Кузницы

Шло время. Добывать руду и получать из неё железо стали мастера этого дела - металлурги. А кузнецы из готового железа ковали всякие необходимые вещи. Чтобы дождь, снег и ветер не мешали работе, кузнецы строили кузницы - небольшие домики, четыре стены и крыша.
Стены кузниц часто делали из брёвен, или из камня, или из тонких прутьев, которые обмазывали глиной. Пол в такой кузнице - утрамбованная ровная земля, потолка не было - только крыша. А в крыше оставляли щели для выхода дыма.
Хотя все кузницы внешне были разными, но внутри каждой размещались одни и те же инструменты.
Самым главным в кузнице считается горн - большая печь с открытым очагом, куда кузнец кладёт железные заготовки, чтобы они нагревались. Нагретый металл легче принимает нужную форму.

Постепенно усовершенствовали горн для разогревания железа. Придумали и изготовили инструменты для более сложных работ
В центре кузницы находится наковальня. Это - "рабочий стол" кузнеца. Давай рассмотрим её повнимательнее (рисунок на следующей странице). Она - чугунная. Напоминает какого-то неведомого животного. И названия отдельных её частей взяты из мира животных. С одной стороны у неё торчит рог, а с другой хвост. Гладкая верхняя поверхность называется лицом. По бокам расположены рёбра. Есть у наковальни и четыре лапы. Посмотри, металлическими скобами они прикреплены к массивному пню, или "стулу", как называют кузнецы. Это для того, чтобы наковальня была устойчивой, чтобы она не упала во время работы со своего пня-стула.

Наковальня - "рабочий стол" кузнеца

Горячую заготовку из горна кузнец вынимает клещами, кладёт её на наковальню и молотком-ручником начинает быстро стучать по ней - ковать, придавать нужную форму. Если металл остынет, он потеряет пластичность, ковать его уже нельзя. Недаром появилась пословица: "Куй железо, пока горячо". Вот кузнецы и работают очень быстро.
Кроме клещей и молотка в кузнице имеются зубила - для отрубки концов металла, гладилки - молотки с гладким бойком для выглаживания поверхностей и другие инструменты и приспособления для кузнечной работы.

При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец
При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец. Иногда вместе с кузнецом работают два или даже три молотобойца. Кузнец своим молотком-ручником управляет работой молотобойцев так же, как дирижёр своей маленькой палочкой - оркестром. Куда молоток кузнеца ударит, туда и бьёт своим тяжёлым молотом - кувалдой молотобоец. А если кузнец плашмя положит на наковальню свой молоток-ручник, то и молотобоец опускает свой тяжёлый молот.
Так и работают в кузницах: кузнец по заготовке молоточком- "дзынь", а молотобоец своим молотом - "бом". И разносится по всей округе - "дзынь-бом, дзынь-бом, дзынь- бом"...

Кузнецы-ковали

Кузнецов, которые ковали подковы и подковывали лошадей, обычно называли ковалями.
Сейчас даже в сельской местности не все ребята знают, что из себя представляет подкова и зачем вообще надо подковывать лошадей. А всего лет сто назад почти в каждой деревне был свой кузнец-коваль. Стояла его неказистая прокопчённая кузница где-нибудь в стороне от жилых домов, и целыми днями доносился оттуда перестук кузнечных молотов. Кузнец ковал подковы... Гвозди подковочные тоже он делал. И сам этими гвоздями прикреплял готовые подковы к лошадиным копытам.
Уважали люди кузнеца-коваля! Много сил и умения требовала его искусная, мастерская работа.
Сначала кузнец выковывал простые железные полоски - заготовки подков. Затем загибал их по форме копыта. Снизу делал шипы. Протягивал канавку - чтобы в неё вошли головки гвоздей. И, наконец, со знанием дела, надёжно укреплял подковы на копытах лошади.


