Зарубежный опыт социального проектирования

(на примере опыта Германии)

Анализ научной литературы [Луков В.А., 2003], а также личный опыт посещения и практической работы в социальных учреждениях Берлина, Кемница, Фрайберга, Кельна позволяют выявить существующие в настоящее время за рубежом тенденции развития социального проектирования:

178придание важного значения проектной технологии при разработке даже небольшой (приземленной) социальной идеи;

179утверждение микроподхода к проектированию социальных идей, выражающегося в широком распространении среднемасштабных (затрагивающих отдельные территории или поселения), и особенно маломасштабных (ориентированных лишь на несколько человек), социальных проектов.

Причины развития данных тенденций заключаются в следующем.

180Многие масштабные социальные проблемы в развитых странах уже решены, а решение других невозможно без потрясения основ общества.

181Эффективность микроподхода к проектированию социальных идей имеет практическое подтверждение:

182маломасштабные проекты более реалистичны, могут быть лучше обеспечены кадровыми, финансовыми и материально-вещественными ресурсами;

183с помощью микропроектов можно оперативнее реагироватьна насущные общественные потребности;

184маломасштабные проекты более целостны, конкретны, их преимущество – обозримость результатов;

185они характеризуются стабильностью и гибкостью организационной структуры;

186реально снижение риска, присущего инновационным разработкам;

187микропроекты предполагают тесный контакт социального работника с клиентами.

Значительное число социальных проектов в Германии – проявление инициативы негосударственных (общественных, благотворительных, религиозных) организаций, так называемых “свободных носителей” (“Freie Trдger”). Такая практика основана на известном принципе субсидарности, согласно которому государство, не соответствуя дифференцированным потребностям современного общества, передает приоритет при решении социальных проблем общественным структурам, которые имеют предпочтение при финансировании гражданских инициатив в социальной сфере по сравнению с государственными. При отсутствии свободных инициаторов в общественном секторе реализация социальных проектов передается государственным учреждениям.

Социальная активность негосударственного сектора способствует:

188решению многих проблем за счет экономного финансирования, так как свободные носители предоставляют социальные услуги значительно дешевле государственных структур;

189сокращению безработицы в среде инициаторов проектов. Так многие социально значимые, получившие временное финансирование и доказавшие свою жизнеспособность и эффективность, могут быть поставлены на коммунальное финансирование, что обеспечивает постоянной работой команду проекта;

190проведению экспериментальной работы в социальной сфере силами негосударственных организаций, которым доверяется апробация абсолютно инновационных проектов;

191разработке альтернативных общественных концепций, альтернативных форм работы с клиентами, индивидуально ориентированных, вызывающих больше доверия у населения;

192самореализации инициаторов социальных идей, с одной стороны, и проявлению их социальной энергии в одобряемых законом формах – с другой.

193удовлетворению различных потребностей людей в услугах, возможности выбрать из многообразия существующих учреждений на рынке социальных услуг наиболее подходящие, вызывающие доверие.

Реальная возможность получить финансирование не реализацию социального проекта приводит к тому, что гражданские инициативы конкурируют между собой и с проектными идеями государственных учреждений. В связи с этим государственные ведомства социальной сферы проводят конкурсы программ и проектов и финансируют наиболее перспективные из них.

В качестве примера популярной проектной идеи в молодежной сфере, развивающейся активно за рубежом, а также являющейся предметом трансляции в молодежную работу в России и адаптации к российским условиям, выступает уличная социальная работа. Она представляет собой проблемно-ориентированный, мобильный рабочий подход в профессиональной социальной работе. Это предложение для детей, подростков и молодых людей, объединенных в субкультурные группы вне рамок организованной молодежной работы. Цель уличной социальной работы - обеспечить общее ограничивающее воздействие на опасные для молодежи перегибы в соответствующей субкультуре, не лишая молодых людей их субкультурной идентичности с помощью насильственной адаптации.

Работа на улице включает в себя превентивные меры: наблюдение за возникновением негативных факторов в молодежной субкультуре (наркотики, насилие, агрессивные идеологии), а также непосредственное вхождение в контакт с молодыми людьми в местах их встреч, различные формы групповой работы и индивидуальной помощи.

Проектная деятельность в сфере социальной работы с пожилыми людьми за рубежом

Мы имели возможность изучать опыт работы с пожилыми людьми в различных социальных учреждениях Германии (в Берлине и Кельне). В конце XX в. каждый пятый житель Германии был в возрасте старше шестидесяти лет, к 2010 году, по прогнозам немецких исследователей, в таком возрасте будет каждый четвертый немец, а к 2040 году – каждый третий (Prof. H. Bechtler). Можно назвать следующие качественные характеристики структуры старости в Германии.

1.Омоложение старости : более раннее наступление стадии семейного жизненного цикла – “пустое гнездо”, так как дети рано покидают семью; восприятие в профессиональной сфере 45-летних работников как “старых”, “пожилых”, а значит – не перспективных и т.д.

2.Более ранний уход из профессиональной сферы. Число участвующих в профессиональной деятельности людей старше пятидесяти пяти лет постоянно уменьшается. В среднем в Германии уход из профессии происходит в возрасте до шестидесяти лет. После шестидесяти пяти лет только 1% людей заняты профессиональной деятельностью.

3.Феминизация старости. Женщины, как правило, меньше работали, имели квалификацию ниже, чем мужчины, поэтому среди женщин больше малообеспеченных в пожилом возрасте. Возникают также специфические проблемы у пожилых женщин, связанные с невозможностью или ограничением реализации “естественной”, “природной” функции женщины – заботиться о ком-то.

4.Одиночество старости. Доля одиноких пожилых людей с возрастом увеличивается, среди них преобладают женщины. В связи с этим прогнозируется потенциальная потребность этой группы клиентов в посторонней поддержке и помощи.

5.Рост числа людей преклонного возраста (свыше восьмидесяти лет). Обычно это одинокие женщины, не способные к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном лечении и постороннем уходе. Таким образом, количественные и качественные социально-демографические изменения требуют развития необходимой инфраструктуры социальной работы, разработки новых современных форм и методов поддержки пожилых людей.

