Гонка мегапикселей, похоже, давно зашла в тупик, но понятно, что она еще не скоро закончится. Цифровых камер все больше, а люди все чаще ищут чего-то другого - того, что с гарантией избавляло бы от:

  • Навязанных предрассудков, связанных с оценкой качества изображения. Интересная фотография не всегда обязана быть четкой, иметь высокую детализацию и правильную цветопередачу!
  • Трат значительных сумм на оплату данных предрассудков.
  • Электронной библиотеки однообразных цифровых снимков, которые вряд ли когда-либо будут напечатаны на бумаге.

В отличие от цифровой зеркалки ломокамеры в большей степени являются творческим инструментом. Они дешевы, просты в устройстве и использовании, надежны. А главное, дарят владельцу неповторимое очарование «таинства», присущее только традиционной фотографии (никогда не знаешь заранее, что получится в итоге).

Человек, вооруженный ломокамерой, одним своим видом бросает вызов чужим стереотипам. Он не обязан думать о том, насколько удачными будут результаты, но должен всегда быть готов к совершению снимка.

Ломокамера становится предметом гардероба, но не всегда послушна воле своего хозяина. Она рассчитана не на игры с композицией и экспозицией, но предполагает быструю съемку «от бедра»: количество порождает качество. Кадры фиксируются на пленку - стандартную 35 мм или широкую (тип 120).

Holga 120N

«Хольга» - дешевая среднеформатная «мыльница», изобретенная в 1982 году в Гонконге и представляющая собой простейший аппарат с объективом из пластиковых линз, без встроенной вспышки. Название в оригинальной версии звучало Ho Gwong («очень ярко») - оно характеризует одно из главных свойств получаемого изображения. «Игрушкой» «Хольгу» считать никак нельзя, хотя формально она относится к числу toy-камер. Есть много потрясающих профессиональных фотографий, снятых именно на «Хольгу». Эта камера обладает «особым взглядом» на привычные вещи. В ней ценно именно «несовершенство» картинки, которое в умелых руках превращается в кисть художника: неестественно сочные оттенки, низкая детализация, шевеленка, темные углы.

Первая модель Holga 120S - с пластиковой оптикой, башмаком для внешней вспышки, форматом кадра 6 х 4,5 см. На смену ей пришла версия 120N - она отличается поддержкой двух форматов (6 x 4,5; 6 x 6), слегка модернизированной оптикой (также пластиковой), наличием выдержки Bulb.

Кроме того, можно найти в продаже версию «Хольги» со встроенной вспышкой, имеющей четыре цветных светофильтра (120FN), а также модификации со стеклянным объективом (Holga 120GN), стеклянным объективом и вспышкой (120GCFN). И даже вообще без объектива, вместо которого имеется крохотное отверстие - «Пинхольга». Все новые «Хольги» имеют возможность съемки квадратных кадров (6 x 6), но виньетирование на таком формате выше, чем при 6 x 4,5. Новые версии «Хольги» со стеклянными линзами и вспышкой почти не отличаются по цене от более простых вариантов. Но фотографы предпочитают именно самые простые «Хольги» - дело тут вовсе не в цене.

Так как модель 120N оснащена башмаком для внешней вспышки, имеет смысл обратить внимание на именно эту модель «Хольги». Пластиковый объектив имеет фокусное расстояние 60 мм и позволяет получать в зоне резкости объекты, находящиеся на расстоянии 1 м или более. Диафрагма имеет всего две установки - «солнечно» и «облачно».

LOMO Compact Automat

Первая советская автоматическая «мыльница», разработанная на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), вышедшая в тираж в 1984 году и давшая название жанру ломографии. В 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне подарили японскую компактную камеру Cosina CХ-2. Камера очень понравилась министру, и он поставил задачу создания подобного устройства в СССР.

За основу была взята камера Cosina, которую советские инженеры тщательно изучали в течение двух лет работы над советским аналогом. Работа под руководством Михаила Холомянского увенчалась запуском LC-A в производство 1983 году.

Первая партия, выпущенная небольшим тиражом, была вручена делегатам ХXVII съезда КПСС. Вскоре камера приобрела массовый успех. Производство LOMO Compact на заводе ЛОМО неоднократно возобновлялось, но заслуженное мировое признание камера получила только в середине 1990-х.

