Нужно ли перерабатывать батарейки? А если да, то кто и как может на этом заработать?

Одна батарейка - это загрязнение 20 м ² почвы и 400 л грунтовых вод. Тонна батареек - это возможные 5000$ компенсации от «Оператора вторичных материальных ресурсов». Кто, когда и при каких условиях может сделать бизнес на переработке батареек?

В чем вопрос?

«Батарейки? Да что там их собирать, они же маленькие! » - рассуждают скептики. Предприниматели и просто люди с активной позицией видят в этом возможность заработать и улучшить экологическую ситуацию в стране. О том, что вопрос сбора отработанных элементов питания стоит остро, рассказывает Анатолий Калач , сотрудник программы по химической безопасности и отходам «Центра экологических решений»:

«Батарейки на полигонах - это проблема с точки зрения экологии, а значит, и экономики страны. Много значит для ее решения прошлогоднее постановление Совмина (№1124 от 02.12.2014). Документ предписывает всем магазинам (независимо от того, какие товары в них продаются) площадью более 100 м ² иметь контейнер для сбора батареек. В стране насчитывается более 3 тыс таких магазинов.

На сегодня в Беларуси собрано около 30 тонн батареек. Собранные в Минске хранятся на предприятии «Экорес», в регионах - на областных предприятиях Белресурсов. В ближайшее время предполагается, что они будут вывезены за границу на переработку ».

Законодательство обратило внимание не только на сбор элементов питания, но и на их ввоз в страну: почти 3 года действует 313 Указ Президента, внедривший принцип расширенной ответственности, когда при котором производители и импортеры определенной продукции компенсируют переработку ввезенных товаров в будущем.

Можно ли заработать на этом?

В теории - да, в белорусской практике - пока нет. Государство в любом случае зарабатывает - активно (собирая налоги с импортеров батареек и электроники) или пассивно (экономя деньги на экологических инициативах). А могут ли заработать частники?

Могут, полагает Дмитрий Кучук , директор мусоросортировочной станция «Западная». «Собирать и перерабатывать батарейки выгодно и частным компаниям, и государству. Мы - сборщики батареек - можем получать компенсацию в 75 тыс. руб. за 1 кг. Килограмм батареек - это немного, ведь они достаточно тяжелые. Это рентабельно для любой компании при наличии обширной системы сбора ».

Но «можем получать» не равно «получаем». Наталья Гринцевич , директор «Оператора вторичных материальных ресурсов» - организации, которая должна выплачивать компенсацию за сбор элементов питания, рассказала, что деньги пока не выплачиваются. «Мы - организация которая координирует действия участников процесса, но не собирает, не обезвреживает и не перерабатывает батарейки. У нас пока не перерабатываются элементы питания, а значит, мы не можем выплачивать компенсацию тем, кто их собирает ».

В чем же интерес частной компании? «Большая часть проектов, связанных с экологией, нерентабельны , - развеяла наши мысли о возможности заработка «денег на батарейках» Наталья Гринцевич. - Во всем мире эти проекты финансируются государством, а оно берет средства из налогов, уплачиваемых импортерами техники и батареек. В Беларуси импортер имеет выбор: заплатить 100% от потенциальной стоимости утилизации элементов питания (потенциальной, поскольку только малая их толика будет собрана должным образом) или собрать своими силами 15% от объема ввезенных элементов питания ».

Заработать может и переработчик, принимающий батарейки на переработку. Увы, не наш. Своего производства по переработке элементов питания у нас пока нет. Сейчас прорабатывается вопрос о том, что выгоднее: построить свой завод или вывозить батарейки за границу, оплачивая работу переработчика. Решение зависит от того, какие объемы батареек можно собирать в перспективе - с малыми объемами нерационально строить свое производство.

Собранные для переработки элементы питания и мобильные телефоны на финском предприятии Akkuser:

«Я считаю, что строить собственное предприятие, занимающееся переработкой отработанных элементов питания, нам не стоит: процесс сложный, а потенциальная опасность для окружающей среды высокая , - рассуждает Анатолий Калач. - В Беларуси не образуется таких объемов отработанных батареек, чтобы строить свое предприятие, тем более что оно будет стоить значительных средств. Например, в Финляндии, перед запуском подобного завода, накопили около 100 тыс. тонн элементов питания - чтобы завод работал без остановки ».