В связи с очевидной неоднородностью структуры старости социальные работники учитывают потребности и интересы, жизненные ситуации и специфические проблемы как “молодых” пожилых людей, так и “очень старых”. Предложения и услуги социальной работы для первой группы клиентов значительно разнообразней. Основные идеи, лежащие в основе организации социальной работы с пожилыми людьми в Германии:

194Пожилой человек – носитель общечеловеческих ценностей, профессиональных знаний и умений, жизненного опыта, особой житейской мудрости, которые он мог бы передать другим людям, другим поколениям.

195В допенсионном возрасте человек не успевает реализоваться на всех пяти уровнях потребностей по А. Маслоу, уровня самоактуализации в желаемых сферах достигают далеко не все. Остается широкая возможность для развития человека на последующих возрастных этапах. Поэтому многие пожилые люди стремятся приобрести новые знания и умения, осуществить давние стремления и желания, исполнению которых препятствовали профессиональные и семейные обязанности, жизненные обстоятельства и т.д.

196Опора на самоорганизацию пожилых людей. Создание и поддержка уже функционирующих групп самопомощи, групп общения.

197Вовлечение пожилых людей в посильную трудовую деятельность в личных или общественных интересах, развитие благотворительной, добровольческой деятельности пожилых в различных сферах.

198Использование принципа активизации (обретение контроля над обстоятельствами своей жизни) как базового в работе с пожилыми людьми, превращение человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта.

Подобные идеи лежат в основе ряда социальных проектов, которые осуществляются в Берлине в течение длительного времени, подтверждая свою актуальность и востребованность в среде пожилых людей.

Проект “Активный вечер жизни” объединяет людей, которые до выхода на пенсию были профессионально заняты в различных ремесленных, технических, коммерческих областях, управленческих структурах. Им предлагают возможности полезного труда с целью сохранения их здоровья и активности: легкие канцелярские работы; охранная служба в музеях; посещение одиноких и больных пожилых людей, общение с ними, чтение, сопровождение на прогулках и т.д. Участники проекта получают за свою работу небольшое вознаграждение.

Проект “Кафетерии в домах для престарелых” осуществляет группа пожилых людей, которые ведут активный и независимый образ жизни и рады общению с другими пожилыми людьми, не имеющими подобные возможности. По договоренности с руководством многих городских домов для престарелых они открыли в них кафетерии, к праздникам сами с удовольствием пекут пироги, украшают помещения кафе, создают атмосферу радости и взаимопонимания. Жильцы домов для престарелых получают возможность через кафетерии влиять на определенную изоляцию в домах и поддерживать контакт с внешним миром.

Проект “Кафе “Рассказ” посвящен восстановлению и сохранению субъективно пережитой пожилыми людьми истории. Они устно передают свои воспоминания молодежи. Участники проекта периодически собираются в специальном помещении, которое само по себе представляет историческую ценность. В центре разговоров всегда стоит определенная тема, отражающая важные для берлинцев исторические события и освещаемая с точки зрения тех, кого эти события непосредственно касались. Важным аспектом этих рассказов является документальная достоверность и привязанность к месту действия. Каждый рассказ записывается, обрабатывается и сдается в архив.

Социальный проект “Биржа знаний” содействует передаче знаний и опыта в различных областях науки, техники, повседневной жизни людям всех возрастов через установление личных контактов при посредничестве сотрудников биржи. Периодически издается биржевой лист с актуальными предложениями и спросом, зарегистрированными на бирже. Согласно номеру каждой публикации желающие получить новые знания и передать в беседах свои собственные устанавливают личный контакт.

Социальные проекты пожилых людей и для пожилых людей осуществляются в Германии на базе стационарных социальных учреждений, многочисленных Центров активности пожилых людей, музеев и кафе, общественных организаций и групп самопомощи.

Зарубежный опыт проектной деятельности в сфере социальной работы с пожилыми людьми может представлять большой интерес для специалистов-практиков, работающих с данной категорией клиентов в Волгоградском регионе.

Интерес к социальному проектированию сначала возник за рубежом в странах с рыночной экономикой и быстро возрастал начиная с 50 годов ХХ века. Оно развивалось в тесной связи с социальной инженерией и социальной утопией . Они составляют 2 полюса социологического понимания социально-проектной деятельности Социальная инженерия основывается на эмпирическом знании и стоит на грани с технологией. Социальная утопия находится за гранью эмпирических знаний и находится в тесной связи с философией и художественным творчеством.

Термин «социальная инженерия» появился в 20-е гг. ХХ века. (Роско Паунд) и означает «постепенные, частные социальные преобразования».

В настоящее время социальная инженерия определяется как деятельность по проектированию, созданию и изменению социальных структур и институтов, а также комплекс прикладных методов социальных дисциплин, составляющих инструментарий этой деятельности.

Исходя из книги «Утопия» английского философа Томаса Мора, под утопией понимается место, в котором становится возможной идеальная социальная организация.

Антиутопия - это идеально организованное общество, воспринимаемое как враждебное человеку.

Дистопия выводит негативный образ будущего из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологической и психической деградации человека под воздействием наркотиков и т.д.

Современные концепции социально-проектной деятельности (Т. М. Дридзе):

    Концепция объектно-ориентированного подхода к социально-проектной деятельности.

Социальный проект, с позиций этого подхода, имеет целью создание нового или рекон­струкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.

    Проблемно-ориентированный подход рассматривает социально-проектную деятельность как специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

    Субъектно-ориентированный (тезаурологический) подход связан с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанной на различии и сходстве тезаурусов людей.

Тезаурус представляет собой систему знаний и установок человека в той или иной области жизнедеятельности. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены тезаурусом инициатора.

Проблемно-целевая ситуация в социальном прогнозировании и проектировании (16,17)

В ходе разработки и реализации социальной политики и социальной работы могут возникать различные проблемные ситуации.

Нормальная социальная ситуация – это ситуация, при которой разрыв между действительным и желаемым не мешает нормальному функционированию общества или социальной группы. Полное отсутствие разрыва между действительным и желаемым влечет за собой исчезновение стимулов для их развития и существования.

Проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы. Актуальность проблемной ситуации определяется значимостью для общества или группы социальной проблемы. Тот элемент ситуации, который вызвал затруднение – называется проблемой . Основой любой проблемы является противоречие между действительным и желаемым. Специфика социальной проблемной ситуации является то, что значимость социальных проблем не всегда соответствует их объективным параметрам: общество может не ощущать давления одних проблем и преувеличивать роль других. Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация (ложная).