В наши дни LC-A в большей мере является предметом культа, чем техническим инструментом. В хорошем состоянии (ломаться нечему) аппарат можно приобрести в комиссионке - как правило, цена не превышает 2,5 тыс. рублей.

По современным меркам корпус LC-A несколько великоват для «мыльницы», но в карман помещается легко - масса 250 г при размерах 107 x 68 x 43,5 мм. Объектив «Минитар-1» имеет фокусное расстояние 32 мм при светосиле f/2,8. Он защищен шторкой, которая сдвигается с помощью рычажка. Затвор отсекает выдержки от 1/500 до 2 сек.

Широкоугольная оптика обеспечивает не только относительную универсальность камеры, но и снижает затраты времени на фокусировку. Владельцу LC-A нужно лишь выбрать на шкале расстояний одно из четырех значений: 0,8, 1,5 или 3 м, бесконечность. Наводка на резкость, таким образом, производится на глаз. Для компоновки кадра есть оптический видоискатель, хотя настоящие ломографы обходятся без него.

LC-A имеет два режима - автоматический и приоритет диафрагмы (А). Значение чувствительности пленки вводится вручную. Система замера экспозиции позволяет использовать оба режима при любых условиях освещения.

Объектив достаточно качественный, обеспечивает интересную цветопередачу (с яркими, насыщенными оттенками), но отличается сильным эффектом виньетирования (затемнения по углам кадра), благодаря которому сделанные LC-A фотографии легко отличить от других.

Камера не боится лютого мороза (–15) и, как говорят, даже падения с третьего этажа - в общем, очень-очень надежна. Во всех моментах, за исключением качества изображения. Оно непредсказуемо, и в этом главная прелесть LOMO. Художественный эффект создают: бочкообразные искажения, эффект шевеленки, затемненные края, красивое размытие фона.

«Любитель-166B»

Отечественный «Любитель» - наиболее доступная камера с форматом кадра 6 x 6 см. Эта TLR-камера является усовершенствованным клоном старого немецкого двухобъективного аппарата Voigatlander Brilliant.

Распространены две модификации «Любителя» - 166B (с кадром 6 x 6 см) и 166У («универсальная» - формат 6 x 6 см или 6 x 4,5 см при использовании входящей в комплект рамки). Реже встречаются более ранние варианты («Любитель», «Любитель-2»). При равной стоимости на б/у-камеру (около 500 рублей) имеет смысл остановиться на одной из самых простых модификаций - 166B.

Трехлинзовый съемочный объектив Т22 имеет светосилу f/4,5 и центральный затвор, отсекающий максимальную выдержку 1/250 сек. На открытых диафрагмах объектив хорошо подходит для портретной съемки, так как формируемое им изображение очень мягкое, с низкой детализацией. По цветопередаче особенно хороши последние версии «Любителя», объектив которых имеет многослойное просветление: радуют яркие и насыщенные цвета.

«Любитель» отлично подходит для творческих экспериментов вроде съемки с наложением кадра на кадр или, к примеру, использования слайдовой пленки с проявкой по кросс-процессу. Теперь о сложностях, связанных со съемкой на «Любитель». Первой из них считается повышенное светорассеяние, возникающее вследствие плохого чернения внутренностей камеры. Дополнительное чернение полностью устраняет эту проблему - но по большей части и сама проблема надуманная. Падение контраста в старых «Любителях» во многих случаях идет изображению в плюс.

Невысокая резкость на открытых диафрагмах также не является недостатком, хотя и ограничивает возможность использования камеры в некоторых сюжетах. Данная особенность «Любителя» часто используется для получения «мягкой» картинки при съемке портретов.

На закрытых диафрагмах (f/16, f/22) трехлинзовый объектив выдает значительно лучшую детализацию, так что камеру можно эффективно использовать для съемки пейзажей со штатива. Особенно если зарядить в нее слайдовую пленку. Имеет место и затемнение по углам кадра, но в значительно меньшей степени, чем у «Хольги».

Единственная серьезная проблема при съемке на «Любитель» - точность фокусировки. Фокусировка осуществляется не перемещением передней панели (как у большинства TLR-камер), а вращением зубчатой передачи на ободке одного из объективов. Такой способ фокусировки неудобен, но можно привыкнуть. Хуже обстоят дела с контролем точности фокусировки.

