На сегодняшний день Российская Федерация обладает самой мощной в мире космической отраслью. Россия является безоговорочным лидером в области пилотируемой космонавтики и к тому же обладает паритетом с США в вопросах космической навигации. Некоторые отставания нашей страны имеются лишь в исследованиях далеких межпланетных пространств, а также в разработках по дистанционному зондированию Земли.

История

Космическая ракета впервые была задумана российскими учеными Циолковским и Мещерским. Они же в 1897-1903 годах создали теорию ее полета. Намного позже данное направление стали осваивать зарубежные ученые. Это были немцы фон Браун и Оберт, а также американец Годдард. В мирное межвоенное время вопросами реактивного движения, а также создания для этой цели твердотопливных и жидкостных двигателей занимались лишь три страны в мире. Это были Россия, США и Германия.

Уже к 40-м годам 20 века наша страна могла гордиться успехами, достигнутыми в вопросах создания твердотопливных двигателей. Это позволило во время Второй мировой войны использовать такое грозное оружие, как "Катюши". Что касается создания больших ракет, оснащенных жидкостными двигателями, то здесь лидером была Германия. Именно в этой стране на вооружение приняли "Фау-2". Это первые баллистические ракеты, имеющие малую дальность. В период Второй мировой войны "Фау-2" использовали для бомбардировок Англии.

После победы СССР над гитлеровской Германией основная команда Вернера фон Брауна под его непосредственным руководством развернула свою деятельность в США. При этом они забрали с собой из поверженной страны все разработанные ранее чертежи и расчеты, на основании которых должна была быть построена космическая ракета. Только мизерная часть команды немецких инженеров и ученых продолжила свою работу в СССР вплоть до середины 50-х годов 20 века. В их распоряжении были отдельные части технологического оборудования и ракет без каких-либо расчетов и чертежей.

В дальнейшем как в США, так и в СССР были воспроизведены ракеты "Фау-2" (у нас это Р-1), что и предопределило развитие ракетостроения, направленного на увеличение дальности полета.

Теория Циолковского

Этого великого русского ученого-самоучку и выдающегося изобретателя считают отцом космонавтики. Им еще в 1883 году был написана историческая рукопись "Свободное пространство". В этом труде Циолковский впервые высказал мысль о том, что перемещение между планетами возможно, и нужен для этого специальный который называется "космическая ракета". Сама теория реактивного прибора была обоснована им в 1903 г. Она содержалась в труде под названием "Исследование мирового пространства". Здесь автор приводил доказательства того, что космическая ракета является тем аппаратом, с помощью которого можно покинуть пределы земной атмосферы. Эта теория явилась настоящей революцией в научной сфере. Ведь о полете на Марс, Луну и на другие планеты человечество мечтало давно. Однако ученые мужи так и не смогли определить, каким образом должен быть устроен летательный аппарат, который будет перемещаться в абсолютно пустом пространстве без опоры, способной дать ему ускорение. Данная задача была решена Циолковским, который предложил использование для этой цели Только с помощью такого механизма можно было покорить космос.

Принцип действия

Космические ракеты России, США и других стран до настоящего времени выходят на орбиту Земли при помощи ракетных двигателей, предложенных в свое время Циолковским. В этих системах происходит преобразование химической энергии топлива в кинетическую, которой обладает выбрасываемая из сопла струя. Особый процесс происходит в камерах сгорания таких двигателей. В них в результате реакции окислителя и горючего выделяется теплота. При этом продукты сгорания расширяются, нагреваются, разгоняются в сопле и выбрасываются с огромной скоростью. Ракета при этом движется благодаря закону сохранения импульса. Она получает ускорение, которое направлено в противоположную сторону.

На сегодняшний день существуют такие проекты двигателей, как космические лифты, и т. д. Однако на практике они не применяются, так как пока еще находятся в разработке.

Первый космический аппарат

Ракета Циолковского, предложенная ученым, представляла собой металлическую камеру продолговатой формы. Внешне она была похожа на аэростат или дирижабль. Переднее, головное пространство ракеты предназначалось для пассажиров. Здесь же были установлены приборы управления, а также хранились поглотители углекислоты и запасы кислорода. В отсеке для пассажиров предусматривалось освещение. Во второй, основной части ракеты Циолковский расположил горючие вещества. При их смешении происходило образование взрывчатой массы. Она зажигалась в отведенном ей месте в самом центре ракеты и выбрасывалась из расширяющейся трубы с огромной скоростью в виде горячих газов.

В течение долгого времени имя Циолковского было малоизвестно не только за рубежом, но и в России. Многие считали его мечтателем-идеалистом и чудаком-фантазером. Истинную оценку труды этого великого ученого получили только с приходом советской власти.

Создание ракетного комплекса в СССР

Значительные шаги в освоении межпланетного пространства были сделаны после окончания Второй мировой войны. Это было время, когда США, являясь единственной атомной державой, стали оказывать на нашу страну политическое давление. Первоначальной задачей, которая ставилась перед нашими учеными, было наращивание военной мощи России. Для достойного отпора в условиях развязанной в эти годы холодной войны необходимо было создать атомную, а затем и Вторая, не менее сложная задача, состояла в доставке созданного оружия до цели. Для этого и требовались боевые ракеты. С целью создания данной техники уже в 1946 г. правительством были назначены главные конструкторы гироскопических приборов, реактивных двигателей, систем управления и т. д. Ответственным за увязку в единое целое всех систем стал С.П. Королев.

Уже в 1948 г. первая из разработанных в СССР баллистических ракет прошла успешные испытания. Аналогичные полеты в США были осуществлены на несколько лет позже.

Запуск искусственного спутника

Кроме наращивания военного потенциала правительство СССР ставило перед собой задачу освоения космического пространства. Работы в этом направлении велись многими учеными и конструкторами. Еще до того как в воздух поднялась ракета межконтинентальной дальности, разработчикам подобной техники стало понятно, что, сократив полезный груз летательного аппарата, можно было добиться скорости, превышающей космическую. Этот факт говорил о вероятности вывода на земную орбиту искусственного спутника. Данное эпохальное событие произошло 4.10.1957 г. Оно стало началом новой вехи в освоении космического пространства.

Работа по освоению безвоздушного околоземного пространства потребовала огромных усилий со стороны многочисленных коллективов конструкторов, ученых и рабочих. Создатели космических ракет должны были разработать программу вывода летательного аппарата на орбиту, отладить работу наземной службы и т. д.

Перед конструкторами стояла сложная задача. Необходимо было увеличить массу ракеты и сделать возможным достижение ею второй Именно поэтому в 1958-1959 годах в нашей стране был разработан трехступенчатый вариант реактивного двигателя. С его изобретением стало возможным производить первые космические ракеты, в которых на орбиту мог подняться человек. Трехступенчатые двигатели открыли и возможность полета на Луну.

Далее ракеты-носители все более и более усовершенствовались. Так, в 1961 г. была создана четырехступенчатая модель реактивного двигателя. С ним ракета могла достичь не только Луны, но и добраться до Марса или Венеры.