Процесс развития проблемной ситуации происходит постепенно и носит название назревания проблемной ситуации (См. рис.1).

Нормальная ситуация

Возникновение противоречия

Проблемная ситуация

Критическая ситуация

Катастрофическая ситуация

Революционная ситуация

Если происходит своевременное вмешательство сферы социального управления, то процесс назревания прерывается и ситуация превращается вновь в нормальную, но уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие социальных групп и общества в целом.

Бездействие или неэффективность сферы управления приводит к дальнейшему назреванию проблемной ситуации. Следующим уровнем назревания проблемной ситуации является критическая ситуация. Критическая ситуация характеризуется приостановкой нормального функционирования социального объекта и опасностью возникновения катастрофы. Положение и на этом этапе можно нормализовать, но уже ценой непомерно больших затрат сил и средств, чем на предыдущем.

Если нормализация не происходит, начинается последняя стадия назревания – катастрофическая ситуация , при которой нормализовать положение оказывается затруднительно. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта.

Альтернатива катастрофической ситуации – революционная ситуация как реакция общества на критическую ситуацию с целью произвести социальный переворот, способный перевести объект на желательное качественно иной уровень, что позволит ему нормально функционировать и развиваться на более высоком уровне.

Противоречия, лежащие в основе проблемных ситуаций, можно и необходимо разрешать. Решить проблему – это значит: 1) осознать наличие проблемы, объективных факторов, мешающих осуществлению социальной политики и социальной работы; 2) найти принципы, способы, средства, необходимые для разруливания ситуации в целях достижения нормального функционирования социальных групп и общества в целом.

Конкретные социальные проблемы определяются особенностями развития мировых социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической революции ее социально-экономических последствий. Они и определяют общую (в относительном смысле) проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ускорение темпов роста производительности труда; создание изобилия материальных и культурных благ; развитие общества в направлении социальной однородности; активизация участия трудящихся в управлении производством, обществом; повышение культуры быта, досуга, рост свободного времени; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей . Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не всречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.


Одна из социальных проблем – проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Сложившийся в государственной системе образования и социальной защиты механизм решения проблемы нуждается в серьезной перестройке. Проблема в том, как от точечных инициатив перейти к решению проблемы в глобальном масштабе.

Обычный путь решения подобного рода проблем - создание комплексных целевых программ, придание им приоритетного характера на определенный период, перестройка работы государственных органов. Но именно здесь возникает ряд проблем, без специальной проработки которых вся эта глобальная деятельность может принести сугубо отрицательные результаты.

В области сиротства глобальных программ пока нет, но следует ожидать, что момент начала интенсивной работы в этом направлении общественных и государственных структур близок, судя по активному освещению этой проблемы в СМИ, выступлению Президента РФ, обсуждению проблемы в Государственной Думе.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70–80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В. М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования - проектирование ребенка нового типа».

Поставленные в советское время задачи глобальных изменений требовали осуществления крупномасштабных программ. И такие программы создавались. Многие из них реализованы, правда, весьма дорогой ценой, и принесли не совсем те результаты, на которые были рассчитаны. Однако большинство глобальных программ, особенно, в последние десятилетия советской власти, носило идеологический характер и практических положительных результатов не принесли.

Автор одной из наиболее популярных в мире книг по методам проектирования - Дж.Джонс, сопоставляя мнения авторитетов в сфере проектирования технических и человеко-машинных систем, пришел к выводу, что под проектированием следует понимать процесс «полагания начала изменениям в окружающей искусственной среде» . Обычно эти изменения полагаются на основе благих побуждений, в том смысле, что каждый проектировщик стремится сделать мир лучше. Таким образом, за полагаемыми изменениями стоят ценности людей, их представления о «лучшей жизни» (часто кажущиеся им настолько самоочевидными, что нет необходимости в рефлексии по их поводу).

Возвращаясь к теме сиротства, отметим, что в ряде проектов по социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений, авторы искренне полагали, что своими воздействиями переделывают детей-сирот, формируют у них новые личностные свойства и интеллектуальные характеристики. Социотехническая мегамашина детского дома заменяет «штучную» работу по воспитанию ребенка, который, кроме обучения, нуждается в стойкой эмоциональной привязанности, чувстве своей значимости для другого человека, способности определять собственную судьбу. Поэтому эффективная адаптация выпускников детского дома имела место там, где складывались устойчивые человеческие отношения между ними и их взрослыми наставниками.

Один стереотипов состоит в том, что масштабные программы социальных изменений могут инициироваться только «сверху». Еще в XIX веке П. Я. Чаадаев отмечал эту особенность социального развития России: «Посмотрите от начала до конца наши летописи, - вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли». И там же: «Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии». Недоверие к общественным инициативам и упование на власть - стереотип, который сохранился по сей день.

Судьбу крупномасштабного проекта (программы) во многом предопределяет момент «запуска». Если в момент «запуска» программа будет пониматься как спускаемый «сверху» документ, а люди практики - как исполнители разработанного без их участия, но зато «научно обоснованного» проекта, то результаты и последствия такого программирования предсказать несложно. О них нам напоминает весь опыт разработки и реализации программ социалистического строительства в нашей стране. А уж перестроечный период можно описать как историю создания и краха подобных программ, начиная от борьбы с алкоголизмом и самогоноварением до программы всеобщей автоматизации.

Причиной неизбежного краха подобных программ являются два процесса, которые запускаются программой-документом, идущим «сверху»: имитация и манипулирование. Имитация выполнения программы обусловлена, во-первых, тем, что сама программа для большинства участников процесса не рассматривается ими как то, что должно быть выполнено (отчитаться за выполнение и выполнить - вещи разные), а, во-вторых, исполнитель (в отличие от автора замысла) работает в соответствии с «буквой», но не «духом» программы. Манипуляция - второй процесс, запускаемый «такой» программой - осуществляется как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Манипуляция «сверху» - необходимый спутник насильственного внедрения, манипуляция «снизу» выступает как защитный процесс, как средство защиты имитатора. В силу разрушенности содержательных связей, и доминирования имитационно-манипулятивных отношений между участниками инновационного процесса, цели, заявленные в программе, оказываются в принципе недостижимыми. Когда процесс заходит достаточно далеко, и становятся видны последствия, то руководству не остается ничего другого как заказать «ученым» разработку новой концепции, новой программы.