Как и в других TLR-камерах, для визирования служит второй (верхний) объектив. Но изображение попадает не на матовое стекло, а на коллективную линзу с матовым кружком в центре. Предполагается наводиться на резкость по кружку, подняв лупу для точной фокусировки. Использование линзы вместо кружка позволило повысить яркость изображения в шахтном видоискателе, но точно наводиться на резкость крайне непросто. «Любитель» в любой из модификаций - на самом деле шкальная камера: видоискатель может быть использован для компоновки кадра, но не для точной фокусировки.

В большинстве «Любителей» (кроме редкой «Олимпийской» версии) перемотка пленки осуществляется только с визуальным контролем номеров кадра на обратной стороне раккорда - через красное окошко. Если не выработать для себя систему перемотки («снял - перемотал» или «хочу снять - перемотал»), есть большие шансы получить в результате непроизвольное наложение кадров.

LOMO Fisheye Camera

За основу взят LC-A, но вместо просто широкоугольного объектива данная камера оснащена редким объективом «рыбий глаз». Изображение, получаемое с его помощью, представляет собой круг, охватывающий угол 170 градусов.

Камера выпускается в двух модификациях: первая имеет пластиковый корпус, а другая - Fisheye 2 - отличается лучшим качеством изготовления (корпус из алюминия), углом охвата 180 градусов, встроенной вспышкой. Распространяется ломографическим сообществом.

Ломокамеры с серийной съемкой

Отдельный класс ломокамер - дешевые пластмассовые «мыльницы», которые снимают на пленку 35-мм и вместо одного объектива имеют несколько, что дает возможность на одном стандартном кадре поместить несколько снимков. С точки зрения качества изображения такие варианты значительно уступают даже другим ломокамерам, не говоря уже про серьезные 35-миллиметровые аппараты. И дело не только в том, что четыре или восемь крохотных пластмассовых объектива хуже, чем один. Немалую роль играет сам формат кадра…

Модели различаются прежде всего числом объективов. Например, камера Action Sampler имеет четыре объектива и позволяет отснять серию из четырех кадров по схеме 2 x 2. Есть варианты со встроенной вспышкой (Action Sampler Flash) или с четырьмя панорамными объективами, расположенными в ряд (Super Sampler).

На сайте Ломографического общества встречаются варианты, имеющие и большее число объективов: Oktomat и Pop 9. Первый на стандартном кадре 35-миллиметровой пленки умещает серию из 8 мини-кадров, второй - 9 мини-кадров, причем все объективы в этой модели срабатывают синхронно.

«Горизонт-202»

Советская фотопромышленность произвела немало интересных фотокамер, на которые увлеченно снимают западные ломографы. На ум приходит не только детище завода ЛОМО, но и различные модели ФЕДов, «Зорких», «Киевов».

Единственная модель, которая выпускается сейчас и активно продается на западных сайтах, это панорамная камера «Горизонт» - детище Красногорского завода им. Зверева, известного каждому российскому гражданину благодаря зеркальным камерам «Зенит».

«Горизонт» - панорамная камера, которая позволяет получать снимки на пленку35-мм, формат кадра - 24 x 58 мм. На стандартную пленку получается снять 22 кадра. Композиция кадра строится при помощи широкоугольного видоискателя, изображение в котором соответствует по углу зрения конечному снимку.

Камера обеспечивает качественный результат без характерных искажений широкоугольной оптики. Это объясняется необычной конструкцией объектива: во время съемки он поворачивается. Особенность камеры - необходимость обеспечить строго горизонтальное положение во время съемки. В противном случае возможны сильные искажения перспективы. Для контроля горизонтали в видоискателе имеется пузырьковый уровень.

«Горизонт» - полностью механическая камера, работает без батареек. Перемотка пленки и взвод затвора осуществляются с помощью курка.

Модель 202 - основная в линейке «Горизонтов». Это довольно крупный аппарат (117,5 x 146 x 73 мм, 700 г), оснащенный качественным объективом, приятно удивляющим при съемке на цветную пленку. Модель доступна по цене и имеет объектив с МС-просветлением, который обеспечивает угол охвата 120 градусов. В отличие от упрощенных версий «Горизонта», которые предлагаются на сайте Ломографического общества, данная модель имеет широкий набор выдержек: 1/2, 1/4, 1/8, 1/60, 1/125, 1/250 сек. Это ее важное достоинство, так как упрощенные версии Horizon Compact и Horizon Perfеct не сильно компактнее, но заметно уступают по возможностям съемки. Шторки затвора в модели Horizon Perfеct специально искривлены, что гарантирует непредсказуемые результаты съемки.