Первый пилотируемый полет

Старт космической ракеты с человеком на борту впервые состоялся 12.04.1961 г. От поверхности Земли оторвался корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным. Это событие явилось эпохальным для человечества. В апреле 1961 г. освоение космоса получило свое новое развитие. Переход к пилотируемым полетам потребовал от конструкторов создания таких летательных аппаратов, которые могли бы возвращаться на Землю, безопасно преодолевая слои атмосферы. Кроме того, на космической ракете должна была быть предусмотрена система жизнеобеспечения человека, включающая регенерацию воздуха, питание и многое другое. Все эти задачи были успешно решены.

Дальнейшее освоение космоса

Ракеты типа «Восток» еще долгое время способствовали удержанию ведущей роли СССР в сфере исследования околоземного безвоздушного пространства. Их использование продолжается и до настоящего времени. Вплоть до 1964 года летательные аппараты «Восток» превосходили все существующие аналоги по своей грузоподъемности.

Несколько позже в нашей стране и в США были созданы более мощные носители. Название космических ракет такого типа, сконструированных в нашей стране, - «Протон-М». Американский подобный аппарат - «Дельта-IV». В Европе была сконструирована ракета-носитель «Ариан-5», принадлежащая к тяжелому типу. Все эти летательные аппараты позволяют выводить 21-25 тонн груза на высоту в 200 км, где располагается низкая околоземная орбита.

Новые разработки

В рамках проекта полета человека на Луну были созданы РН, принадлежащие к сверхтяжелому классу. Это такие космические ракеты США, как «Сатурн-5», а также советская Н-1. Позднее в СССР была создана сверхтяжелая ракета «Энергия», которую в настоящее время не используют. Мощным американским РН стал «Спейс шаттл». Эта ракета позволяла выводить на орбиту космические корабли массой в 100 тонн.

Производители летательных аппаратов

Космические ракеты проектировались и создавались в ОКБ-1 (Особом конструкторском бюро), ЦКБЭМ (Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения), а также в НПО (Научно-производственном объединении) «Энергия». Именно здесь увидели свет отечественные баллистические ракеты всех типов. Отсюда вышли и одиннадцать стратегических комплексов, которые взяла на вооружение наша армия. Усилиями работников данных предприятий была создана и Р-7 - первая космическая ракета, которая считается самой надежной в мире и в настоящее время. С середины прошлого века на этих производствах инициировались и велись работы по всем направлениям, касающимся С 1994 г. предприятие получило новое название, став ОАО РКК «Энергия».

Сегодняшний день производителя космических ракет

РКК «Энергия» им. С.П. Королева является стратегическим предприятием России. Оно играет ведущую роль в разработке и производстве пилотируемых космических систем. Большое внимание на предприятии уделяется вопросам создания новейших технологий. Здесь разрабатываются специализированные автоматические космические системы, а также РН для вывода на орбиту летательных аппаратов. Кроме того, РКК «Энергия» активно внедряет наукоемкие технологии для производства продукции, не относящейся к освоению безвоздушного пространства.

В составе этого предприятия, помимо головного конструкторского бюро, находятся:

ЗАО «Завод экспериментального машиностроения».

ЗАО «ПО «Космос».

ЗАО «Волжское КБ».

Филиал «Байконур».

Самыми перспективными программами предприятия являются:

Вопросы дальнейшего освоения космоса и создания пилотируемой транспортной космической системы новейшего поколения;

Разработка пилотируемых летательных аппаратов, которые способны освоить межпланетные пространства;

Конструирование и создание энергетических и телекоммуникационных космических систем с использованием специальных малогабаритных рефлекторов и антенн.

Знакомьтесь: НПО «Энергомаш», недавно вошедшее в Объединенную ракетно-космическую корпорацию России. Это место где производят самые лучшие и мощные жидкостные ракетные двигатели в мире. Они вытягивали почти всю советскую космическую программу, а теперь тянут российскую, украинскую, южнокорейскую и, частично, даже американскую.

Здесь, в подмосковных Химках, разработаны двигатели для советско-российских ракет «Союз» и «Протон»; для российской «Ангары»; для советско-украинских «Зенита» и «Днепра»; для южнокорейской KSLV-1 и для американской ракеты Atlas-5. Но обо всем по порядку...

1. После проверки паспорта и прибытия сопровождающего, с проходной выдвигаемся в музей завода, или как тут его называют «Демонстрационный зал».


2. Хранитель зала Владимир Судаков — начальник Отдела информации. Судя по всему, с обязанностями он справляется неплохо — он один из всех моих собеседников знал кто такой «Zelenyikot».

3. Владимир провел короткую, но емкую экскурсию в музее.

Видите на столе 7 сантиметровую пшикалку? Вот с нее вырос весь советский и российский космос.
НПО «Энергомаш» развился из небольшой группы энтузиастов ракетостроения, сформированной в 1921 году, а в 1929-м названной Газодинамическая лаборатория, руководителем там был Валентин Петрович Глушко, позже он же стал генеральным конструктором НПО «Энергомаш».

Диск со сферой в центре — это не модель Солнечной системы, как я подумал, а макет электроракетного космического корабля. На диске предполагалось размещать солнечные батареи. На дальнем плане — первые модели жидкостных ракетных двигателей разработки ГДЛ.

За первыми концептами 20-30-х гг. пошли реальные работы на госфинансировании. Тут ГДЛ работало уже вместе с Королевским ГИРД. В военное время в «шарашке» разрабатывали ракетные ускорители для серийных военных самолетов. Создали целую линейку двигателей, и полагали, что являются одними из мировых лидеров жидкостного двигателестроения.

Но всю погоду испортили немцы, которые создали первую баллистическую ракету А4, более известную в России под названием «Фау-2».

Ее двигатель более чем на порядок превосходил советские разработки (25 тонн против 900 кг), и после войны инженеры принялись наверстывать упущенное.

4. Сначала создали полную реплику А4 под названием Р-1, но с использованием полностью советских материалов. На этом периоде нашим инженерам еще помогали немецкие. Но к секретным разработкам их старались не подпускать, поэтому дальше наши работали сами.

5. Первым делом инженеры принялись форсировать и облегчать немецкую конструкцию, и добились в этом немалых успехов — тяга повысилась до 51 тс.

6. Первые разработки с новым типом камеры сгорания были военные. В демонстрационном зале они запрятаны в самый дальний и темный угол. А на свету — гордость — двигатели РД-107 и РД-108, которые обеспечили Советскому Союзу первенство в космосе, и позволяют России лидировать в пилотируемой космонавтике по сей день.

7. Владимир Судаков показывает рулевые камеры — дополнительные ракетные двигатели, которые позволяют управлять полетом.

8. В дальнейших разработках от подобной конструкции отказалось — решили просто отклонять маршевую камеру двигателя целиком. Проблемы с нестабильностью горения до конца решить так и не удалось, поэтому большинство двигателей конструкции КБ Глушко — многокамерные.