Часть продуктов переработки утилизируется после извлечения потенциально вредных веществ, а часть - продается металлургическим предприятиям. Из тонны переработанных батареек для вторичного использования доступно большое количество тяжелых металлов. Такой же объем нужных металлов содержится в целом железнодорожном вагоне железной руды.

Что мешает «делать деньги» на батарейках

Дмитрий Кучук полагает, что в целом государство создало условия для сбора и переработки батареек, но остаются некоторые вопросы. Например, монополия со стороны «Оператора вторичных ресурсов». «Важно, чтобы интересы частного бизнеса и органов госуправления были представлены на одинаковом уровне, чтобы все участники процесса имели возможность влиять на него. Это куда лучше, чем директивные решения министра или руководителя предприятия-монополиста: они не всегда знакомы с ситуацией изнутри . - замечает эксперт.

Экологическая инициатива пересекается здесь с коммерческими соображениями «частников» и государства. Учредитель Оператора вторичных ресурсов - Министерство ЖКХ, а оно большую часть финансирования направляет в госорганизации, в то время как активный частный бизнес находится на 2 плане. Если инициатива по сбору и переработке батареек не будет поддержана Оператором, а выплата компенсации не будет налажена, то процесс застопорится. Нужно наладить диалог между государством и частными компаниями ».

Может быть, мы собираем недостаточно батареек? Достаточно для своего места и времени - уверены специалисты. «Сказать, что мы собираем мало батареек, нельзя. Активно использовать электронику с элементами питания мы стали не так давно. Но потребление техники растет - количественно и номенклатурно - а значит, будут расти объемы собранных батареек » - прогнозирует Анатолий Калач.

Рассуждая о сходстве и различиях нашего подхода к переработке «энергетического мусора» в Европе, Дмитрий Кучук говорит: «Белорусское и европейское законодательство в этой области придерживается одного принципа: кто загрязняет, тот и платит. В этом мы похожи на Европу. От Запада мы отличаемся тем, что у нас есть предприятие-монополист, собирающее деньги от импортеров. В разных странах Европы на эту деятельность нет монополии, это коллективное решение. Там созданы условия, которые позволяют любой инициативной группе начать работу и поставить ее на бизнес-рельсы. Переработка батареек и аккумуляторов в Западной Европе также рассматривается с точки зрения извлечение ресурсов и их вторичного использования ».

Как показывает практика других стран, в переработке элементов питания, бытовой техники, макулатуры более мобильными и эффективными оказываются частные предприятия. В системе ЖКХ это делается для отчетности: их не стимулируют ни финансовая, ни экологическая составляющая.

Борьба с батарейками в России

В России сбор батареек официально был запущен осенью 2013 года. Тогда готовность принимать и перерабатывать отработанные элементы питания выразил челябинский завод «Мегаполисресурс». До этого времени в некоторых городах существовали лишь частные инициативы: местные общественные организации проводили акции, куда люди могли приносить батарейки и другие опасные отходы. Все собранное хранилось до «лучших времен» либо вывозилось за границу. Часто - в Финляндию, где развита сеть пунктов приема, работают перерабатывающие предприятия. Работать по такой схеме удобно было Москве и Санкт-Петербургу, а в остальных городах тема сбора и утилизации батареек поднималась редко.

О том, как сегодня собирают и утилизируют батарейки в России, порталу сайт рассказала Анна Жевачевская , директор компании «Ripe Berry. Экологические программы для бизнеса».

«В Новосибирске мы стояли у самых истоков развития проекта. И мы гордимся тем, что нам удалось создать эффективную систему, выгодную для всех участников процесса, и во многом вдохновить коллег из разных городов России. Наш проект называется «Шаг 2-й: Зеленая цель», а его идея заключается в том, чтобы дать возможность новосибирцам сдавать на безопасную утилизацию отработанную бытовую технику, электронику и батарейки.

Но где организовать такой сбор? Где найти финансирование на организацию проекта? Куда отправлять на переработку? В этом плане нам очень повезло с партнерами. За несколько месяцев до старта проекта ко мне обратился владелец сети магазинов электроники с просьбой помочь организовать в его магазинах пункты приема отработанных батареек и ртутных ламп. Тогда ни они, ни мы не то чтобы не рассматривали эту идею как бизнес-проект, мы просто не знали, как все это можно организовать.