В Советском Союзе иногда делали прямо таки уникальные вещи, сегодня рассказ об одном из таких изделий, о фотокамере серии ЛОМО 135. Выпускалось два варианта фотоаппарата — 135ВС и 135М.

ЛОМО-135ВС был разработан в 70-е годы XX века и производился на Ленинградском оптико-механическом объединении имени В. И. Ленина, сокращенно «ЛОМО», с 1975 по 1982 год.

Фотоаппарат ЛОМО-135М очень похож на ЛОМО-135ВС и выпускался на этом же заводе с 1981 по 1984 год. Отличия между этими камерами очень незначительные, поэтому есть смысл объединить обзоры этих фотоаппаратов в один.

С 1975 по 1984 годы произведено 175 400 камер, многие из которых ушли на экспорт под брендом COSMIC 135MS.

Чем так примечательны эти фотокамеры? Рассмотрим плюсы и минусы подробнее

Это шкальные фотоаппараты. Камеры не имеют дальномера и какой-либо автоматики. Затвор центральный. Экспозиция выставляется по соответствующим иконкам на основе калькулятора, встроенного в камеру.

Состояние солнца и атмосферы определяют выдержку:
Солнце -1/250, Солнце в дымке — 1/125, легкая облачность — 1/60, облачность — 1/30, дождь 1/15, также имеется выдержка «В» — от руки .
Значения выдержек ни как не привязаны к чувствительности пленки в отличии от правила Sunny 16, в котором наоборот выдержка выставляется исходя из чувтвительности пленки, а диафрагма на основе состояния солнца и атмосферы.


Месторасположение сюжета отвечает за диафрагму, при этом учитывается чувствительность пленки: горы, пляж, открытая местность, в тени .

В чем-то калькулятор экспозиции схож c калькулятором знаменитой и самой массовой фотокамеры СССР «Смена 8М», но все-же он более продвинутый, поскольку помимо состояния солнца еще учитывает и местоположение объекта съемки, внося экспокоррекцию. Также фотоаппарат стремится максимально прикрыть диафрагму, чтобы свести ошибки при фокусировке к минимуму, предлагая довольно длинные выдержки но сильно прикрытые диафрагмы. Фотограф вполне может сдвигать экспо-пару в зависимости от творческих задач.


Фрагмент инструкции к фотоаппарату Ломо 135

В плане определения выдержки и диафрагмы все сделано гениально и очень просто. Для любителей именно так и нужно делать. Неопытный фотограф, используя эти простые иконки, может быстро и просто осознать базовые понятия экспозиции, связь между выдержкой, диафрагмой, ISO и текущим освещением.

Я сфотографировал три пленки по этим иконкам, и как видите получил отличный результат. Пленки ровно проэкспонированы, процент брака минимален.

Объектив

В эти камеры жестко встроен объектив «Индустар-73», выполненный по схеме «Тессар» (4 элемента в трёх группах), фокусное расстояние 40 мм, светосила F2.8 — это типичные характеристики для любительских камер 70-х годов прошлого века. Первые же фотопленки меня приятно порадовали, объектив очень резкий и контрастный практически на всех диафрагмах. Линза — это изюминка данной камеры. Фотографии получаются замечательные! Объектив имеет 10 лепестков диафрагмы и создает почти идеально круглое отверстие, что понравится любителям боке.

Наводка на резкость осуществляется либо по метрической шкале на оправе объектива, либо по упрощенному стрелочному индикатору с иконками в видоискателе (лицевой портрет — 1 м, погрудный портрет двух человек 1.4 м, ростовой портрет группы людей 4 м, здание – бесконечность ).

С наводкой на резкость у меня также не возникло проблем, практически всегда я попадал в фокус. Но тут, наверное, сказывается многолетний фотографически опыт.

Оптический видоискатель мне понравился чуть меньше, нет в нем той яркости и четкости, которой бы хотелось. Сравниваю например со своим Olympus 35DC, и в этом вопросе ЛОМО проигрывает японцу. Но в целом жить можно.