Чтобы "обуть", то есть подковать, лошадь, кузнецы имели специальные подковы, молотки, гвозди, клещи, ножи
Подковы защищают копыта лошадей от разных повреждений. Подкованная лошадь может везти больший груз и по любой дороге - каменистой, ледяной. А без подков на таких дорогах копыта лошадей скользят, быстро изнашиваются. Лошадь может в кровь поранить ноги.
Первые железные подковы появились в начале I века. Это были железные башмаки, так называемые "солеа", которые надевались на копыта и привязывались к ногам лошади ремнями. Эта "обувь" была прочной, но очень неудобной.
А до этого предохраняли ноги лошадей различными способами: японцы, например, обували копыта лошадей в соломенные сандалии; татары - в кожаные сапожки; киргизы обкладывали копыта пластинками из рога; на Руси применяли чулки, сплетённые из камыша, лыка, соломы или верёвок.
Лошади и сейчас, в наш космический век, выполняют разнообразные работы - в поле, в лесах, в горах. Они помогают в работе лесникам, геологам, врачам, пограничникам...
Там, где беспомощны тракторы и вездеходы, человека выручают лошади. И всем лошадям, нашим надёжным помощникам, нужны хорошие подковы.
Кроме того, на многих конных заводах выращивают породистых лошадей - для участия в спортивных состязаниях. Их тоже надо подковывать. Для каждого вида состязаний требуются свои особые подковы: с тремя шипами, с двумя или вообще без шипов. Зимой нужны подковы с более острыми шипами, чем летом.
Хорошая ковка повышает выносливость лошади.

Кузнецы-оружейники

Кузнечное дело постигалось не быстро. Годами шлифовали кузнецы своё мастерство. Многое надо было знать и уметь кузнецу. И сильным человеком он должен был быть, чтобы мог орудовать тяжёлым ручным молотом.
А кованых изделий требовалось всё больше и больше. Вот и стали одни кузнецы ковать только гвозди, другие - только предметы для сельского хозяйства, третьи - всевозможные ключи да замки... А самые лучшие мастера становились кузнецами-оружейниками.
Кузнецы-оружейники ковали мечи и боевые топоры, наконечники стрел и копий, выковывали шлемы и "плели" кольчуги. Наибольшее искусство требовалось при изготовлении кольчуг. Для одной кольчуги надо было отковать до сорока тысяч колечек, на их концах пробить дырочки, а после соединения с другими колечками заклепать каждое колечко маленькой заклёпочкой, или "гвоздиком", как говорили в то время.

Кузнецы-оружейники
Многие воины-дружинники были сами кузнецами и с собой в военный поход брали маленькую наковальню, молоточки, напильники и другие нужные инструменты. В свободное время они ремонтировали доспехи себе и другим воинам. Всадники надевали ещё и кольчужные чулки или металлические накладки - "поножи". Даже у лошади закрывали голову металлическими накладками - "наголовниками". В таких доспехах русские дружинники воевали с набегавшими на Русь многочисленными кочевыми племенами.
Уже тогда, в IX веке, русские кузнецы-оружейники знали секреты ковки булатных мечей и сабель. Они были такими прочными и острыми, что прорубали даже шлемы и железные кольчуги. Стоимость булатных клинков была такой высокой, что за один меч давали табун лошадей.
С конца XIV века на вооружении русской армии появляются пушки. Вначале пушки ковались вручную. Работа была очень тяжёлой - с одним кузнецом работали два или три помощника-молотобойца. Особенно стволы пушек ковать было трудно. Но работали на славу, с высоким искусством.
И в последующие века кузнецы-оружейники умножали славу русского оружия.

26.05.2018 10:34:00

Первые навыки
получил в школе

Олега Алексеева нельзя было даже «за уши вытащить» из кабинета трудового обучения в школе № 20 города Щёкино. Учитель-«трудовик» отмечал трудолюбивые руки, любознательность ученика, старался уделить ему больше внимания, передать как можно больше знаний.
А знаний, полученных на уроках труда, Олегу было мало. То ли дело – профильный кружок! Парень с удовольствием осваивал токарные станки по обработке дерева и металла. Даже дверные ручки для школы изготавливал сам.
- Благодарен до сих пор учителю труда за уделённое мне внеурочное время. Ведь параллельно с приобретением навыков развивались и мышление, и фантазия, - вспоминает Олег Алексеев.
После школы пошёл учиться в Тульский экономический техникум, выбрал специальность «техник-механик». Наш герой работал на многих щёкинских предприятиях, именно там, где надо было «вкалывать». Руки не боялись работы, но душа требовала чего-то иного, более творческого.