Альтернативой данному, хотя и сложившемуся и имеющему глубокие корни в нашей стране, подходу является подход к разработке крупномасштабной программы как программы действий конкретных людей, объединяющихся в сообщество на основе общности в ценностях, в видении проблем, путей их решения. Объединяясь в сообщество, складывая совместные усилия, члены сообщества увеличивают масштабы своей деятельности, свои возможности осуществления преобразований. В идеале даже такой документ, как региональная программа решения проблем сиротства, может быть продуктом рефлексивного оформления реально осуществляемых действий данного сообщества. Тогда программа становится не средством достижения социальных целей, нередко носящих коньюнктурный характер, а будучи программой действий сообщества, становится процессом реализации культуросообразных ценностей, принятых сообществом, а цели, средства и ресурсы становятся чисто техническими моментами этой реализации.

Именно таким образом - как объединение авторских проектов - создавалась региональная "Программа стабилизации и развития образования Пермской области на 1996–2000 гг. Разработке программы предшествовала трехлетняя работа по инициации инновационных проектов учителей, образовательных учреждений, органов управления образованием. Решение о разработке инициативной программы был принято на конференции педагогов-инноваторов, а концепция программы разработана группой специалистов, которая была выбрана на этой же конференции. Основа программы, включавшая более 80 авторских проектов была создана в течение месяца. В большинстве проектов указывалось, что они будут реализованы в том или ином масштабе даже в случае, если не получат поддержку со стороны управления образованием области. Программа была «обречена на реализуемость» и утверждена начальником Главного управления образования Пермской области. Несмотря на объективные трудности (дефолт 1998 года, экономический кризис), эта программа успешно реализована.

Именно такой путь «снизу» был предложен в качестве стратегической основы руководству инвестиционной программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программы АРО) в тот момент, когда стала очевидной неадекватность первоначальной стратегии на поддержку крупных общественных инициатив для достижения быстрых широкомасштабных результатов.

Казалось бы, что инвестиционные программы не должны сталкиваться с теми трудностями, которые возникают при запуске программ «сверху». Однако, как показал первый же конкурс, большинство проектов, особенно претендующих на крупные суммы (верхним пределом в программе «Помощь детям-сиротам в России» был грант в сто тысяч долларов США), носило отчетливо имитационный характер.

Программа АРО, ориентированная на поддержку крупных региональных инициатив, столкнулась с отсутствием таковых, и оказалась, тем самым, неспособной выполнить свою миссию в России. В этой ситуации руководство Программы АРО оказалось перед необходимостью самоопределения: либо формально реализовать программу и раздать деньги организациям, косвенно касающихся в своей деятельности проблем детей-сирот, но прямо этой проблемой не занимающихся; либо свернуть программу; либо изменить стратегию программы и найти решение, при котором средства программы пошли на помощь детям-сиротам.

В этой ситуации директор Программы АРО Крис Кавано выбрал путь поиска решения, которое бы позволило сделать программу максимально эффективной.

В качестве возможного решения В.Зарецким и М.Дубровской было предложено провести региональные проектные семинары с потенциальными деятелями в сфере социального сиротства (потенциальными грантополучателями Программы).

Почему потенциальными? - Потому что, как показал анализ ситуации, реальных деятелей - людей, организаций, которые бы занимались именно проблемами сиротства, почти не оказалось. При этом, с одной стороны, сам факт появления Программы АРО выявил большой потенциал общественных организаций и государственных органов, которые при определенной перестройке своей деятельности, могли бы направить свои усилия на решение проблем сиротства, но, с другой стороны, ставил их в двусмысленное положение.

Таким образом, само появление Программы АРО провоцировало «разработку» имитационных проектов. Имитационными мы называем, в данном случае, проекты, которые формально привязываются к теме, а реально, по своему содержанию, направлены на решение других проблем.

В то же время конкурс Программы АРО стал поводом для многих организаций, работающих с особенными детьми, с неблагополучными семьями, чтобы задуматься над тем, а какое они имеют отношение к этой проблеме, и, может быть, заняться ею всерьез, расширив рамки своей деятельности.

Таким образом, проблема конкретизировалась до предела. Если не появятся деятели, т.е. люди, которые занимаются решением именно проблем социального сиротства, Программа АРО и подобные ей программы помощь детям-сиротам оказать не смогут.

Следовательно, Программа должна помочь процессу появления деятелей в этой сфере, т.е. инициировать процесс самоопределения по проблемам сиротства.


Список использованной литературы:

1. Дридзе Т. На пороге экоантропоцентрической социологии // Общественные науки и современность, 1994.- №4. – С. 97-103.

2. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек, 1998. – №2. – С. 95-105.

3. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. – М.: ИС РАН, Центр социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий, 2000. – С. 5-42.

4. Дридзе Т.М. К преодолению парадигмального кризиса в социологии // Общественные науки и современность, 2000. – №5. – С. 121-141.

5. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Пер. с англ. – М., 1988.

6. Герловин И.Л. Основы единой теории взаимодействия в веществе – М., 1990.

7. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая и семиосоциопсихологическая парадигма для интеграции социогуманитарного знания в исследовательской социально-диагностическую и социально-проектную практику // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 10-26.

8. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь преодоления парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. – 2000. – № 2. – С.20-28.

9. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2 изд. – М.: Издательство "Весь Мир", 2000. – 704 с.

10. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с.

11. Тоффлер А. Футуршок. Пер с англ. – СПб, 1997.

12. Проблемы субъектов социального проектирования и управления / Препринт под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского. М.: «Когито-Центр», 2006. – 256 с.

13. Джонс Д. Методы проектирования. М., Прогресс, 1990.

ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Ткачева Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания МОАУ «Григорьевская СОШ»

Соль-Илецкого района

Оренбургской области

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.

    Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех и получить качественное образование.

    Родители школьников сегодня стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. Они хотят, чтобы их дети были мобильными, умели приспосабливаться к современным условиям, как в городе, так и селе.

    Учителя хотят, чтобы были созданы условия для их творческого и профессионального потенциала, чтобы родители принимали активное участие в учебно-воспитательном процессе и чтобы государство уделяло внимание решению проблем учительства.

    Школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а так же между современными образовательными технологиями и культурно-историческими, социальными особенностями села.