Пружинный механизм

Теперь о главной фишке этого аппарата, о пружинном механизме взвода затвора и перемотки пленки. Сверху камеры имеется большой круглый маховик завода пружинного двигателя. При вращении его против часовой стрелки заводится пружина, благодаря которой можно сделать до 8 кадров со скоростью 3 кадра в секунду! И обратите внимание, это 1975 год! Это же просто супер! Обе мои камеры стабильно выдают 8 кадров с одного полного завода пружины, а камерам уже почти по 40 лет!

Немного о минусах

Есть, конечно, у этой разработки советских инженеров и минусы, ведь любой продукт — это компромисс между ценой и качеством.

Пружинный механизм довольно громко срабатывает в момент спуска затвора, иногда это может привлечь к фотографу излишнее внимание окружающих и помешать сделать важный кадр.

Но тут есть одна хитрость. Для того, чтобы не привлекать к себе внимание в момент съемки громким звуком, вы можете нажать кнопку спуска затвора но не опускать ее, камера сделает снимок, но не перемотает пенку (а именно эта операция самая шумная). Далее отводим камеру в сторону, можно спрятать ее в сумку или карман куртки, или просто опустить руку, и только потом отпускаем кнопку затвора, фотоаппарат с шумом выполнит перемотку пленки и взвод затора, но вы будете уже как бы не при делах 🙂

Вполне возможно, что пружинный механизм — слабое звено в плане надежности. Посмотрим, что покажет эксплуатация.

Опытные мастера рекомендуют не взводить пружинный механизм этого фотоаппарата до упора, на все восемь кадров, а ограничиваться заводом на 3-4 кадра, так пружина прослужит дольше. Также не стоит оставлять заведенным пружинный механизм если фотокамера длительное время не используется.

Маховик завода, расположенный на верхней панели, довольно крупный, сильно выпирает за пределы камеры, что несколько портит компактность аппарата.

Видоискатель не очень крупный и не слишком яркий.

Надписи, нанесенные на металлический корпус краской, не очень стойкие и склонны к стиранию.

Кольцо управления диафрагмой расположено не очень удобно, вокруг линзы объектива. Также форма и конструкция этого кольца не особо эргономичны, можно легко попасть пальцем в объектив и оставить на поверхности линзы жирный отпечаток.

Набор выдержек ограничен диапазоном от 1/15 до 1/250 секунды плюс «В». Хотелось бы еще как минимум 1/500 секунды для съемки на современные пленки высокой чувствительности. Допустим на ярком солнце в горах или на пляже с пленкой ISO 400, мы получим пересвет в одну ступень даже на самой короткой выдержке 1/250 и диафрагме 22.

Но в 70-х и 80-х фотолюбители использовали пленки чувствительностью ГОСТ (ISO) 32, 64, 125 максимум 250, и этого диапазона вполне хватало на все случаи жизни. Более длинные выдержки чем 1/15 секунды без штатива практически не применимы, гарантирован смаз изображения на кадре. Надо заметить, что эти вопросы легко решаются подбором чувствительности пленки и не являются большой проблемой.

Задняя крышка также не идеальна, снимается и устанавливается обратно с определенным усилием, не всегда понимаешь, четко ли ты попал в пазы, примерно как с механической коробкой передач старого Москвича.

К сожалению у камеры нет проушин для нашейного ремня, ЛОМО 135 не повесишь на шею. Зато есть кистевой ремень, но он почему-то сделан с левого края камеры, а кнопка спуска затвора справа, что вызывает некоторое неудобство при фотосъемке одной рукой.

Эргономика и эстетика

Корпус камеры металлический, не лишен определенной эстетики, эдакий металлический кирпичик из 70-х. Камера довольно компактная но при этом увесистая. По понятиям 70-х фотоаппарат миниатюрен, особенно если сравнивать фотокамерами типа «ФЭД», «Зоркий» или «Зенит».

Фотоаппарат приятно держать в руках, есть ощущение хорошей и дорогой вещи из прошлого. Хотя если сравнивать с лучшими образцами японского и немецкого фотоаппаратостроения, то к некоторым мелочам можно придраться, культура производства ниже. Мне показалось, что более ранняя модель 135ВС собрана немного более качественно, видно в 80-е качество сборки стало хромать.