Вскоре мы заключили контракт с финским переработчиком элементов питания и электроники - предприятием Akkuser, и благодаря этому смогли открыть официальные пункты приема батареек. Мы нашли хорошего партнера и по переработке электроники. В наши контейнеры люди могут сдавать батарейки, аккумуляторы, телефоны, зарядные устройства, фотоаппараты и т.д. Весь процесс сбора, хранения, отправки и переработки абсолютно прозрачен. Каждый человек, сдающий батарейки, знает, куда они отправятся, где и как их переработают и какую новую продукцию получат. Каждую зиму мы отправляем не менее 1,5 тонн батареек в Челябинск (в Финляндию отправить так и не пришлось, т.к. появился завод в России). Это один из самых больших показателей по России, хотя пунктов приема у нас не так много - около 10.

Зарабатывают ли на переработке элементов питания российские компании? Анна Жевачевская говорит, что нет, и добавляет: «Самое главное, что все участники ничего не теряют, каждый имеет свою выгоду. Магазины получают пиар, основанный на позитивных идеях заботы об экологии. Мы, как оператор, который позволяет системе эффективно функционировать, имеем небольшую финансовую выгоду, но это все-таки направление социального бизнеса.

А вот переработчики зарабатывают, да. Наш единственный завод, принимающий на переработку батарейки, берет плату за переработку. Если 1,5 года это было 72 рубля за кг., то теперь цена выросла в 2 раза. Их бизнес - это переработка и, соответственно, цены на свои услуги они назначают сами. Кроме того, это предприятие - монополист, сюда везут батарейки со всей страны, а также из соседних государств. И в плане доходности у предприятия есть один огромный плюс - они не создавали с нуля завод для переработки батареек, они просто адаптировали одну из своих существующих линий именно под батарейки.

Отрадно, что действующий в Беларуси принцип расширенной ответственности производителей и импортеров, это отчасти предмет национальной гордости: в России его нет. Он действует лишь в ряде компаний и охватывает минимальный круг коммерческих предприятий. В основном, это крупные иностранные компании, работающие по своему уставу, готовые внедрять принципы «устойчивого развития».

Как рассказывает Анна Жевачевская, в России утилизационный налог действует на предприятиях бумажной промышленности. Однако насколько там исполняются нормы закона, не известно, т.к. большинство таких предприятий используют криминальные схемы по уплате налогов. В коммерческих компаниях пока находят способы избежать ответственности за ненадлежащую утилизацию техники, т.к. контрольно-надзорные органы предпочитают на такие дела смотреть «сквозь пальцы», а несанкционированные выбросы на свалки подлежащего переработке мусора практически никак не пресекаются.

Российская перспектива

Насколько отличаются наши реалии от российских - масштабами и спецификой? «Если говорить о самой переработке элементов питания, то сегодня рано говорить о прибыльности и успешности участников рынка переработки. Дело в том, что основная масса «зелёных инициатив» бизнеса - это довольно не малые сроки реализации проектов, где требуются «длинные деньги» и интерес к продукту переработки. Кредитное плечо для таких проектов может составлять 3-5 лет без положительной рентабельности, а вложения требуются немалые , - говорит Анна.

Не каждый инвестор готов вкладывать деньги на такие сроки под проекты, которые могут окупиться, к примеру, через 50 лет. Что касается коммерческих компаний, то зачастую им негде взять деньги на развитие экологического бизнеса, связанного с утилизацией или переработкой. Обычно это возможно при наличии дополнительных финансовых возможностей предпринимателя или предприятия, в качестве «побочного» бизнеса. Что касается экологии в целом, то государство непременно должно быть активным инвестором в области охраны окружающей среды, т.к. без активного участия государства в защите окружающей среды, проектов по переработке ТБО предприятия сталкиваются с бюрократией и отсутствием интереса к этому бизнесу.

Для России, особенно исходя из нынешней непростой экономической ситуации, тема экологии постепенно отодвигается все дальше и дальше на последний план. Нам все меньше приходится рассчитывать на привлечение инвестиций в нашу сферу и на помощь и участие со стороны государства ».

Правильно утилизировать можно даже самолеты!

Выбрасывайте батарейки правильно!