Социальное проектирование и есть средство, с помощью которого можно выполнить госзаказ и удовлетворить общественные потребности.

Я, как учитель истории и обществознания, вижу одно из главных направлений своей работы – освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, презентации.

Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.

Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.

Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работа, предполагающая, что учитель является руководителем проекта, а ученики – его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются дети.

Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, и, прежде всего руководителей образовательных учреждений. Предоставление школьных аудиторий и технического оборудования для работы над проектом, материалов для оформления портфолио, поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в проектной деятельности – таков лишь примерный перечень возможных форм поддержки проекта со стороны администрации образовательных учреждений.

Использование информационно – коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет новые возможности:

Поиск и использование необходимой информации, что особенно важно для сельской школы из-за ограниченности литературы в школьной библиотеке;

Представить защиту проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.

Очень важно, чтобы участники проекта ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение. Это возможно при искренней заинтересованности в социальном проектировании и его результатах представителей властных структур и, прежде всего органов местного самоуправления.

Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы села, проблемы других людей.

Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе мы с ребятами выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта , когда происходит устная защита проекта учащимися, ребята представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. Авторы социальных проектов представляют их на ежегодном районном конкурсе «Я – гражданин России», где занимают призовые места.

Нашими социальными партнерами в работе над проектами стали органы местного самоуправления, администрация колонии-поселения ИКП-12, ЮК 25/6, ООО «Чашкан», родители. Можно сказать о готовности наших социальных партнеров выслушать доводы ребят, принять их предложения.

Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

    в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;

    расширяются знания учащихся о сложностях, взаимосвязях окружающей действительности;

    привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

    ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Таким образом, социальное проектирование – это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут подросткам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая решения взять ответственность на себя за будущее своего города, подросток становится личностью, гражданином, жителем планеты Земля.

Предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по-новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. Сегодняшние лидеры школьных команд могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.

Наш опыт показывает, что, обучая подростков социальному взаимодействию и проектированию социально–значимых дел, поддерживая их инициативы, мы можем говорить о воспитании активной гражданской позиции юных граждан.

Мироненко Н. В., Леонова О. В. |

Эволюция развития проектного управления |

в России и за рубежом §

Э01 10.22394/1726-1139-2017-6-65-72 ^

Мироненко Надежда Викторовна ^

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Орел) Старший научный сотрудник Кандидат экономических наук, доцент [email protected]

Леонова Оксана Вячеславовна

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Орел)

Директор центра «Высшая школа государственного управления и профессионального развития кадров»

Кандидат экономических наук, доцент

[email protected]

В статье представлена история внедрения проектного управления и структурированы лучшие национальные практики его внедрения. Авторами выделены четыре волны в истории развития проектного управления в мире. Обозначено, что в настоящее время проходит пятая волна, характеризующаяся информатизацией управленческих процессов внедрения проектного управления. Рассмотрена необходимость оценки проектов. Выделены направления перманентного развития управления проектами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

проектное управление, оценка проектов, социально ориентированные некоммерческие организации

Mironenko N. V., Leonova O. V. Evolution of Project Management Development in Russia and Abroad

Mironenko Nadezhda Viktorovna

Central Russian institute of Management, branch of RANEPA (orel, Russian Federation)

Senior research associate

PhD in Economic, associate Professor

[email protected]

Leonova Oksana Vyacheslavovna

Central Russian institute of Management, branch of RANEPA (orel, Russian Federation) Director of the Center «Higher School of Public administration and Professional Development» PhD in Economic, associate Professor [email protected]

History of introduction of project management is presented in the article and the best national practices of its introduction are structured. Authors have allocated four waves in the history of development of project management in the world. It is designated that now there passes the fifth wave which is characterized by informatization of administrative processes of introduction of project management. Need of an assessment of projects is considered. The directions of permanent development of project management are allocated.

project management, assessment of projects, socially oriented non-profit organizations

g В настоящее время проектное управление становится одним из инструментов по-^ вышения эффективности государственного управления. Имеющиеся лучшие на-о циональные практики проектного управления в государственном секторе, в том о числе в социально-культурной сфере (в здравоохранении, образовании и культуре), со подтверждают целесообразность и необходимость внедрения данного метода. х Применение системы проектного менеджмента, безусловно, раскрывает много н- перспектив для эффективного государственного управления, но по ряду причин их < реализация не всегда становится возможной. Прежде всего управленческая среда m бывает не готова к определенным изменениям и инновациям . Также немаловажным является отсутствие знаний и навыков в области проектного менеджмента, наблюдается нехватка специалистов, обучение менеджменту проектов практически не ведется.

Государственные служащие должны уметь четко формулировать цели, что обеспечивает эффективность любого проекта, но нередко специалисты имеют слабое представление о результатах деятельности, что усложняет определение целей. Конечно, неподготовленному сотруднику, особенно старшего поколения, крайне сложно использовать в работе обновленное программное обеспечение и электронные базы данных. Система проектного управления необходима в вопросе управления качеством работы, эффективна при анализе степени риска .

Среди проблем, возникающих при внедрении проектного управления, нами выделяется несовершенство системы учета. Кроме того, нередко наблюдается неготовность кадров быстро переориентироваться на новый вид деятельности, а также использование нового программного обеспечения. Безусловно, замедляет процесс модернизации системы государственного регулирования неправильное отношение сотрудников к осуществлению мероприятий - госслужащие действуют в строгих рамках распределения обязанностей, что исключает возможность объединения сотрудников из разных структурных подразделений с целью реализации проектов. Кроме того, органы власти не способны переориентироваться на выполнение проекта, продолжают исполнение текущих полномочий, определенных законом, параллельно стараясь реализовать проект .

Помимо различных проектных практик и их правовой регламентации в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов , на сегодняшний день накоплен существенный мировой опыт по реализации проектного управления и его нормативно-правового регулирования. В частности, такие страны, как Франция, Великобритания, Канада, Сингапур имеют успешный опыт функционирования проектного управления.

Национальные стандарты концентрируют мировой опыт в области управления проектами. В частности, стандарт Института Управления Проектами в США (PMI) - Ansi Pmi Pmbok (Project Management Body of Knowledge) Guide - 2004 Edition представлен в «Руководстве к своду знаний по управлению проектами»1. В данном «Руководстве» собраны процессы и области знаний по управлению проектами. Он выделяет девять направлений: управление содержанием; управление интеграцией; управление стоимостью; управление временем; управление качеством; управление коммуникациями; управление персоналом; управление рисками; управление контрактами проекта.