9. В зале имеется только один однокамерный гигант, который разрабатывался для лунной программы, но в серию так и не пошел — победил конкурирующий вариант НК-33 для ракеты Н1.

Разница их в том, что Н1 запускали на смеси кислород-керосин, а Глушко был готов запускать людей на диметилгидразине-тетраоксиде азота. Такая смесь эффективнее, но намного токсичнее керосина. В России на ней летает только грузовой «Протон». Впрочем, это ни сколь не мешает Китаю сейчас запускать своих тайконавтов именно на такой смеси.

10. Можно взглянуть и на двигатель «Протона».

11. А двигатель для баллистической ракеты Р-36М, до сих пор стоит на боевом дежурстве в ракетах «Воевода», широко известных под натовским названием «Сатана».

Впрочем, сейчас их, под названием «Днепр» тоже запускают с мирными целями.

12. Наконец добираемся до жемчужины КБ Глушко и гордости НПО «Энергомаш» — двигателю РД-170/171.

На сегодняшний день — это самый мощный кислород-керосиновый двигатель в мире — тяга 800 тс. Превосходит американский лунный F-1 на 100 тс, но достигает этого за счет четырех камер сгорания, против одной у F-1.

РД-170 разрабатывался для проекта «Энергия-Буран», в качестве двигателей боковых ускорителей. По первоначальному проекту предполагалось многоразовость ускорителей, поэтому двигатели были разработаны и сертифицированы для десятикратного использования. К сожалению, возврат ускорителей так и не был реализован, но двигатели сохраняют свои возможности.

После закрытия программы «Буран», РД-170 повезло больше чем лунному F-1 — ему нашли более утилитарное применение в ракете «Зенит». В советское время ее, так же как и «Воеводу» разрабатывало КБ «Южное», которое после развала СССР оказалось за границей. Но в 90-е политика не помешала российско-украинскому сотрудничеству, а к 1995 году, совместно с США и Норвегией начал реализовываться проект «Морской старт». Хотя он так и не вышел на прибыльность, прошел реорганизацию и сейчас решается его дальнейшая судьба, но ракеты летали и заказы на двигатели поддерживали «Энергомаш» в годы космического безденежья 90-х- начала 2000-х.

13. Как добиться подвижности узла при высоких давлениях и экстремальных температурах? Да фигня вопрос: всего лишь 12 слоев металла и дополнительные кольца бронирования, зальем меж слоев жидким кислородом — и нет проблем...

Такая конструкция позволяет жестко закрепить двигатель, но управлять полетом отклонением камеры сгорания и сопла, при помощи карданного подвеса. На двигателе он виден чуть ниже и правее центра, над панелью с красными заглушками.

14. Американцы про свой космос любят повторять: «Мы стоим на плечах гигантов». Глядя на такие творения советских инженеров понимаешь, что эта фраза всецело относится и к российской космонавтике. Та же «Ангара» хоть и детище уже российских конструкторов, но ее двигатель — РД-191 эволюционно восходит к РД-171.

Точно так же «половинка» РД-171, под названием РД-180 внесла свой вклад, и в американскую космонавтику, когда «Энергомаш» в 1995 году победил в конкурсе Lockheed Martin. Я спрашивал, не было ли в этой победе пропагандистского элемента — могли ли американцы заключить контракт с русскими для демонстрации завершения эры соперничества и начала сотрудничества в космосе? Мне не ответили, но рассказали про офигевшие глаза американских заказчиков, когда они увидели творения сумрачного химкинского гения. По слухам, характеристики РД-180 почти вдвое превышали характеристики конкурентов. Причина в том, что в США так и не освоили ракетные двигатели с закрытым циклом. В принципе, можно и без него, тот же F-1 был с открытым циклом или Merlin от SpaceX. Но в соотношении «мощность/масса» двигатели закрытого цикла выигрывают, хоть и проигрывают в цене.

Вот тут на видео испытаний двигателя Merlin-1D видно как из трубки рядом с соплом хлещет струя генераторного газа:

15. Наконец, завершение экспозиции — надежда предприятия — двигатель РД-191. Это пока самая младшая модель семейства. Он создавался для ракеты «Ангара», успел поработать в корейской KSLV-1, и его рассматривает в качестве одного из вариантов американская компания Orbital Scienses, которой понадобилась замена самарского НК-33 после аварии ракеты Antares в октябре.

16. На заводе эту троицу РД-170, РД-180, РД-191 в шутку называют «литр», «поллитра» и «четвертинка».

17. На заводе много интересного, а главное получилось увидеть, как такое чудо инженерной мысли создается из кучи стальных и алюминиевых болванок.

В битве за Кайкен в 1232 г. китайцы обрушили «огненные стрелы», которые представляли собой наполненные порохом трубочки, на монголо-татарское войско. После битвы за Кайкен монголы начали производить свои ракеты и послужили распространению первых ракетных технологий в Европе. С 13 по 15 столетия поступали сообщения о различных экспериментах с ракетами. В Англии монах по имени Роджер Бэкон работал над новой формулой пороха, которая позволила увеличить дальность полета ракетных снарядов. Во Франции Жан Фруассар обнаружил, что полет снаряда может получиться более точным, если ракету запускать через трубу. Идея Фруассара через несколько столетий дала толчок к созданию противотанковых ракетных снарядов вроде базуки. В Италии Джан де Фонтана разработал ракетный снаряд в виде торпеды, который двигался на поверхности воды, для поджигания вражеских кораблей.

Однако, новатором ракетных технологий в их современном можно назвать индийского принца Хайдар Али, который правил в царстве Майсор (или Карнатака), на юге Индии. В ходе войн между Майсором и британской Восточно-Индийской торговой компанией Хайдар Али применил ракеты и ракетные полки в виде регулярных войск. Главным технологическим новшеством стало применение оболочки из высококачественного металла, в которую помещался заряд пороха (так появилась первая камера сгорания). Хайдар Али также создал специальные обученные отряды ракетчиков, которые могли наводить ракеты на отдаленные цели с приемлемой точностью. Использование ракет в англо-майсорских войнах навело англичан на мысль о применении этого вида оружия. Уильям Конгрив, офицер британских войск, которые заполучили в трофей несколько индийских ракет, отправил эти снаряды в Англию для последующего изучения и разработки. В 1804 г. Конгрив, сын начальника королевского арсенала в Вулвиче, под Лондоном, занялся разработкой ракетной программы и массовым производством реактивных снарядов. Конгрив изготовил новую горючую смесь и разработал ракетный двигатель и металлическую трубу с конусообразным наконечником. Эти ракеты, весившие 15 кг, получили название «Ракеты Конгрива».

Англичане применили новое оружие в войнах против Наполеона. При осаде Булони в 1805 г. они обрушили на этот город две тысячи снарядов, а в сентябре следующего года столица Дании Копенгаген был сожжен с помощью 14 тысяч различных снарядов (ракет, бомб и гранат), из которых 300 были «ракеты Конгрива».