Каждый авто владелец знает что новый аккумулятор может проработать несколько лет, а далее необходимо либо его восстанавливать, либо же покупать абсолютно новый. Как правило, процесс восстановления стоит в раза два дешевле, а в связи с не очень стабильной экономической ситуацией в нашей стране, люди стараются экономить на всем., в том числе и на обслуживании своего автомобиля. Вот на этом и строится данная бизнес идея – вы будете приводить в жизнь вышедшие из строя аккумуляторы.

Для старта в этом бизнесе, вам не потребуется огромных капиталовложений. Достаточно будет собственного гаража и самое главное, определенных навыков, без которых вы не сможете производить ремонт. Давайте немного поговорим о сути этого бизнеса.

Еще одним видом услуг, которые вы можете предлагать своим клиентам прямо у себя в гараже является — открытие шиномонтажа . Конечно для старта нужно будет закупить немного оборудования, но оно легко окупиться после привлечения постоянных клиентов.

Основные виды поломок автомобильных аккумуляторов, с которыми вам нужно уметь разбираться:

износ боковых пластин аккамулятора . Как правило, при такой поломке электролит имеет черный цвет.

сульфатация пластин — при которой машинный аккумулятор накапливает электричества, но оно вовсе не отдает его.

замыкание пластин между собой .

замерзший разряженный аккумулятор . Физическим признаком является вздутие стенок.

Теперь, зная основное направление работ, вы можете найти методы их решения. Я кратко рассмотрю основные моменты, но как говорится, все нужно пробовать на практике. Итак, приступим.

Методы восстановления автомобильных аккумуляторов.

Замыкание пластин . Это одна из наиболее частых проблем. Для того чтобы убедится что аккумулятор можно восстановить, вам нужно слить электролит и начать промывать с помощью дистиллированной воды. Если после нескольких промываний вы увидели что вода становиться чище, то этот аккумулятор может еще поработать. Если же вода черная и выделяется угольная масса, скорее всего его, восстановить не удастся. Для восстановления используйте десульфатирующую примесь и добавьте ее в электролит. Перед тем как чинить аккумуляторы обязательно ознакомьтесь с инструкциями по использовании данной примеси. Я этого описывать не буду, поскольку это тематика более для автомобильного сайта, а мы расписываем именно бизнес идею.

заряд ревирсивными токами .

процесс восстановления с использованием тренировочных циклов .

восстановление механическим путем (первый пункт, относится к этому типу).

восстановления с использованием импульсных токов .

с добавлением присадок .

Обо всех этих методах вы можете узнать у народных умельцев, но, как правило, они имеют четкую пошаговую последовательность, так что справится с ними, сможет каждый.

Ищете готовое решение для бизнеса в сфере авто? Читайте готовый бизнес план магазина б/у автозапчастей — . Вы сможете узнать какие подводные камни вас ждут при запуске этого бизнеса, и какая окупаемость вложений. Думаем материал вам будет полезен.

Как сделать так, чтобы о вас узнали?

Тут все банально. Берем, распечатываем листовки идем и расклеиваем их в гаражных массивах. Также, можно дать объявления в газеты, или профильные журналы. Можете создать собственный сайт, но это только если вы живете в большом городе. В провинциальном городке, если вы будете делать все качественно, люди сами будут к вам обращаться.

Плюсы бизнес идеи:

— данная услуга в любом случае будет пользоваться популярностью;

— курс стран Европы на экологическую чистоту. Как известно выкинутые аккумуляторы приводят к очень сильному загрязнению окружающей среды.

— данная услуга востребована в любое время года, особенно зимой.

— малая конкуренция.

Минусы:

— в некоторых марках автомобилей аккумуляторы не разбираются и соответственно не подлежат ремонту.

— нужно время на изучение всех моментов и приобретение практических навыков (но это скорее не минус, а так замечание).

— если все же в вашем регионе СТО предоставляют такую услугу, вам трудно будет с ними сотрудничать. В этом случае вы должны предоставлять услуги высшего качества и в некоторых случаях понижать цену, но опять же это все индивидуально.

Твитнуть

Почему именно свинец и серная кислота?

Часто покупатели задают вопрос - а нет ли в продаже более современных АКБ? Почему продавцы предлагают лишь «традиционные» свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, изобретенные еще в 1859 году? И почему им на замену не пришли более современные никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные аккумуляторы? Они более емкие, в них не содержатся токсичные кислота и свинец.