Некоторые государства, например Германия, Франция, Великобритания, Австралия, активно внедряют в систему нормативно-правового регулирования проектного управления национальные стандарты в области управления проектами. Кроме того, развиваются международные ассоциации по управлению проектами, которые активизируют процессы по накоплению и обмену знаниями в этой области.

1 Руководство к своду знаний по управлению проектами [Электронный ресурс]. URL: http:// pmpractice.ru/knowledgebase/normative/ (дата обращения: 27.09.2016).

Западные страны активизировали государственное управление на основе про- 2 ектной деятельности с 90-х гг. XX в., продолжая перманентное развитие новых ^ направлений управления проектами, к числу которых можно отнести: использова- о ние проектного управления в государственном управлении и в рамках межгосудар- о ственных проектов; разработка международных программ сертификации менедже- т ров проектов; унификация в сфере государственного управления на основе про- х ектного управления во взаимосвязи с процессами глобализации; стандартизация н в сфере проектного управления; внедрение современных информационных и теле- «с коммуникационных технологий в сфере государственного управления на основе т проектного управления; совершенствование методик управления проектами; оптимизация работы персонала проекта, сопряженная с детализацией ролевых установок на основе разработок в области социально-психологических исследований.

Во Франции успешно функционирует Департамент по государственной модернизации, который в своей деятельности подотчетен Правительству Франции и деятельность которого, соответственно, регламентирована нормативно-правовыми актами Правительства Франции. Основная деятельность данного Департамента направлена на разработку и внедрение в систему государственного управления различных проектов по модернизации социально-экономического пространства при координации работы задействованных государственных учреждений.

В Сингапуре активно функционирует Центр управления государственными проектами министерства финансов. Его базовое функциональное назначение состоит в помощи государственным учреждениям определять цели и риски проектов. Кроме того, данный центр аккумулирует знания о лучших проектных практиках в мире, сопоставляя с ними свою деятельность.

В Канаде организована проектная работа по разработке и освоению природных ресурсов страны в рамках деятельности Офиса управления крупными государственными проектами. Основная задача офиса состоит в перманентном контроле со стороны государства за процессом разработки природных ресурсов и реализации в рамках этого направления различных проектов с государственным участием.

В Великобритании большое количество государственных учреждений реализуют различные проекты, в том числе инфраструктурные, используя практику государственно-частного партнерства, параллельно стимулирующего развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Рассмотрим периодизацию развития проектного управления. При этом заметим, что, конечно же, в той или иной степени люди всегда оценивали: свое поведение, поступки других людей, состояние экономики и т. д. Проектный подход определенным образом структурно упорядочивает человеческую деятельность, вводит ее в некоторые рамки, нацеливая на достижение установленного результата, что роднит, до определенной степени, социальное проектирование с планированием. Обычно выделяют четыре периода, или четыре волны в истории развития оценки проектов, что представлено на рис. 1. Вплоть до XX в. это была оценка, если так можно выразиться, «на глазок», поскольку не разрабатывались критерии, например, политики в той или иной сфере. Не существовало специальных методик, а уж об оценке социальных проектов и речи не могло идти, ибо проектный подход, как уже говорилось, в социальной сфере не был еще открыт, разработан и внедрен. Но ситуация постепенно стала меняться.

Так, бурное развитие оценочной деятельности в отношении различного рода проектов и политики государства в той или иной сфере наблюдалось в середине XX столетия и в 1960-е годы. Следует отметить, что первая волна внедрения оценочной деятельности приходится на 1960-е - середину 1970-х годов (см. рис. 1). Данный период характеризуется активным внедрением и проектного подхода, и оценивания социальных проектов.

Четвертая волна (с нач. 2000-х годов и по наст, время)

Канада и страны ЕС: внедрение кластерной оценки

в публичном, частном (коммерческом и некоммерческом) секторах. Эксперты являются координаторами, направляющими переговоры для достижения компромисса, а мониторинг осуществляют уже все акторы

Третья волна - конец 1987-х - нач. 2000-х гг.

(Швейцария и англосаксонские страны): проведение, прежде всего, внутренней экспертизы, а также самооценивания; проводится на Федеральном уровне

Предпосылка:

проведение административных реформ

Вторая волна - в серед. 1970-х -1989-х гг.

Среди лидеров: Нидерланды; Великобритания: создание реально работающих политических механизмов и максимизация экономической

эффективности (затраты/к выгоде от реализации проекта)

Предпосылка: влияние мирового экономического и бюджетного кризисов, вызванных «нефтяным шоком» 1973 г.

Предпосылка: формирование «государства всеобщего - благоденствия », период социального планирования

Рис. 1. Эволюция развития оценки социальных проектов за рубежом Составлено по .

Первая волна (1960-1975 гг.) (США, ФРГ и Швеция): полноценное научно обоснованное исследование, направленное на анализ конечных целей и последствий реализации соответствующей политики

Во время этой первой волны наиболее активно оценочная деятельность развивалась в США, ФРГ и Швеции . В эти годы происходило формирование «государства всеобщего благоденствия», что сопровождалось серьезной перестройкой и ускоренной модернизацией экономических, политических и административных институтов и процессов. Ключевыми элементами в данный период стали институци-ализация и внедрение процедур оценивания. Оценивание результативности государственной политики в различных сферах жизни должно было представлять собой полноценное научно обоснованное исследование, направленное на анализ конечных целей и последствий реализации соответствующей политики. Назначением такого оценивания было улучшение результатов проводимой политики и максимизация эффективности воздействия социальных проектов и программ.

Вторая волна развития оценочной деятельности наблюдается в середине 1970-х - конце 1980-х годов. Данный период также именуется иногда периодом сокращений, поскольку был непосредственно связан с повышенным вниманием к эффективности затраченных средств и стремлением к рационализации и экономии, с использованием ради этого проектного подхода и методов оценочной деятельности [там же].