Столица многому учит

В 90-е, когда зарплату стали выдавать нерегулярно, устроился в бригаду артельщиков, сваривающих и устанавливающих подъездные и гаражные двери. Потом подался на заработки в Москву.
- Два года трудился в художественной мастерской. Увидел объявление, приехал, взяли простым рабочим. Тут убедился, что разнорабочий - и кузнец, и сварщик, и слесарь-сборщик. Занимались всем, что можно сварить: делали заборы, перила, козырьки, колпаки на заборные столбы, арочные своды для беседок, ограды, цветочницы, лавочки, стелы. Присматривался к эксклюзивным поделкам профессионалов, - признался Олег. – Поражало умение мастеров работать с металлом: из банальной железяки они творили произведение искусства – розочку, причудливую подставку для пепельницы и другие предметы интерьера.
Именно в столице понял, что помимо аккуратности нужен и темп в работе. И финансовые мерки в Москве абсолютно другие. Есть люди, готовые потратиться на удовлетворение своих капризов. Они и слышать не хотят, что работа – кропотливая, ответственная. Каждую маленькую отлитую либо выкованную деталь надо два раза зачистить, дважды прогрунтовать, затем дважды покрасить. И ведь каждый клиент желает, чтобы его заказ был неповторимым, уникальным. Одним подавай «под золото» или «серебро», другим по душе фиолет. Многие заказчики требовали оформить изделие «под благородную старину». А это уже требует кропотливого процесса патенирования – нанесения специальной кистью специфической краски по рисунку. Тут тоже свои нюансы: по чёрному фону лучше серебром, по красному – зеленью. Одни видят у себя матовые либо глянцевые покрытия изделия, другие – имитирующие бархат (с мелкими ворсинками), или с молотковым покрытием («пупырчатые»). Но все эти изыски хороши при одном, элементарном условии: изделия не должны находиться под прямым попаданием солнечных лучей. Будь то мелкая безделушка или массивная дверь – только внутри помещения. Иначе ультрафиолет разъест покрытие, и краска начнёт отслаиваться…
Помню, одна дама появилась с набором фотографий и желанием иметь точно такую же винтовую лестницу у себя дома. Опытный глаз определил необычность и возраст конструкции. Кроме фото у неё – лишь огромное желание и готовность хорошо заплатить. На вопрос, откуда оригинал, она просто сразила ответом: «Из Франции, из родового замка одного из Людовиков»! Сразу поняли: клиент с Рублёвки… Голову поломали, но пришлось делать «под Людовиков», - делится одним из московских рабочих эпизодов мастер.

Больше, чем хобби

Всё когда-нибудь заканчивается… И с Москвой пришлось расстаться. Да только полученные там навыки ещё больше раззадорили нашего героя. Творческие горизонты в полной мере раскрылись перед Олегом уже на родине. И работа пошла для себя, для души, без ограничивающих рамок. У нас-то ведь не куют километрами…
Сегодня из-под молота в умелых руках выходят изделия на любой вкус. Кованые ручки и витиеватые подсвечники, мостики для дачного участка и подхваты для смородиновых кустов. Мастер может сделать даже изысканный французский балкон!
Кстати, Олег признался, что хочет поработать с булатом. Той самой дамасской сталью, шедшей на знаменитые мечи, которые, прежде чем обретут окончательные форму и вид, древние мастера сковывали и расковывали по двадцать (!) раз. И секрет которой, к сожалению, утерян. Последние сведения о стали в России связаны со Златоустом, где в середине XIX века была построена сталелитейная фабрика. Там отливались шашки для царской армии.
- Не всегда, честно говоря, с металлом можно работать, как с пластилином. Ведь на первой стадии самое главное что? Правильно – не перекалить. Слышали выражение: «Довести до белого каления»? Правильно сказано. До белого – начинает пузыриться, всё, заготовку можно выбрасывать. Если не догрел немного – у него малиновый оттенок. А вот красный цвет – то, что надо, - делится секретом Олег. – А с чего всё начинается? Делается эскиз, подбирается металл. И тогда уже – смело за дело!
На угольном горне, предварительно разогретом, подвергаю термической обработке «болванку». По её объёму, толщине подбираю клещи, такие специальные ухватики соответствующего диаметра. «Болванку» постоянно переворачиваю. Покраснела – сразу же на наковальню и в обработку. Тут же выбираю кувалдочку соответствующего веса – чтобы не перешибить, не перемять. А для мягких металлов (медь, латунь и др.) вообще нужна медная кувалда.
Если изделие будет витым, использую специальные оправки для загибания, выкручивания. То есть хожу с зажатым изделием вокруг наковальни. С мелкими деталями (листочки и прочее) – другая технология. Вырезаю будущую форму, разогреваю и проминаю все выпуклости или впадины в воронке. В основном будущие изделия – сборные, комбинированные. Тут, сами понимаете, нужна сварка. А отделка, покраска – это потом.
Главное – захотеть, взяться и сделать, – подвёл итог Олег Алексеев.
И он прав. Надо просто делать!

К У З Н Е Ц

Кузнецу лихо, что в кузнице тихо.
В кузнечном деле мелочей не бывает.
Без клещей кузнец, что без рук.
Не молот куёт, а кузнец.
У кузнеца руки черны, да хлеб бел.
Молот хоть и молод, да бьёт по-старому.
У кузнеца так: бряк и пятак.
Поп запоёт, а кузнец закуёт.
В руках у кузнеца железо струится, как водица. (Узбекская п.)
Зачем кузнец клещи куёт, чтоб рук не обжечь.
Ни один кузнец не сможет повторить в точности изделие другого мастера.
У кузнеца углей не проси.
У кузнеца руки золотые, а у певца слова.
Быть в огне, да не обжечься.
Нельзя кузнецу, да не обжечься.

ПОВЕРЬЕ:
Кузнец на «лицо» наковальни не садится. (На то, что кормит, не садятся).

Кузнец, повелитель железа и брат самого Огня, в мифологиях многих народов предстаёт могущественной фигурой Своим чудесным молотом он может сковать не только меч или рыцарские доспехи, серп или ножницы, но и судьбу человеческую. А в русской сказке «Волк и семеро козлят» кузнец сковал волку тонкий голосок!
Кузнец участвует в мироздании – выковывает Солнце или чинит его, пострадавшее в борьбе со Злом. В древнегреческой мифологии есть бог-кузнец – хромой Гефест, сын Зевса и Геры. Бог-труженик – в отличие от других обитателей Олимпа, занятых войной, изящными искусствами либо придворными интригами, он работает не покладая рук. Ударяя своим молотом по гигантской наковальне, куёт то молнии для самого Зевса-громовержца, то волшебное оружие и великолепный щит для воина Ахилла. Медные быки царя Ээта, кованое убранство опочивальни Геры, венец Пандоры тоже сделаны этим божественным мастером.
У славянского божества Перуна был смертный помощник – кузнец, без которого тому не удалось бы справиться со злобным Змеем-Волосом. Есть сказания о том, как кузнец поймал прожорливого Змея горячими клещами за язык, запряг его в плуг и выпахал знаменитые Змиевы валы, до сих пор различимые на украинской земле… Кузнец этот носит имя Кий, что означает – «молот». Уж не связан ли он с историческим лицом, которому легенда приписывает основание города Киева?
А согласно христианской легенде, кузнец наотрез отказался ковать чёрту оружие против Бога. За это Бог пообещал ему, что после смерти ни один представитель этой горячей профессии не отправится в ад.
Ясно теперь, почему в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя хитроумного чёрта одолевает и заставляет служить себе не священник, не воин, а кузнец Вакула!
Анна Толкачёва «Бог-кузнец и волшебник – плотник…»

КУЗНЕЦЫ
Ф.С. Шкулёв
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куём мы к счастию ключи!
Вздымайся выше, тяжёлый молот,
В стальную грудь сильней стучи.

Мы светлый путь куём народу, -
Полезный труд для всех куём…
И за желанную свободу
Мы все страдаем и умрём.

Мы кузнецы. Отчизне милой
Мы только лучшего хотим.
И мы не даром тратим силы –
Недаром молотом стучим.

Ведь после каждого удара
Редеет тьма, слабеет гнёт.
И по полям родным и ярам
Народ измученный встаёт.
Декабрь 1905 г