Ответ простой - у них есть недостатки, недопустимые для автомобильных аккумуляторов. У никель-кадмиевых - высокий уровень саморазряда, «эффект памяти», затрудняющий его подзарядку, и большая, чем у свинца, токсичность кадмия. У никель-металлгидридных уровень саморазряда еще больше. Литий-ионные аккумуляторы взрывоопасные, дорогие и теряют заряд при низких температурах. Зарядить литий-ионную батарею непросто: требуется специальное зарядное устройство, работающее по определенному алгоритму.

Так что «по сумме показателей» именно свинцово-кислотные батареи сегодня остаются оптимальным вариантом из всех возможных.

Кальциевая или «гибридная»?

Покупателей пугает слово «гибридная» на маркировке АКБ. А продавец не всегда может объяснить, в чем заключается эта «гибридность».

Стандартная АКБ состоит из шести последовательно соединенных в одном корпусе аккумуляторных «банок». В каждой банке чередуются положительные и отрицательные пластины электродов, покрытые слоем активной массы - у положительных из диоксида свинца, у отрицательных - из губчатого свинца. Электроды (они делаются в виде решеток) изготавливают из свинцового сплава. Но чистый свинец - материал непрочный, и потому его легируют - добавляют в сплав небольшие порции сурьмы или кальция.

«Чисто» сурьмяных аккумуляторов сегодня практически нет - сурьма является катализатором электролиза воды, и такой аккумулятор часто «закипает». Чтобы решить проблему выкипания, сурьму стали заменять кальцием.

Так что сейчас на рынке продают либо «гибридные» АКБ (положительные электроды с добавкой сурьмы, а отрицательные - с добавкой кальция), либо чисто «кальциевые» (все электроды сделаны из свинцово-кальциевого сплава). У «кальциевой» батареи есть свои преимущества - в частности, низкий уровень саморазряда (потеря 50% емкости за 18-20 месяцев) и минимальный расход воды из-за испарения (1 г/Ач). Однако у них есть недостаток - после двух-трех глубоких разрядов такую АКБ невозможно зарядить. У «гибридной» батареи таких проблем нет. Но расход воды в ней в полтора-два раза больше, чем у «кальциевой», - сказывается наличие сурьмы. И уровень саморазряда выше (потеря половины емкости за 12 месяцев). Но при этом «гибридные» батареи тоже не требуют «обслуживания», то есть долива дистиллированной воды в электролит.

Жидкий или гелевый?

Электроды АКБ помещены в электролит, в раствор серной кислоты. Соответственно, существует два вида батарей: с жидким электролитом и «не жидким» электролитом. Наиболее распространены АКБ с жидким электролитом - как более простые и, соответственно, более дешевые. Кроме того, запаса энергии в них хватает на все потребители в стандартном автомобиле.

По батареям с «не жидким» электролитом (иногда их все скопом ошибочно называют «гелевыми») - вопрос более сложный. Батареи, в которых электролит действительно доведен до состояния геля с помощью силикагелей, в настоящее время используются крайне редко: лишь в мотоциклах, да и то эксклюзивных. В батареях с «не жидким» электролитом все свободное место между электродами заполняется микропористым материалом, который пропитывается электролитом. Это технология AGM (Absorbed Glass Material), которая обеспечивает повышение эффективности активной массы за счет лучшего поглощения кислоты, что дает более высокий пусковой ток, стойкость к глубокому разряду, долговечность. Именно такие АКБ лучше всего подходят для автомобилей с системой Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения. Но они - не «гелевые»…

На рынке сегодня востребованы АКБ с «промежуточной» технологией - EFB (Enhanced Flooded Battery). Ее еще называют «технология влажного электрода». В таком аккумуляторе на электроды надеты своеобразные «конверты» из микроволокна. Они тоже удерживают электролит, чем обеспечивает стабильность к циклическому разряду. Но сам аккумулятор заполнен жидким электролитом.

Полярность - Азия или Европа?

Прежде чем предлагать покупателю аккумулятор, стоит спросить у него, в какой стране собран его автомобиль. Потому что азиатские и европейские машины спроектированы под разное расположение клемм на АКБ.