В это время экономики многих западных стран подверглись влиянию мирового g экономического и бюджетного кризисов, вызванных «нефтяным шоком» 1973 г. ^ Указанные кризисы повлекли за собой сокращение бюджетных расходов при вы- о работке государственной политики практически в любой сфере. Конечными целя- о ми оценивания на данном этапе выступали создание реально работающих поли- m тических механизмов и максимизация экономической эффективности. Повышенное х внимание стало уделяться оценке сравнения затрат на внедрение того или иного н проекта с выгодами от его реализации. Инструментарий экспертов, работающих «с в сфере оценки, увеличился за счет внедрения предварительных, прогнозных оце- m нок. Ведущие позиции по разработке и внедрению оценки социальных проектов и программ заняли Нидерланды и Великобритания.

Третья волна развития оценочной деятельности в социальном проектировании относится к концу 1980-х - началу 2000-х годов. Она тесно связана с проведением административных реформ в ряде государств и введением так называемого нового государственного управления.

Основополагающая гипотеза нового государственного управления заключалась в том, что максимально рыночно ориентированное государство способствует повышению экономической эффективности как самого государства, так и частного сектора, и может при этом избежать негативных побочных эффектов. Новое государственное управление строится на концепции управленческого цикла, в ходе которого применяются инструменты и механизмы, характерные для управления частными организациями. Например, у частного сектора заимствована трехзвенная система реструктурирования центральных органов исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Разница методов оценивания состоит в том, что оценка в период «второй волны» в основном была внешней, а ее главной задачей были проверка и сокращение политики в рамках государства благосостояния, тогда как «третья волна» предполагала проведение, прежде всего, внутренней экспертизы, а также использование самооценивания.

Оценка как важнейшая составляющая государственного управления закрепляется законодательно, а в Швейцарии оценка эффективности государственного управления внедрена на уровне федеральной Конституции. Ведущую роль в деле развития и внедрения оценки социальных проектов и публичной политики стали играть в этот период англосаксонские страны и Швейцария.

Четвертая волна развития оценки социальных проектов наблюдается с начала 2000-х годов. Данный период в развитии оценочной деятельности связан с внедрением кластерной оценки. Кластерное оценивание, которое характеризуется целостностью, горизонтальными связями и вовлеченностью всех участников проекта, а также нацеленностью на результат, в определенной степени противостоит бюрократической вертикали, причем и в публичном, и в частном (коммерческом и некоммерческом) секторах. Роль людей, непосредственно занятых в оценивании проектов, меняется - они становятся не экспертами, а координаторами, направляющими переговоры для достижения компромисса, а мониторинг осуществляют уже все акторы. Это существенно меняет не только характер оценочной деятельности, но и порядок управления социальными проектами. Передовые позиции в области оценки социальных проектов оказались у Канады и стран Европейского союза.

В нашей стране проектный подход начал внедряться в 1920-е годы в связи с введением планирования (например, ГОЭЛРО отвечал всем классическим требованиям проектного подхода). Это, в свою очередь, потребовало разработки рекомендаций по практическому использованию методов оценки. Некоторые из методов оценки проектов в сфере экономики и сегодня используются в развитых странах (в частности, в Европейском союзе). Об этом свидетельствует доклад Д. Гаврилова о модели «ввод-вывод» (по-английски input-output), который раньше назывался «русская

g межотраслевая модель» (по-английски Russian Interindustry Model), а введен он был ^ В. Леонтьевым в 1932 г. под названием «межотраслевой модели» .

В 1920-е годы наше государство было нацелено на решение не только эконо-о мических проблем. В частности, ликвидация неграмотности может рассматривать-го ся как один из наиболее масштабных мегапроектов, реализованных в социальной s сфере. Конечно же, все крупные начинания в экономической и социальной сферах н сопровождались планированием и оценкой. Ввиду сказанного выше следует от-< метить, что 1920-е - середина 1930-х годов в нашей стране является периодом m становления оценки проектов. В этот период в нашей стране происходит выработка методов оценки, внедрение их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление.

Середина 1930-х - середина 1950-х годов является в нашей стране периодом бюрократизации и выхолащивания оценки. В этот период оценка превращается в инструмент некритичного подтверждения верности планов и инициатив, директивно спущенных сверху (когда верных, когда - нет).

Середина 1950-х - середина 1970-х годов - период активизации теоретических исследований в сфере оценки, выработки новых методов и инструментов оценки и попыток внедрения их в практику.

С течением времени планирование постепенно стало утрачивать первоначально заложенную в него идею, и если в Государственном комитете по планированию, возможно, и относились к планированию серьезно, то на местах старались иногда завысить план, но чаще занизить, причем «задним числом». В таких условиях оценочная деятельность, конечно же, не могла развиваться как инструмент социальной и экономической политики. Поэтому с середины 1970-х вплоть до начала 1990-х годов в нашей стране, по мнению авторов, продолжался период упадка оценки.

В начале 1990-х годов от планирования вообще было решено отказаться, как от не отвечающего потребностям и реалиям рыночной экономики института. Но при этом никто в нашей стране не озаботился подготовкой специалистов и изданием методических пособий и монографий по оценке социальных проектов в условиях рыночной экономики. В результате всего этого к середине 1990-х годов оценочная деятельность, в которой нуждались и публичное управление, и развитие экономики, и некоммерческая деятельность - для того, чтобы быть эффективными на современном уровне - оказалась фактически заброшенной. Начало - середина 1990-х годов в нашей стране - период забвения оценки проектов в общественном сознании. В этот период отечественные специалисты в сфере оценки проектов либо переключились на другие виды деятельности, либо выехали за рубеж, где в особенности остро были востребованы специалисты в сфере прикладной математики, программисты, системные администраторы компьютерных сетей и др. И это были специалисты, которые могли бы внести вклад в развитие новейших методов оценки проектов в нашей стране.

Середина 1990-х - начало 2000-х годов является периодом внедрения западных подходов к оценке проектов, реализуемых российскими некоммерческими организациями. Во внедрении западных подходов к оценке проектов были заинтересованы зарубежные грантодатели, поскольку это позволяло выяснить результативность проектов, а также повышало проектную культуру российских некоммерческих организаций, что создавало условия для более грамотной, более эффективной последующей реализации проектов, финансировавшихся зарубежными спонсорами. Для нашей страны такая «реабилитация» оценки проектов имела огромное значение, поскольку в общественном сознании было восстановлено понимание важности и практической ценности такой оценки. Вместе с тем «воспоминания» об отечественном опыте оценки и оценивания не произошло.