Современная ракетная техника обязана своим развитием главным образом трудам и исследованиям трех выдающихся ученых: поляка из России Константина Циолковского, немца Германа Оберта и американца Роберта Годдарда. Хотя эти подвижники работали независимо друг от друга и их идеи в то время часто игнорировались, они заложили теоретические и практические основы ракетной техники и космонавтики

Константин Эдуардович Циолковский, школьный учитель, происходивший из обедневшего польского дворянского рода, впервые написал о жидкостных ракетах и искусственных спутниках в 1883 и 1885. В своей работе Исследования мировых пространств реактивными приборами (1903) он изложил принципы межпланетных полетов. Циолковский утверждал, что наиболее эффективным топливом для ракет было бы сочетание жидких кислорода и водорода (хотя даже лабораторные количества этих веществ в то время были весьма дорогостоящими), и предложил использовать связку небольших двигателей вместо одного большого. Он также предложил использовать многоступенчатые ракеты вместо одной большой для облегчения межпланетных перелетов. Циолковский разработал основные идеи систем жизнеобеспечения экипажа и некоторые другие аспекты космических путешествий.

Герман Оберт, немецкий физик и инженер, живший в румынской Трансильвании (тогда части Австро-Венгерской империи) в своих книгах Ракета в межпланетное пространство (Die Rakete zu den Planetenraumen, 1923) и Пути осуществления космических полетов (Wege zur Raumschiffahrt, 1929) изложил принципы межпланетного полета и выполнил предварительные расчеты массы и энергии, необходимые для полетов к планетам. Его сильной стороной была математическая теория, но в практической деятельности он не продвинулся дальше стендовых испытаний ракетных двигателей.

Разрыв между теорией и практикой заполнил американец Роберт Хатчинс Годдард. Еще юношей он был захвачен идеей межпланетного полета. Его первое исследование относилось к области твердотопливных ракет, в которой он получил свой первый патент в 1914. К концу Первой мировой войны Годдард далеко продвинулся в создании ракет со ствольным запуском, которые не были использованы армией США в связи с наступлением мира; во время Второй мировой войны, однако, его разработки привели к созданию легендарной базуки, первой эффективной противотанковой ракеты. Смитсоновский институт в 1917 предоставил Годдарду исследовательский грант, результатом которого стала его классическая монография Метод достижения экстремальных высот (A Method of Reaching Extreme Altitudes, 1919). Годдард начал работу над ЖРД в 1923, а работающий прототип был создан к концу 1925. В 1926 осуществил первый в мире запуск ракеты с ЖРД (жидким кислородом и газолином). Эти работы Годдарда стимулировали ракетные исследования в Германии в 1930-х годах и стали основой современной ракетной техники. В 1935 его ракета с ЖРД достигла сверхзвуковой скорости, затем была создана ракета, поднявшаяся на высоту 1,6 км. Годдарду принадлежит более 200 патентов, в том числе по жидкостным ракетным двигателям, гироскопической стабилизации, многоступенчатым ракетам, достигающим сверхзвуковой скорости и т.д. Значительная часть патентов была оформлена уже после смерти ученого по архивным материалам, и в 1960 правительство США приняло решение о выплате 1 млн. долл. его наследникам в качестве компенсации за использование результатов работ Годдарда в области ракетной техники. Умер Годдард в Балтиморе (шт. Мэриленд) 10 августа 1945 г. (Спустя день после окончания Второй мировой войны). Во войны Годдард также работал над стартовыми ускорителями для морской авиации.

Работы Циолковского, Оберта и Годдарда были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в США, СССР, Германии и Великобритании. В СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). Члены Британского межпланетного общества, ограниченные в своих испытаниях британским законом о фейерверках, идущим от Порохового заговора (1605) с целью взорвать парламент, сосредоточили усилия на разработке «пилотируемого лунного космического корабля», основываясь на доступных для того времени технологиях.

Немецкое Общество межпланетных сообщений VfR в 1930 смогло создать примитивную установку в Берлине, и 14 марта 1931 член VfR Йоханнес Винклер осуществил первый в Европе удачный запуск жидкостной ракеты.

Среди членов VfR был и Вернер фон Браун (1912–1997), молодой аристократ, докторант Берлинского университета, который с декабря 1932 начал работать над диссертацией по ЖРД на артиллерийском полигоне немецкой армии в Куммерсдорфе. При плохом техническом оснащении фон Браун за один месяц создал двигатель тягой 1300 Н и начал работу над созданием двигателя с тягой 3000 Н, который был использован на экспериментальной ракете А-2, успешно запущенной с острова Боркум в Северном море 19 декабря 1934.

Немецкая армия рассматривала ракеты как оружие, которое она может использовать, не опасаясь международных санкций, поскольку в Версальском договоре, который подвел итоги Первой мировой войны, и последующих военных договорах о ракетах не упоминалось. После прихода Гитлера к власти военному ведомству Германии были выделены дополнительные средства на разработку ракетного оружия, и весной 1936 была одобрена программа строительства ракетного центра в Пенемюнде (фон Браун был назначен его техническим директором) на северной оконечности острова Узедом у балтийского побережья Германии.

Следующая ракета – А-3 имела двигатель тягой 15 кН с системой наддува на жидком азоте и парогенератором, гироскопическую систему управления и наведения, систему контроля параметров полета, электромагнитные сервоклапаны для подачи компонентов топлива и газовые рули. Хотя все четыре ракеты А-3 взорвались на старте или вскоре после старта с полигона в Пенемюнде в декабре 1937, технический опыт, полученный при проведении этих запусков, был использован при разработке двигателя тягой 250 кН для ракеты А-4, первый успешный запуск которой состоялся 3 октября 1942.

После двух лет конструкторских испытаний, подготовки производства и обучения войск ракета А-4, переименованная Гитлером в Фау-2 («Оружие возмездия-2»), была развернута начиная с сентября 1944 против целей в Англии, Франции и Бельгии.

3 мая 1945 главный конструктор ракеты V-2 (Фау-2) фон Браун и большинство его сотрудников сдались в плен оккупационным властям США. По прибытии в США фон Браун возглавил службу проектирования и разработки вооружения армии США, затем руководил отделом управляемых ракет армейского арсенала «Редстоун» в Хантсвилле (шт. Алабама). В 1960 стал одним из руководителей НАСА и первым директором Центра космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле. Под его руководством была разработана ракета-носитель серии «Сатурн» для пилотируемых полетов на Луну, искусственные спутники Земли серии «Эксплорер» и космический корабль «Аполлон». Впоследствии фон Браун занял пост вице-президента фирмы Faichild Space Industries в Джермантауне (шт. Мэриленд), который оставил незадолго до своей смерти. Умер Браун в Александрии (шт. Виргиния) 16 июня 1977.

Истории советского ракетостроения почти сто лет. Этапы тернистого пути науки в полной мере отражают все катаклизмы и гримасы советской истории.


Однако ничто не смогло помешать выдающимся российским советским ученым за короткий срок вывести СССР на лидирующие позиции по ракетостроению.


Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Юрий Григорьев восстанавливает картину побед и поражений отечественного ракетостроения.