Проще говоря, «прямая», она же «европейская», полярность - это когда при положении батареи «клеммы ближе к вам» плюсовая клемма находится слева, а минусовая - справа. У батареи с «обратной», то есть «азиатской», полярностью все ровно наоборот. Кроме того, у «Европы» и «Азии» может различаться и диаметр контактных клемм. Например, на типе Euro (Type 1) «плюсовая» клемма диаметром 19,5 мм, а «минусовая» - 17,9 мм. А у типа Asia (Type 3) «плюсовая» имеет диаметр 12,7 мм, а «минусовая» - 11,1 мм. Потому на европейскую машину (кстати, сюда входят и «корейцы», собранные у нас в России) установить японский аккумулятор еще можно: существуют переходники с тонких клемм на «толстые» европейские.

Кроме того, существует несколько типоразмеров аккумуляторов. И вполне может быть, что «азиат» просто не встанет на штатное место из-за того, что он меньше или больше…

Что на самом деле важно

Продавцы говорят: покупатель почти всегда не знает, что ему на самом деле нужно. И потому у него возникают все эти вопросы по поводу «кальциевых», «гелевых», «литий-ионных», «японских» АКБ. А потому продавцу важно объяснить покупателю, чего же он хочет - и почему он хочет именно это!

Итак, важнейшими для АКБ являются три параметра.

1. Номинальная электрическая емкость (Ач), она определяется отдаваемой энергией полностью заряженной батареи при двадцатичасовом разряде. Например, обозначение 6СТ-60 значит, что батарея в течение 20 часов будет отдавать ток 3 А и при этом в конце напряжение на клеммах не упадет меньше 10,8 В. Однако это вовсе не означает линейную зависимость времени разряда от разрядного тока. Целый час стабильно отдавать энергию батарея не сможет.

Есть и «неофициальный» параметр - «резервная емкость». Она измеряется в минутах - сколько аккумулятор может работать за себя и за генератор. Например, резервная емкость АКБ легкового автомобиля при нагрузке 25 А и падении напряжения до 10,5 В должна составлять не менее 90 минут.

2. Номинальное напряжение - для АКБ легкового автомобиля оно составляет 12 В. Оно может снизиться при разряде батареи и большой токовой нагрузке. Но экспериментировать, устанавливая АКБ с более высоким напряжением, не стоит…

3. Ток холодной прокрутки (CCA - Cold Cranking Amperes). Этот параметр особо важен в России: он представляет собой величину тока, который батарея способна отдать при температуре -18 о С в течение 10 секунд, напряжением не менее 7,5 В. Чем выше ток холодной прокрутки, тем легче двигатель будет запускаться зимой.

Все эти параметры есть в маркировке на корпусе АКБ.

О чем говорить с покупателем?

Прежде всего, продавец должен выслушать, что у клиента плохо светит, слабо и недолго крутится, а провода для «прикуривания» есть не у всех. И только потом спросить:

а) Сколько лет автомобилю?

б) Страна производства?

в) Ездит ли покупатель зимой или в холодное время ставит его на прикол?

г) Оборудован ли автомобиль Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения?

д) Стоит машина ночью в гараже или «под окнами» во дворе?

е) Тюнингован ли автомобиль, установлено ли на нем дополнительное электрооборудование: подогреватели, нештатная осветительная техника и т.д.?

ж) И самый главный вопрос - на какую сумму покупки рассчитывает покупатель?

Если у покупателя «пожилая» или тюнингованная машина, то стоит порекомендовать аккумулятор с большей емкостью, например вместо 50 Ач взять 55 Ач. Но не надо «перебарщивать» - генераторы имеют строго определенную мощность и перегружать их не рекомендуется. Да и вынуждать покупателя платить лишние деньги тоже не стоит.

Если же автомобиль - «внедорожник» или «паркетник» и ездят на нем любители загородных поездок, то как раз им стоит порекомендовать аккумулятор AGM. У таких АКБ довольно высокий, до 135%, ток холодной прокрутки, более высокая устойчивость к циклам и очень высокая способность к глубокому разряду.

Наиболее сложной частью этого проекта будет организации цепочки сбора отходов - вывоз на утилизацию. Да, бизнес этот не высокомаржинальный, однако и затраты не очень значительны, что подойдет для начинающих предпринимателей. А благодаря высокой организационной сложности он может стать отличной школой для организатора. Конечно этот бизнес остается низкозатратным лишь до того момента, когда вы решите организовать не просто пункт сбора и сортировки, но и собственный цех для утилизации. В этом случае ваши затраты могут составить десятки миллионов рублей, хотя также существенно и прибыли.

“ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА УТИЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЛАМП И БАТАРЕЕК ОЦЕНИВАЕТСЯ В 1,2-1,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ В ГОД”

Итак, вы решили организовать свой пункт по сбору и сортировке для утилизации энергосберегающих лампочек, батареек и бытовой электроники (сюда можно включить как компьютеры и мобильные, так мониторы и телевизоры, а также микроволновые печи и другую кухонную технику).

Учтите, что на вашем пункте приема также будет осуществляться первичная обработка - отделение групп мусора, разделение металлов, редкоземельных элементов, пластика и стекла.

Сразу оговоримся, что расходы доходы можно подсчитать очень приблизительно, многое зависит от ваших организаторских способностей.

Кроме головного пункта, где будет осуществляться как прием, так и сортировка мусора, вам также будет необходимо оборудовать иные пункты. Например, по договоренности проводить совместные акции с торговыми центрами и государственными органами, размещая на их территории контейнеры для сбора ламп или батареек. Возможно оборудование выездного сборного пункта, который будет собирать такой мусор по заявкам. А его рекламу провести с помощью местных экологов в социальных сетях.

Самое главное, что вам за такой мусор платить не придется. А вот вам платить будут. За условный килограмм батареек - около 2 тысяч рублей, за килограмм металлов из энергосберегающих ламп - примерно 1,5 тысячи рублей. А килограмм золота или платины из компьютерных элементов стоит и вовсе космические 320-450 тысяч рублей, правда и такие объем вы едва ли сможете наскребать даже за месяц.

Сколько стоит

Теперь прикинем основные затраты. Создание "ООО" обойдется вам примерно в 15 тысяч рублей. На рекламу особых затрат не будет, коме создания сайта-визитки - это еще около 15 тысяч рублей. В 5 тысяч рублей в месяц вам обойдется телефонная связь с номером (8800) для вашей горячей линии.

Выбирая место для аренды вашего основного склада и сортировочного цеха приглядитесь к промзонам. Там за какие-то 5-8 тысяч рублей за квадратный метр в год вы сможете арендовать теплый склад (необходимое условие). Вам понадобиться не менее 500 квадратов, то есть в год за аренду с учетом "коммуналки" вам придется отдавать примерно 2,3 -4 миллиона рублей. Аванс придется вносить за месяц вперед. Примерно столько же составит ваш месячный оборот. Еще около 300-400 тысяч рублей вам придется потратить на оснащение склада дополнительным оборудованием. Еще в 150 тысяч рублей вам обойдется подержанный автопогрузчик.

Примерно в 800 тысяч рублей вам обойдется покупка "газели" и ее переоборудование в передвижной пункт для сбора утилизируемого сырья.

Для работы на складе площадью в 500 квадратов вам хватит 10 сотрудников - сортировщиков, работающих 5 дней в неделю, с зарплатой в 20-25 тысяч рублей в месяц (итого, около 300 тысяч рублей нужно будет заложить с учетом налоговых вычетов). Также 2-3 человека со схожей зарплатой будут работать в группе приемки (на Газели, а при необходимости и помогать загружать фуры обработанными материалами). Вам будет необходим и кладовщик-логист следящий за объемами материалов на складе - зарплата около 40 тысяч рублей. Все остальное можно передать на аутсорсинг - охрана, бухгалтерия и т.д. Таким образом аутсорсинг и зарплатный фонд отъедят у вас еще примерно 500 тысяч рублей в месяц. Таким образом первоначальные расходы из расчета на три месяца вперед составят около 4-х миллионов рублей

Маржинальность

При обороте в 2-3 миллиона в месяц и более (что реально достигнуть через 3-4 месяца), маржинальность составит около 20%, таким образом, окупаемость первоначальных затрат произойдет в течение первого года функционирования

В наше время переработка аккумуляторов является не только важным производственным процессом, но и выгодным бизнесом, чтобы наладить производство по переработке аккумуляторов, вам потребуются немалые расходы, но в будущем все ваши затраты непременно окупятся.
Вы сможете получать высокий доход от производства новых аккумуляторов, так как переработка аккумуляторов является важной сферой производства.