Следует отметить, что в настоящее время для всех стран и для России в том числе характерно начало пятой волны внедрения проектного управления, продуцирующей автоматизацию процессов управления проектами. Данный период также

характеризуется созданием своеобразной институциональной матрицы как иници- g ации, так и разработки проектов. ^

Первыми почувствовали потребность в освоении оценочной деятельности акти- о висты неправительственных некоммерческих организаций, которые получали гран- о ты от международных и западных организаций, готовых давать финансирование m только под «настоящие» проекты, что, естественно, потребовало освоения про- ^ ектного подхода, предполагающего также и соответствующую оценку проектов1. í Следует отметить, что на мировой площадке развития проектного управления < созданы ряд ассоциаций сертифицирования компетенций внедрения проектного m управления (компания IPMA - англ. International Project Management Association), в России они представлены Ассоциацией управления проектами «Совнет»2. Однако пока развитие оценочной деятельности в социальном проектировании в России происходит весьма медленно.

Среди проблем внедрения проектного управления как в органах государственной власти, так и в организациях социально-культурной деятельности можно назвать не только отсутствие гибкой системы управления, низкую мотивацию сотрудников, но и отсутствие институциональной матрицы, позволяющей унифицировать систему проектного управления. Следовательно, чтобы избежать тех или иных проблем, нивелировать риски и наиболее эффективно и безболезненно внедрить новые управленческие технологии, обеспечить синхронизацию различных инструментов координации и гармонизацию нормативно-правового регулирования, необходимо реализовать комплекс работ, включающий:

Разработку модели проектного управления, учитывающую уникальные особенности органа власти, субъекта РФ / муниципального образования, в том числе сложившиеся управленческие традиции и опыт программно-целевого бюджетирования;

Формирование пакета правовых актов и методических документов, необходимых для бесперебойного функционирования системы управления проектами;

Создание условий для стимулирования внедрения проектного управления в органах государственной власти субъекта РФ и муниципальных образованиях путем внедрения системы рейтингования и поощрения органов власти, муниципальных образований;

Проведение работ, направленных на обеспечение взаимосвязи проектной деятельности в органах государственной власти субъекта РФ с приоритетами, целями и задачами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отраженными в документах стратегического планирования;

Консультационно-методологическое сопровождение реализации проектов и обучение представителей заказчика базовым знаниям в сфере проектного управления.

Литература

1. Автономов А. С., Хананашвили Н. Л. Оценка социальных проектов: учебное пособие I под общ. ред. А. С. Автономова. М. : Издательская группа «Юрист», 2014.

1 Время от времени издавались брошюры и книги по оценке проектов и отдельным методам оценочной деятельности, либо же посвященные проектному подходу, но с определенной информацией об оценочной деятельности. В Национальном исследовательском университете - Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) периодически проводятся коллоквиумы по оцениванию программ и политик (после чего издаются сборники материалов, правда, ограниченным тиражом). С 2004 г. действует Институт оценки программ и политики под руководством Д. Б. Цыганкова.

2 Международная Ассоциация Управления Проектами (Швейцария) (англ. International Project Management Association, IPMA) - ассоциация, созданная в 1965 году и призванная объединить специалистов в области управления проектами (ProjectManagement), а также внедрившая собственную четырехступенчатую систему сертификации.

< 2. Балашов А. Н., Мироненко Н. В., Холодов В. А., Борисов А. С. Нормативно-правовое регули-х рование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: регио-

^ нальный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 4. С. 117-126.

m 3. Гаврилов Д. Доклад // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и при-о менение»: сборник материалов / под ред. Д. Б. Цыганкова. М., 2006.

го 4. Де Марко Т. Deadline. Роман об управлении проектами. M. : Вершина, 2006. s 5. Зонов В.Л. Особенности внедрения проектного управления региональным развитием в ор-¡f ганах исполнительной власти // Экономика нового времени: теоретические аспекты и прак-

о тическая реализация. Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-прак-

тической конференции. Челябинск: Фотохудожник, 2015. С. 99-106. m 6. Фомин С. Г. Риски использования иерархической структуры работ в проектной деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 11 (83). С. 50.

7. Цыганков Д., Смирнова М. Четвертое поколение методов оценивания // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов. Вып. I / под ред. Д. Б. Цыганкова. М., 2007.

10. Shadish W. R., Cook Th.D., Leviton L. C. Foundations of Program Evaluation: Theories of Practice. SAGE, 1995.

11. Wollmann H. Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective. Cheltenham / Northhampton: Edward Elgar, 2003.

1. Avtonomov A. S., Hananashvili N. L. Assessment of social projects : manual / under a general ed. of A. S. Avtonomov. M. : Publishing group Lawyer , 2014. (rus)

2. Balashov A. N., Mironenko N. V., Holodov V. A., Borisov A. S. Standard and legal regulation of introduction of project management in the sphere of public administration: regional aspect // Central Russian Journal Of Social Sciences . 2016. V. 11. N 4. P. 117-126. (rus)

3. Gavrilov D. Report // Colloquium «Estimation of programs and policies: methodology and application»: collection of materials / under the ed. of D. B. Tsygankov. M., 2006. (rus)

4. De Marko T. Deadline. The novel about project management . M. : Vershina, 2006. (rus)

5. Zonov V. L. Features of introduction of project management by regional development in executive authorities // Economy of modern times: theoretical aspects and practical realization. Collection of articles and theses of reports of the XIX Russian scientific and practical conference . Chelyabinsk: Photo artist, 2015. P. 99-106. (rus)

6. Fomin S. G. Risks of use of hierarchical structure of works in design activity // Management of economic systems: online scientific journal . 2015. N 11 (83). P. 50. (rus)

7. Tsygankov D., Smirnova M. Fourth generation of methods of estimation // Colloquium «Estimation of programs and policies: methodology and application»: collection of materials . Issue I / under the ed. of D. B. Tsygankov. M. : 2007. (rus)

8. Evaluation for the 21st Century: A Handbook. Ed. by E. Chelimsky, W. R. Shadish. Sage Publications, 1997.

9. Rossi P. H., Lipsey M. W., Freeman H. E. Evaluation: A Systematic Approach. SAGE, 2004.

10. Shadish W. R., Cook Th . D., Leviton L. C. Foundations of Program Evaluation: Theories of Practice. SAGE, 1995.

11. Wollmann, H. Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective. Cheltenham / Northhampton: Edward Elgar, 2003.