К концу войны в Красной Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии.

Спасительные «Катюши»

Русская «Катюша», появление которой знаменовало подведение итогов определенного этапа развития ракетостроения в России, была продемонстрирована за несколько дней до начала Великой Отечественной войны (15 - 17 июня 1941 года) на смотре образцов вооружения Красной Армии.

К концу войны в Красной Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии. Всем очевиден тот факт, что «Катюшам» принадлежит значительная роль в победе над гитлеровской Германией.

Путь, проделанный русскими учеными от первых реактивных двигателей до экспериментальных боевых машин БМ-13, оказался нелегким, составив без малого двадцать лет.


Тихомиров Николай Иванович (1860 - 1930) . В 1921 году по его предложению началось создание реактивной артиллерии на качественно новой энергетической основе - бездымном порохе. Впервые решил задачу устойчивого горения пироксилинового пороха в ракетной камере. Развернул на этой основе опытно-конструкторские работы, организовал Газодинамическую лабораторию (ГДЛ).

Зарождение отечественного ракетостроения связывают с созданием в 1921 году в Москве научно-исследовательской и опытно-конструкторской лаборатории по разработке ракетных двигателей и ракет, которую возглавил инженер Н.И. Тихомиров.


Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938) . Основоположник исследований по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе, начатых им в 1928 году. Возглавлял создание реактивной артиллерии как научный руководитель проблемы и главный инженер института. Завершил исследования, обеспечившие повышение характеристик реактивных снарядов до уровня, с которым они были приняты на вооружение наземных войск.

С 1928 года эта лаборатория стала называться Газодинамической Лабораторией (ГДЛ). В ней начинал свои работы по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе Г.Э. Лангемак.


Петропавловский Борис Сергеевич (1898-1933). Возглавлял в 1930-1933 годах разработку в ГДЛ реактивных снарядов и пусковых установок. Довел опытно-конструкторские работы до первых официальных испытаний опытных образцов на земле и в воздухе. Способствовал созданию Реактивного научно-исследовательского института.

После смерти Тихомирова в 1930 году начальником ГДЛ назначают инженера Б.С. Петропавловского, возглавившего разработку реактивных снарядов и пусковых установок. ГДЛ перевели в Ленинград и разместили в здании Главного Адмиралтейства в Петропавловской крепости.



Иоанновский равелин Петропавловской крепости. Здесь расположилась ГДЛ



Петропавловский Борис Сергеевич с сотрудниками ГДЛ

В 1931 году в Москве появляется Московская группа изучения реактивного движения (ГИРД), начавшая в 1932 году работы по проектированию авиационного жидкостно-реактивного двигателя ОР-2, ракетоплана РП-1 и баллистической ракеты, которая 17 августа 1933 года поднялась на высоту 400 м, а после модификации - на 1500 м.



За работой. Справа стоит Ф. А. Цандер



Ракеты, разработанные в СССР в группе ГИРД (Группа Исследования Реактивного Движения)

Чуть позже в Москве на базе ленинградской ГДЛ и московского ГИРД 21 сентября 1933 года создают Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником РНИИ назначили И.Т. Клейменова, его замeститeлeм стал Г.Э. Лангемак.

В ТС института входили:

В Технический Совет института вошли: Г.Э. Лангемак (председатель), В.П. Глушко, В.И. Дудаков, С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев и М.К. Тихонравов.

Позднее эта организация стала называться Научно - Исследовательский Институт Тепловых Процессов (НИИТП). Нынче это ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».



Была спроектирована крылатая управляемая ракета с двигателем ОРМ-65

Группой С.П. Королева была спроектирована крылатая управляемая ракета 301 с двигателем В.П. Глушко ОРМ-65, которая предназначалась для пуска с тяжелого бомбардировщика ТБ-3 на дальность до 10 км.

Она имела размах крыльев 2,2 м, длину 3,2 м и стартовый вес 200 кг. Проводились летные испытания этой ракеты. Был также создан планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем.



Был построен планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем

В декабре 1937 года в СССР на вооружение были приняты реактивные снаряды ("Эрэсы") подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153 и бомбардировщиках СБ, успешно применялись на Халхин-Голе, позднее в Великую Отечественную войну устанавливались на истребителях Яковлева и Лавочкина, штурмовиках Ильюшина и других самолетах.



"Эрэсы" подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153

Но вернемся в судьбоносный для ракетостроения июнь 1941 года, когда «Катюша» была официально представлена первым руководителям страны Советов.

Присутствовавшие на смотре образцов вооружения Красной Армии Нарком обороны С.К. Тимошенко, Начальник Генштаба Г.К. Жуков, Нарком вооружений Д.Ф. Устинов, Нарком боеприпасов Б.Л. Ванников дали высокую оценку новому ракетному оружию.


Пусковая установка БМ-13 - легендарная "Катюша"

Решение же о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13, было принято 21 июня 1941 года буквально за несколько часов до начала войны!

Части, вооруженные такими реактивными установками, назывались гвардейскими минометными частями. Попытки немцев противопоставить "Катюше" пяти-, шести- и десятиствольный миномет оказались неэффективными.

Арест органами НКВД С.П. Королева и В.П. Глушко

Бутырская тюрьма в которую поместили С.П. Королева и В.П. Глушко



Фото В.П. Глушко из личного дела НКВД



Фото С.П. Королева из личного дела НКВД



С.П. Королев и В.П. Глушко встретились только в 1942 году в Казани

Другие направления работ в области ракетостроения в СССР во время войны не развивались. Конечно, когда началась война, и враг оказался на подступах к Москве и Ленинграду, разрабатывать баллистические ракеты дальнего действия было бессмысленно. Но была и другая причина: репрессии в предвоенные годы.

В 1937 году в период нахождения Н.И.Ежова на посту Наркома внутренних дел один из сотрудников РНИИ написал клеветнический донос, в котором назвал вредителями группу своих коллег. Все перечисленные им «вредители» были арестованы. И.Т. Клейменов и Г.Э. Лангемак вскоре были расстреляны, а В.П. Глушко и С.П. Королев получили по 8 лет лагерей.

В конце 1938 года, когда Ежов был освобожден от занимаемой должности (расстрелян в 1940 г), его место занял Л.П.Берия, который 10 января 1939 года подписал приказ об организации в структуре НКВД особых технических бюро, предназначенных для использования заключенных, имеющих специальные технические знания. В народе их называли «шарашками».

В одной из таких «шарашек» и работали В.П. Глушко и С.П. Королев. Сняли судимость и досрочно освободили их только в июле 1944 года, а реабилитировали в 1956 году.



Главные конструкторы: А.Ф.Богомолов, М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин, С.П.Королёв, В.П.Глушко, В.П.Бармин,В.И.Кузнецов. Космодром Байконур. 1957

Немецкие проекты не пригодились

С немецкими ракетами советские специалисты впервые познакомились ещё во время войны в 1944 году, когда наступающая Красная Армия заняла территорию немецкого ракетного полигона в Польше. Туда прибыли советские инженеры, которым удалось найти сохранившуюся камеру сгорания, куски топливных баков, детали корпуса ракеты и многое другое.

Все собранные находки были привезены в Москву, их изучением занялись специалисты. После капитуляции Германии в советскую зону оккупации было направлено много советских инженеров — специалистов в разных видах техники и технологий - среди них В.Ф.Болховитинов, А.М.Исаев, Б.Е.Черток, В.И.Кузнецов, В.П.Бармин, В.П.Мишин, Н.А.Пилюгин, С.П.Королев, В.П.Глушко. В



Все члены будующего совета главных гонструкторов были командированы в германию для изучения немецкой ракетной техники

Пенемюнде они увидели не только Фау-2, но и ряд малых ракет: "Рейнтохтер", "Рейнботе", "Вассерфаль", "Тайфун". Другой немецкий ракетный центр - Нордхаузен, подземный завод, где работали узники концлагерей, тоже находился в советской зоне оккупации, но был захвачен американскими войсками. В июле 1945 года американцы вывели войска из Нордхаузена, но вывезли оттуда все, что смогли. На следующий же день там появились советские специалисты.

Некоторое время спустя в Германии был создан "Институт Рабе" - организация по изучению немецкой ракетной техники, который находился в Бляйхероде - маленьком городке в глубине советской зоны оккупации. Работали там, в основном, немцы - бывшие участники немецкой ракетной программы, однако, как правило, они не были ведущими специалистами, поскольку основные специалисты немецкого ракетного проекта во главе с Брауном были вывезены в США. Из крупных немецких специалистов остался только Гельмут Греттруп, который в Пенемюнде руководил разработками систем управления для ракет.



Гельмут ГРЕТТРУП немецкий инженер-ракетчик, специалист по системам управления, заместитель доктора Штейнхофа (руководителя группы управления баллистических и управляемых ракет в Пенемюнде)

Осенью 1945 г. был создан более крупный институт «Нордхаузен», в состав которого вошел и институт «Рабе». Начальником института «Нордхаузен» стал Л.М. Гайдуков, а его заместителем и главным инженером — С. П. Королев. Для восстановления всей документации, необходимой для производства ракет, в городе Зоммерде, близ Эрфурта, было образовано совместное советско-немецкое ОКБ.

Изучался самолет-снаряд Фау-1




Восстановлением наземного оборудования занимался институт «Берлин», главным инженером которого был назначен В.П. Бармин. Общий размах работ был настолько большим, что пришлось размещать заказы по всей советской оккупационной зоне Германии на сохранившихся заводах.

Советские заказы выполнялись охотно, поскольку за них расплачивались самым дорогим по тому времени — продовольственными пайками. В 1946 году было решено организовать перевод немецких специалистов из Германии в СССР. Для осуществления этой операции, которой руководил генерал-полковник И.А.Серов, было привлечено до 2500 солдат и сотрудников контрразведки.

Ранним утром 22 октября 1946 г. к домам, где жили немецкие специалисты, подъехали армейские грузовики. Сотрудник МВД, сопровождаемый переводчиком и группой солдат, будил обитателей дома, зачитывал им приказ об их немедленной отправке в СССР для продолжения работы, просил взять с собой членов семьи и любые вещи, которые они хотели вывезти. Приказано было также разрешить ехать в СССР любой женщине, которую немецкий специалист захочет взять с собой, даже если это не жена. Применять физическое насилие категорически запрещалось.

Предписывалось брать все вещи, которые немцы пожелают, вывозили даже рояли. Жена одного немецкого специалиста категорически отказывалась уезжать, потому что у нее были две коровы, которые обеспечивали молоком ее детей. Спорить с нею не стали, погрузили и коров.

Семьи и багаж грузились на автомобили и следовали на вокзалы, где их ждали готовые к отправке железнодорожные составы. Когда в Нордхаузен прибыли железнодорожные поезда с пассажирами и товарными вагонами, русские и немцы собрались в ресторане на банкет, который продлился до часу ночи. А утром началась эвакуация. В СССР прибыло более 200 немецких специалистов по ракетной технике, а вместе с семьями около 500 человек.

Среди них насчитывалось 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Из Германии с СССР ушел также состав, в котором находилось специальное оборудование и несколько собранных ракет Фау-2.

Изучение немецкой ракеты Фау-2




Приехавших немецких ученых и инженеров разместили на острове Городомля (озеро Селигер) в жилом городке крупного научно-исследовательского института, перебазированного в другое место. Питание было хорошим. Платили немцам от 4 до 6 тыс. рублей в месяц, советские конструкторы такого же ранга получали меньше. По выходным дням немцев периодически вывозили в Москву, в театры и музеи.

В сентябре 1947 г. советские и немецкие специалисты-ракетчики выехали на Государственный центральный полигон, расположенный в междуречье Волги и Ахтубы рядом с посёлком Капустин Яр. Ехали в специальном поезде-лаборатории, который был сформирован ещё в Германии.

Жилые вагоны обеспечивали хорошие условия для работы и отдыха. Возникавшие проблемы обсуждались на заседаниях Государственной комиссии, в состав которой входили Д.Ф.Устинов, И.А.Серов и другие ответственные лица, а председателем был маршал артиллерии Н.Д.Яковлев.

Первый пуск ракеты Фау-2 состоялся 18 октября 1947 г. в 10 часов 47 мин. Ракета пролетела 207 км и, отклонясь на 30 км от курса, разрушилась в плотных слоях атмосферы. Вторая ракета пролетела 231 км, но отклонилась на 180 км. Немецкие ученые и их помощники получили премии — по 25 тыс. рублей каждый. По тем времени это были большие деньги.

Работавшим на Городомле немецким специалистам поручили сконструировать более мощную ракету «Г-1», главным конструктором которой назначили Гельмута Греттрупа. Работа над этим проектом продолжалась несколько лет, но реализован он не был. Следующей разработкой немецких специалистов была ракета "Г-2", способная доставлять боеголовку весом в одну тонну на расстояние свыше 2500 км.

Было рассмотрено около десятка вариантов компоновки ракеты, но реализован этот проект тоже не был. Затем немецким специалистам поручили разработку ещё более мощной ракеты "Г-4" с дальностью стрельбы 3000 км и боевой нагрузкой в 3 тонны, однако реализован этот проект также не был. Последней разработкой группы Греттрупа стал проект "Г-5", но он не был доведен до завершения.

Немецкие специалисты работали изолированно, никто из них не получал советского гражданства, не допускался к нашим конкретным разработкам и не занимал никаких крупных постов. Разработанные ими материалы изучались нашими специалистами, при необходимости заимствовались некоторые конструкторские, технологические или методические решения, но ни один из проектов, разработанных немцами, в дальнейшую разработку не пошёл.

Когда интерес к немецким идеям у главных советских конструкторов иссяк, они обратились в Правительство с предложением отпустить немцев домой, что и было сделано. В октябре 1950 года немецкие специалисты были возвращены в Германию. Г. Греттруп покинул СССР позднее, в конце 1953 года.