Для того чтобы этот бизнес приносил вам доход вам потребуется помещение около 10,000 кв.м. (включая заводские помещения). Наиболее прибыльным в данном бизнесе является изготовление SLIсвинцово-кислотных стартерных аккумуляторов от 40 А*ч до 225 А*ч, включая, соответственно «легкую» и «тяжелую» группу батарей. Предприятие с такой площадью рассчитано на переработку 10 тысяч тон использованных аккумуляторов - это почти 1 миллиона единиц в год.

Инвестиции вложенные в данный строительный комплекс составляют более 20 млн. дол.

Если вы строите данное предприятие «с нуля» вам потребуется около 100 специалистов с высоким уровнем заработной платы (200- 300 дол. в. мес.), сотрудники с высокой квалификации, закончившие специализированные вузы. Важным условием процветания данного бизнеса, есть соблюдение всех техническо - нормативных, гигиенических правил безопасности во время оснащения предприятия по переработке аккумуляторов, также вы должны как можно более автоматизировать процесс производства, что уменьшит в дальнейшем ваши затраты на производство.

Производство по переработке аккумуляторов лучше всего размещать в отдаленных от человеческого фактора местах. Для работы данного производства вам в первую очередь понадобится свинец, который нужен для производства новых аккумуляторов.

Технология переработки отработанных аккумуляторов начинается со сливания раствора электролита, который очень опасен для веществ органического и неорганического происхождения.

Следующий этап предполагает выполнения следующих действий: либо аккумуляторные изделия разрезаются, чтобы отделить свинец и полипропилен, и дробятся, либо дробление происходит без подготовки.

Измельченные испортившиеся аккумуляторные частицы измельчают с помощью специальных установок, а полученный результат не превышает спичечного коробка.

Полученная масса помещается в технологическую ванную, где пластик и метал разделяются, их помещают в особые печи, которые выдают вторичное сырье. Полученный продукт характеризуется высоким качеством и может быть использовано на заводах, производящих аккумуляторные устройства, что может стать дополнительным заработком. Такой процесс производства наносит минимальный экологический ущерб, так как вредные испарения вовремя нейтрализуются.

Процесс переработки аккумуляторов непрерывен и очень опасен для окружающей среды, поэтому на каждом этапе производства нужно соблюдать правила безопасности. Также вы сможете получать кристаллический сульфат натрия (используется в стекольном производстве), гранулированный пропилен и шлак, который вы сможете использовать для дорожно - строительного производства, что несомненно принесет вам дополнительный доход.

Для достижения высокого качества продукции и конкурентоспособности данного бизнеса вам необходимо оснастит предприятие современным оборудованием американских и европейских фирм (DIGATRON, SOVEMA, WIRTZ, CATELLI), стоимость данного оборудования начинается от 50 тыс. дол. до 100 тыс. дол.

Бизнес по переработке аккумуляторов несомненно требует привлечения инвесторов и поиск сопутствующих сфер производства, где будит затребована данная продукция, а именно: вам потребуется установить тесные деловые связи с производителями радиотехнических и автомобильных изделий. Особое внимание необходимо уделить производителям, которые занимаются грузовыми автомобилями, тракторами, комбайнами с бензиновым и дизельным двигателем. Немаловажную роль в этом бизнесе играет реклама, что несомненно ускорит развитие вашего бизнеса.

Переработка аккумуляторов это несомненно выгодный, но в ту же очередь и затратный бизнес, объем инвестиций вложенных в предприятие примерно составляет 13 млн. дол. В эту сумму входит аренда помещений, закупка сырья, оборудования, выплата заработной платы (данный расчет производится на основе 1 - 2 г. работы предприятия). Наиболее прибыльным в переработке аккумуляторов является производство свинца, который является необходимым элементом во множествах технологических процессах, но несомненный плюс данного бизнеса это прибыть от 10 млн. дол. до 15 млн. дол. в год.

Важную роль в данной сфере играет сотрудничество с иностранными компаниями, где пользуется спросом продукция от переработки аккумуляторов.

Создание бизнеса по переработке аккумуляторов в наше время является прибыльным, так как большинство процессов производства (также бытовые нужды) требуют использования электроэнергии для электрических приборов, чтобы они непрерывно поддерживали свою работу. Основной целью переработки аккумуляторов, является нейтрализация вредных и токсических веществ, но если посмотреть с точки зрения бизнеса, переработка аккумуляторов может стать источником недорогого сырья, что несомненно приносит немалые доходы.


Идеи для Бизнеса из раздела: