному заказу должность врио директора.

Правительство России назначило Даниила Фесюка заместителем главы ФАС. Об этом говорится в распоряжении кабмина.

«Назначить Фесюка Даниила Валерьевича заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы, освободив его от занимаемой должности», — цитирует кабмин ТАСС.
источник: http://www.tvc.ru/news/show/ id/59625

Даниил Фесюк из Рособоронзаказа назначен замглавы ФАС

Правительство назначило Даниила Фесюка на должность замглавы Федеральной антимонопольной службы, говорится в сообщении кабмина.

«Назначить Фесюка Даниила Валерьевича заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы, освободив его от занимаемой должности», - говорится в сообщении.

Ранее Фесюк находился на должности врио директора Федеральной службы по оборонному заказу.
источик: http://www.gazeta.ru/business/ news/2015/01/19/n_6838889. shtml

Даниил Фесюк назначен и. о. главы Рособоронзаказа

Даниил Фесюк назначен заместителем руководителя ФАС

С июля прошлого года он занимал должность врио директора Федеральной службы по оборонному заказу

МОСКВА, 19 января. /Корр. ТАСС /. Правительство РФ назначило Даниила Фесюка заместителем главы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). Об этом говорится в распоряжении кабмина.

Закупки для объекта космодром «Восточный» под контролем ФАС

В г. Углегорск (Амурская область) состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам строительства космодрома «Восточный» под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Даниил Фесюк станет и.о. главы Рособоронзаказа

Фесюк занимает пост заместителя директора службы с 2012 года, до этого он работал в Рособоронзаказе в должности начальника одного из управлений.

МОСКВА, 16 июл - РИА Новости. Глава кабинета министров Дмитрий Медведев возложил исполнение обязанностей главы Рособоронзаказа на заместителя главы ведомства Даниила Фесюка, соответствующий документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

Исполняющим обязанности директора Рособоронзаказа назначен Даниил Фесюк

Москва, 16 июля. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил исполняющего обязанности директора Рособоронзаказа заместителя главы ведомства Даниила Фесюка. Соответствующий документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

«Возложить временно исполнение обязанностей директора Федеральной службы по оборонному заказу на заместителя этой службы Фесюка Даниила Валерьевича», — говорится в тексте распоряжения.

Даниил Валерьевич Фесюк – заместитель руководителя ФАС России, член Коллегии ВПК, ответственный секретарь Комиссии по строительству космодрома «Восточный». До 2015 года возглавлял Федеральную службу по оборонному заказу.

В эксклюзивном интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» Даниил Валерьевич рассказал о роли ФАС в реализации актуальных стратегий развития оборонно-промышленного комплекса.

– Начиная с 2015 года, в оборонных отраслях происходят глобальные изменения на разных уровнях, от законодательства и реструктуризации государственного управления до модернизации производств и роста объемов гособоронзаказа. Вы были непосредственным участником многих процессов, в том числе новаций в законодательной и управленческой сфере. Какие основные цели были поставлены, что удалось реализовать? Можно ли считать последние три года судьбоносными для будущего ОПК России?

– Процессы, которые вполне можно считать судьбоносными, начались гораздо раньше. Структура контроля ОПК начала складываться еще в 2005 году. Тогда в соответствии с указом Президента была создана Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ»), задачи которой включали формирование контроля исполнения гособоронзаказа. Этот орган входил в структуру Минобороны, хотя и был самостоятельной единицей. Комплектовался «Рособоронзаказ» в первую очередь военнослужащими и специалистами подведомственных военных институтов.

– В чем состояла основная суть запущенных еще в 2005 году процессов?

– Появление специального контрольного органа было обусловлено изменениями в структуре ОПК. Контроль часто представляют себе как предупреждение административных и уголовных правонарушений. Это так лишь отчасти. Чуть ли не первостепенная задача контроля – это обратная функция в системе управления. В каждый период развития ОПК она имеет свои уникальные черты.

В середине-конце нулевых, после стихийно-взрывной приватизации, появились сотни по сути новых предприятий, и не очень понятно было, кто работает на этом рынке и что производит. Предприятия теряли и меняли специализации, происходил разрыв старых кооперационных связей, и уже на рыночных условиях выстраивались новые. Не было ясной картины того, как производится вооружение. Тогда нужна была в первую очередь контрольно-оценочная структура, которая формировала бы объективную картину состояния ОПК. Эти функции первоначально и взял на себя «Рособоронзаказ», изначально у него не было даже никаких карательных функций. Зато была, в частности, функция лицензирования, которая в то же время решала задачу сбора информации, своеобразной ревизии ОПК. Проверки при выдаче лицензии, при которых надо было выезжать на место и оценивать положение дел на предприятии, позволяли по частям собирать общую картину.

На рубеже 2006 года страна перешла к системе регулирования госзакупок через контрактную систему и конкурентные торги. И тогда начал происходить процесс разделения контроля: гражданская сфера закрепилась за ФАС РФ, а контроль над заключением и исполнением контрактов по гособоронзаказу остался в специализированной структуре Минобороны. Это разделение позиционировалось как необходимое в связи с наличием государственной тайны, но на самом деле связано было с более глубокими процессами. Прежде всего, с тем, что конкуренция в ОПК в любой стране основана не на ценовых экономических показателях, а на соревновании инженерной мысли.

– Получается, что рыночные механизмы к оборонке неприменимы?

– И да, и нет. Просто общий унифицированный подход неприменим. Переход на конкурентные процедуры и публичность в закрытом контуре ОПК не работали. Под лозунгом конкуренции начали активно внедряться недобросовестные игроки. Создание иллюзии конкуренции было некоторым лукавством со стороны государства, поскольку в ОПК всегда был контроль цен, нормативы рентабельности, единственные поставщики и т.д.

Теперь, когда построены эффективные интегрированные структуры, ситуация качественно изменилась, конкуренция стала профессиональной и реальной, ее основные площадки, по сути, – советы генеральных конструкторов, советы директоров крупных корпораций и наблюдательные советы. Так и должно быть в ОПК, здесь, в отличие от гражданского сектора, далеко не везде может превалировать ценовая конкуренция. Расходы на оборону определяются процентом от общего государственного бюджета, возможностями экономики. Этих средств всегда недостаточно. В таких условиях конкуренция состоит не в том, чтобы что-то продать дешевле, а в том, чтобы создать такое инженерное решение, которое позволит делать то, что соответствует потребностям страны в вооружениях.

Однако нельзя утверждать, что рыночные реалии не затрагивают оборонные предприятия. Спектр приложения усилий большинства из них лежит сразу в двух плоскостях: рыночной и регулируемой государством. Оптимизация балансирования между двумя этими реалиями в оборонной сфере и есть одна из задач ФАС.

Все в мире ускоряется; интеграционные процессы, государственно-частное партнерство, внедрение новых финансовых механизмов требуют оперативности. ФАС находится в постоянном общении со всеми субъектами ГОЗ и реагирует на проблемные моменты в правоприменении, чтобы своевременно вносить необходимые коррективы. Интеграционные процессы привели к объединению производителей продукции гражданского и военного назначения в холдинги по отраслевому принципу (ОАК, ОСК, ОДК), что, кстати, является одной из предпосылок к успешной диверсификации оборонных производств. При подобном подходе и органы госрегулирования должны иметь компетенции одновременно и в оборонной, и в гражданской составляющей. Этой актуальной тенденции в полной мере соответствует структура ФАС.

– Способствуют ли инициативы ФАС РФ росту конкуренции в ОПК?

– Как я уже говорил, в оборонке конкуренция обладает своими особенностями. В части ценового регулирования функции, которые раньше были у Федеральной службы по тарифам, теперь перешли в ФАС. Мы стараемся способствовать рыночным отношениям там, где они уместны, а где нет – помогаем сформировать эффективную систему ценообразования. Например, в сферах, где уже включены рыночные механизмы, в области стрелкового вооружения или малого судостроения и т.д., мы максимально снижаем контроль, не вмешиваемся. Для сфер, где механизмы свободного рынка неприменимы, на основе практического опыта была сформирована новая система ценообразования. Ключевой особенностью последнего постановления стала фиксация цены на длительный пятилетний период.

– На ваш взгляд, после объединения в отраслевые холдинги уже ничего не мешает диверсификации оборонных предприятий?

– Безусловный барьер для диверсификации – абсолютно разная ментальность и подходы к формированию прибыли рыночных предприятий и предприятий ОПК. Эти перегородки очень устойчивые.

– Надо ли их разрушить?

– Вопрос – за счет чего их разрушать. За счет внешнего фактора? Да, наверное, снижение объемов гособоронзаказа, о котором заявляет руководство страны, окажет определенное влияние. ФАС работает над методами стимулирования повышения производительности труда и снижения издержек, в частности, через ценовое регулирование. Мы не позволяем включать в цену продукции содержание нерентабельного цеха и не даем участникам кооперации заявлять цены выше рыночных. Мы настаиваем на выстраивании системы комплаенса на предприятиях.

Объективно, в отсутствие экономической конкуренции, у исполнителей нет задачи снижения издержек и оптимизации затрат. Подобные предприятия зачастую генерируют неэффективность и продают ее государству. Их главная задача – получить следующий ГОЗ по цене не ниже предыдущего. Эта старая и сложная проблема, и решать ее – задача не только ФАС, но и других ведомств.

Многое уже сделано в последние годы, реализованы программы перевооружения предприятий, которые должны дать новые показатели по снижению издержек. Много задач и у топ-менеджмента, одна из которых – адекватное определение эффективности предприятия.

– Какие законодательные инициативы могут ожидать нас в будущем с подачи вашего ведомства?

– Я бы сегодня даже не стал говорить о законодательных инициативах. В последнее время по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Путина были реализованы серьезные изменения в сфере гособоронзаказа. Наша задача – сделать уже существующие радикальные новации в законодательстве максимально эффективными с точки зрения правоприменения. Последние решения относительно казначейского сопровождения были про диктованы внешними обстоятельствами, и нам тут не приходится выбирать. Пришлось найти способ выйти из публичной сферы в закупках, но в то же время сохранить конкурентную среду. С этой целью была создана специальная закрытая площадка для торгов АСТ ГОЗ, ее задача – обеспечивать комфортные условия для кооперации.

– И в заключение разговора о развитии и значительных переменах в сфере ОПК. Назовите три причины, тормозящие развитие оборонных отраслей и предприятий, и три повода для оптимизма.

– Одна из ключевых проблем – это общий потребительский подход в ОПК, хотя, на мой взгляд, в этой сфере неприемлемы поставочно-закупочные отношения. Люди, которые обеспечивают обороноспособность страны, должны получать внимание и заботу государства. К ним не стоит применять изначально прокурорский подход, и нельзя их бросать в момент заключения контакта, утверждая, что исполнитель обязан делать все, а заказчик ничего. Производство вооружения – это совместный процесс. Формально взаимно потребительский подход оправдывает и одного и другого, и заказчика и исполнителя, но очень плохо сказывается на конечном результате.

Радует, прежде всего, что мы увидели подтверждение высокого качества российских вооружений и высокой боеспособности российских вооруженных сил в сирийском конфликте.

Второй повод для оптимизма – это то, что видно невооруженным глазом. Корпоративная культура в управлении государственными корпорациями сегодня на голову выше, чем пять лет назад. Сформировался грамотный менеджмент как в правовом, так и в экономическом отношении. Государственные органы и корпоративный топ-менеджмент стали понимать друг друга и говорить на одном языке. Появилась конкуренция идей и подходов, что значительно повышает качество корпоративного управления.

Радует и то, что сформировано конструкторское сообщество, и у него появился весомый голос. Но не менее прогрессивный подход я вижу в том, что в ОПК пришли специалисты из других сфер, в том числе из рыночных. Чаще всего такое смешение компетенции позитивно влияет на формирование общего языка взаимодействия и расширяет горизонты мышления и возможностей. Дальнейшее развитие этой синергии даст хороший результат.

Отдельный повод для оптимизма внушает политика, проводимая Минобороны, открытость и готовность к формированию и реализации новых идей. Один из примеров – это создание четкого и понятного механизма контроля финансирования, который способствует повышению эффективности взаимодействия всех участников гособоронзаказа. Я имею в виду ЕИС ГОЗ. Минобороны всегда было самым заботливым и бережным заказчиком, хотя бы исходя из объемов авансирования, а теперь стало еще и самым требовательным. Что, согласитесь, более чем справедливо.

Беседовала Александра Григоренко