На перроне вокзала в Берлине агенты американской разведки усадили его в свою машину и вывезли в Западную Германию, где его допрашивали, потом предложили руководящую работу в Штатах у его друга фон Брауна, но Г. Греттруп отказался. Американские спецслужбы, обозлённые его отказом, долго не давали ему устроиться на работу.

Государственное мышление на службе ракетостроения

И.В. Сталин

Началом создания ракетной промышленности СССР по праву считается 1946 г., когда наркоматы были переименованы в министерства, а 13 мая 1946 года И.В.Сталин подписал «Постановление Совета Министров СССР №1017-419. Сов.секретно (особая папка). Вопросы реактивного вооружения».

Этим Постановлением был создан Специальный Комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР. Председателем Комитета был назначен Г.М.Маленков, его заместителем Д.Ф.Устинов - министр вооружений СССР. В Постановлении были:

  • сформулированы основные функции Комитета
  • определены головные министерства и ведомства по разработке и производству реактивного вооружения
  • создана новая структура управлений в этих министерствах
  • назначены ответственные руководители по всем направлениям работ
  • созданы новые научно-исследовательские институты
  • решены финансовые вопросы
  • а также предусмотрена подготовка и переподготовка студентов ряда высших учебных заведений по специальностям ракетостроения

В п.32. Постановления было сказано: «Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и ведомства и организации выполнять задания по реактивной технике как внеочередные».

Затем начали создаваться КБ и НИИ. В Министерстве вооружений в Подлипках (ныне г. Королев) создается Государственный союзный головной научно-исследовательский институт №88 (НИИ-88). главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия (изделия №1) 9 августа 1946 года Д.Ф.Устинов назначил С.П. Королёва.

Позднее на базе ряда подразделений НИИ-88 и опытного завода было создано ОКБ-1, директором и главным конструктором которого стал также С.П.Королев. Были также созданы:

  • В Министерстве авиационной промышленности - Конструкторское бюро по ракетным двигателям (гл. конструктор В.П.Глушко)
  • В Министерстве промышленности средств связи - НИИ по разработке аппаратуры и радиосвязи для ракет (гл. конструктор М.С. Рязанский)
  • В Министерстве судостроительной промышленности - Институт по гироскопам (гл. конструктор В.И. Кузнецов)
  • В Министерстве машиностроения и приборостроения - Конструкторское бюро по разработке стартовых комплексов (гл. конструктор В.П. Бармин)

Главными конструкторами КБ, созданных при министерствах стали:

Позднее были созданы специализированные конструкторские бюро:

  • в Москве (гл. конструктор А.Д. Надирадзе)
  • в Реутове Московской области (гл.конструктор В.Н.Челомей)
  • в Красноярске (гл.конструктор М.Ф. Решетнев)
  • в Златоусте (гл. конструктор В.П.Макеев)
  • в Куйбышеве (гл. конструктор Д.И.Козлов)
  • в Днепропетровске (гл. конструктор М.К.Янгель)

Главными конструкторами специализированных КБ стали
Министром общего машиностроения был назначен Сергей Александрович Афанасьев

В 1965 году было образовано Министерство общего машиностроения, которое объединило практически всю ракетно-космическую промышленность СССР. Министром был назначен Сергей Александрович Афанасьев. В результате грамотной государственной политики в СССР в области ракетостроения было разработано несколько приоритетных направлений:



Баллистическая жидкостная ракета Р5М с ядерной боеголовкой

1. Первая в мире баллистическая жидкостная ракета Р5М с ядерной боеголовкой, дальность стрельбы 1200 км (гл. конструктор С.П. Королёв), пуск которой с реальным ядерным зарядом был осуществлен 2 февраля 1956 года.



МБР наземного базирования (МБР) Р-7

2. Первая в мире межконтинентальная жидкостная баллистическая ракета наземного базирования (МБР) Р-7, первый успешный пуск которой был проведен 21 августа 1957 года, принятая на вооружение в 1960 году с забрасываемым весом 2 т и дальностью стрельбы 12000 км (гл.конструктор С.П.Королев).


Ракета-носитель «Союз», созданная на базе МБР Р-7

3. Первая в мире ракета-носитель «Союз», созданная на базе МБР Р-7, которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года первый в мире пилотируемый космический корабль, на котором Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос (гл. конструктор С.П. Королёв).



Баллистическая ракета подводных лодок - жидкостная ракета Р-29

4. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета подводных лодок (БРПЛ) - жидкостная ракета Р-29, забрасываемый вес 1,1 т, дальность стрельбы 7800 км, принятая на вооружение в 1974 г. (гл. конструктор В.П. Макеев).


БРПЛ с 10 боевыми блоками - твердотопливная ракета Р-39

5. Первая в мире БРПЛ с 10 боевыми блоками - твердотопливная ракета Р-39, забрасываемый вес 2,55 т, дальность стрельбы 8300 км, оснащенная уникальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС), обеспечивающей старт из подледного положения, принятая на вооружение в 1983 г. (ген. конструктор В.П. Макеев).

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК)

МБР подвижного грунтового базирования - твердотопливная ракета РТ-2ПМ «Тополь» с моноблоком



Пусковая установка твердотопливной ракеты РТ-2ПМ «Тополь»

6. Первая в мире МБР подвижного грунтового базирования - твердотопливная ракета РТ-2ПМ «Тополь» с моноблоком, забрасываемый вес 1 т, дальность стрельбы 10000 км, принятая на вооружение в 1988 г. (гл. конструктор А.Д. Надирадзе).

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

МБР подвижного железнодорожного базирования -твердотопливная ракета РТ-23УТТХ (10 боевых блоков)



Пусковой вагон БЖРК с поднятым контейнером

7. Первая в мире МБР подвижного железнодорожного базирования -твердотопливная ракета РТ-23УТТХ (10 боевых блоков), забрасываемый вес 4,05 т, максимальная дальность стрельбы 10000 км, принятая на вооружение в 1989 году (ген. конструктор В.Ф. Уткин).



Ракета-носитель, способная вывести на орбиту космический аппарат или космическую станцию весом до 100 т - ракета-носитель Энергия»



Последний пуск ракеты-носителя «Энергия», когда на орбиту был выведен орбитальный корабль «Буран» (без пилотов)

8. Первая в мире ракета-носитель, способная вывести на орбиту космический аппарат или космическую станцию весом до 100 т - ракета-носитель Энергия» (ген. конструктор В.П.Глушко).

Первый пуск этой ракеты с 75 тонным прототипом орбитальной лазерной платформы был осуществлен 15 мая 1987 года.

Второй, к сожалению, последний пуск ракеты-носителя «Энергия» был проведен 15 ноября 1988 г, когда на орбиту был выведен орбитальный корабль «Буран» (без пилотов), который два раза обогнул Землю, потом спустился с орбиты, развернулся над космодромом Байконур и в автоматическом режиме приземлился с высокой точностью.


Сверхзвуковые крылатые ракеты морского базирования:

9. Первые в мире сверхзвуковые крылатые ракеты морского базирования: «Базальт», «Гранит» и др. (ген.конструктор В.Н.Челомей).

Трагические потери

Анализируя факты и события, связанные с развитием ракетостроения в новейшей истории России, можно утверждать, что судьба отечественного ракетостроения, сложилась трагически.

1. Производство ракеты-носителя «Энергия» было прекращено, а имевшийся задел уничтожен.


2. Производство «Бурана» также прекращено, из уже построенных - два были уничтожены на Байконуре, остальные выставлялись на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры в Москве и за рубежом.


3. Не создано ни одной новой ракеты-носителя. Выводы аппаратов на космические орбиты до сих пор осуществляются:

  • ракетами - носителями типа «Союз», являющимися модификациями королевской ракеты Р-7 (полезная нагрузка до 8,8 т)
  • ракетой - носителем «Протон», начало эксплуатации 1965 год (гл.констрктор В.Н.Челомей), и ее модификации (полезная нагрузка до 22 т
  • ракетами - носителями «Рокот», «Стрела» и «Днепр»


Последние три ракеты, это снятые с боевого дежурства в связи с завершением сроков эксплуатации и переоборудованные МБР УР-100НУТТХ (ген. конструктор В.Н.Челомей) и Р-36М УТТХ (ген. конструктор В.Ф.Уткин). Когда все эти МБР закончатся, указанные ракеты-носители исчезнут.


4. Все 36 МБР РТ-23УТТХ и 12 железнодорожных составов, в которых они размещались, уничтожены.


5. Все 120 БРПЛ Р-39 уничтожены, а все 6 ПЛ проекта 94,1 в которых они размещались, выведены из боевого состава ВМФ, 3 из них уже утилизированы.


6. Новейшие жидкостные БРПЛ «Синева», забрасываемый вес 2,8 т (4 средних или 10 малых боевых блоков), максимальная дальность стрельбы с уменьшенным числом блоков - 11547 км, принятая на вооружение в 2007 г, и ее модернизированный вариант ракета «Лайнер» (ген. конструктор В.Г.Дегтярь), устанавливаются только в устаревшие ПЛ проекта 667БРМ, прошедшие заводской ремонт, срок боевой эксплуатации которых приходит к концу, а новых ПЛ под эти ракеты не строится. Следовательно, в ближайшие годы эти новейшие ракеты останутся только в воспоминаниях разработчиков и моряков.


7. Новые ПЛ (проекта 955) строятся только под ракету «Булава», забрасываемый вес 1,15 т, которая находится на завершающей стадии испытаний (ген.конструктор Ю.С.Соломонов). Головной корабль проекта 955 «Юрий Долгорукий» (12 шахт), заложенный в 1996 году, в январе 1913 года зачислен в состав 31-ой дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево Мурманской области и заступит на боевое дежурство в Мировом океане после января 2014 года.

Нетрудно посчитать, что суммарный забрасываемый вес всего боекомплекта этой ПЛ составит 13,8 т. Если на последующих ПЛ проекта 955 число шахт будет увеличено до 20, то эта величина возрастет до 23 т. Напомним, что суммарный забрасываемый вес всего боекомплекта одной американской ПЛ «Огайо» (24 шахты) с ракетами «Трайдент-2», принятыми на вооружение в 1990 году, с забрасываемым весом 2,8 т (как у нашей «Синевы») и максимальной дальностью стрельбы с уменьшенным числом блоков 11300 км (почти как у нашей «Синевы»), составляет 67,2 т. Американская ракета «Трайдент-1» с забрасываемым весом 1,28 т давно снята с вооружения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Баллистическая ракета «Булава». Технические характеристики. Справка.

2.Виктор Чирков - главком ВМФ. "Юрий Долгорукий" заступит на боевое дежурство через год.

3.Григорьев Ю.П. - Ракетно-космическая промышленность. «Военно-промышленный комплекс». Энциклопедия. Том 1 . Москва, Военный Парад. 2005.

4.Григорьев Ю.П. От гонки вооружений ХХ века к потере ядерного паритета в XXI. Независимое военное обозрение №11, 2006

5.Григорьев Ю.П. Проблемы отечественной космонавтики. ОРУЖИЕ РОССИИ. Информационное агентство. Москва, 21 июля 2012

Современные межконтинентальные ракеты, способные транспортировать ядерные заряды, и ракеты-носители, выводящие на околоземную орбиту космические летательные аппараты, имеют истоки в эпохе изобретения пороха в Поднебесной и использовании его для услаждения взоров императоров красочными фейерверками. Какой была первая ракета и кто был создатель ракеты, никто никогда не узнает, но то, что она имела форму трубки с одним открытым концом, из которого вылетала струя горючего состава, подтверждено документально.

Популярный предсказатель - писатель-фантаст Жюль Верн самым подробным образом в романе "Из пушки на Луну" описал устройство ракеты, способной преодолеть земное притяжение и, даже достоверно указал массу корабля Аполлон, который первым достиг орбиты земного спутника.

А если всерьез, создание первой ракеты в мире связывают с российским гением К.Э. Циолковским, который разработал проект этого удивительного устройства в 1903 году. Чуть позже в 1926 году американец Роберт Годдард смог создать полноценный ракетный двигатель на жидком топливе (смесь бензина и кислорода) и запустил ракету.

Это событие вряд ли может послужить ответом на вопрос: "Когда была создана первая ракета?", просто в силу того, что высота, которую удалось тогда взять, составляла всего 12 метров. Но это было несомненным прорывом, обеспечивающим развитие космонавтики и военной техники.

Самая первая отечественная ракета, которая в 1936 году достигла высоты 5 км, была разработана в рамках экспериментов по созданию зенитных орудий. Как известно, реализация именно этого проекта под кодовым названием ГИРД решило судьбу Великой отечественной войны, когда "Катюши" повергали немецких захватчиков в панику.

О том, кто изобрел ракету, отправившую в космос в 1957 году первый искусственный спутник Земли знают сейчас даже маленькие дети. Это советский конструктор С.П. Королев, с которым связаны самые выдающиеся достижения космонавтики.

До недавнего времени принципиальных открытий в ракетной области не происходило. И вот 2004 год стал известен, как год создания и испытаний паровых ракет (иначе "система внешнего сгорания"), которые непригодны для преодоления земного притяжения, но могут быть успешными для межпланетной транспортировки грузов.


Очередной прорыв в ракетной отрасли случился, как водится, в военной отрасли. В 2012 году американские инженеры заявили, что ими создана самая первая персональная ракета-пуля, которая при стендовых испытаниях показала удивительные результаты точности попадания (20 см отклонения на километр расстояния против 10 метров обычной пули). При длине порядка 10 см этот боеприпас нового поколения оснащен оптическим сенсором и 8-битным процессором. В полете такая пуля не вращается, а её траектория напоминает маленькую крылатую ракету.

Глубина звездного неба по-прежнему манит человека, и хотелось бы, что бы последующие достижения в области ракетных двигателей и баллистики были связаны только с научным и практическим интересом, а не с военным противостоянием.