ЛОМО-135 — камера полностью механическая, она не требует элементов питания, что во многих случаях является серьезным плюсом, поскольку старые автоматические камеры 70-х и 80-х требуют ныне не выпускающиеся элементы питания типа РЦ-53, аналоги подобрать сложно, с современными батарейками старые камеры зачастую не точно отрабатывают экспозицию. Например мой Olympus 35DC, выпущенный в 1972 году, с современными батарейками очень сильно привирает при замере освещенности сцены, что сводит на нет пользу автоматики.

У ЛОМО-135 есть горячий башмак, но по какой-то неведомой причине разработчики поместили его на нижнем торце камеры. И если возникнет необходимость фотосъемки со вспышкой, придется держать камеру верх ногами, иначе будет очень неестественное освещение снизу. В этом плане камера похожа на культовый Rollei 35, но конечно же ЛОМО не является клоном Rollei, это абсолютно уникальная разработка.

В кнопке спуска затвора имеется резьба под механический тросик, мелочь, а приятно. При съемке со штатива на выдержке «В» очень даже пригодится. Можно делать ночные снимки города, или попробовать сфотографировать звездное небо.

Снизу камеры есть стандартная резьба под штатив, но почему-то ее совместили с механизмом замка задней крышки отсека с пленкой. Я вижу в этом определенную проблему и не стал бы сильно туго прикручивать штатив к этой камере, можно либо случайно открыть заднюю крышку, либо и не открутить штатив без последствий для замка.

Чем отличается ЛОМО-135ВС от ЛОМО-135М?

  • У ЛОМО-135ВС калькулятор расчета диафрагмы вынесен на маховик завода пружинного двигателя и сделан он немного расхлябано, показания могут самопроизвольно сбиваться, прокручиваться, нужно быть внимательным.
  • У ЛОМО-135М калькулятор экспозиции расположен на объективе камеры.
  • У ЛОМО-135ВС значение чувствительности пленки в калькуляторе ограниченно числом 250 ГОСТ, что равняется примерно 250 ISO. У ЛОМО-135М – максимальное значение 500 ГОСТ (ISO)
  • Немного отличаются оправы объектива, диаметр крышек не совпадает.
  • Дермантин на корпусе камеры немного отличается по фактуре.
  • Есть и внутренние различия, например в более новой версии 135М немного доработан пружинный механизм. Есть сведенья, что он более ремонтопригоден.
  • А так камеры практически идентичны, ЛОМО-135М – это легкая модернизация ЛОМО-135ВС, не более.

Выводы:

  • ЛОМО 135М (ВС) — камера интересная, харизматичная, ей приятно и интересно снимать. Эдакий гаджет из 70-х. Это тот случай, когда надпись «Сделано в СССР» звучит гордо! Проявив первые пленки я воскликнул: «ВАУ!». Мне реально понравились снимки с этой фотокамеры. Фотографии резкие, контрастные, сочные, объемные. В этом плане данный фотоаппарат на две головы выше всех дешевых мыльниц, хлынувших на рынок в 80-е — 90-е годы. Камера компактна и удобна в обращении. Она вызывает массу положительных эмоций при работе с ней.
  • Инженеры Ленинградского оптико-механического объединения выпустили действительно качественный и в чем-то инновационный продукт своего времени. По всей видимости не случайно всемирное фотографическое движение «Ломография» в корне имеет слово«ЛОМО», ведь на счету этого предприятия много культовых камер, таких как«Ленинград»,«Смена 8М», ЛОМО Компакт-Автомат (LC-A), «Любитель», большая часть которых отличались простотой, доступностью и дружелюбностью по отношению к любителям.
  • Да, у 135ВС (М) есть мелкие недостатки. Но у кого их нет? А учитывая цену на вторичке, какие могут быть претензии? Я купил ЛОМО 135ВС за 1500 рублей, ЛОМО 135М за 1900 рублей в идеальном состоянии. Любая импортная камера в хорошем состоянии, сопоставимая по качеству фото, стоит в разы дороже. ЛОМО — это отличный вариант для начала знакомства с миром фотопленки! Объектив 40 мм удобен для большинства видов съемки, им можно сделать и портрет, и пейзаж, им можно фотографировать жанр и стрит.
  • Если честно, то я немного жалею, что у меня не было подобной камеры в детстве и юности, когда я только начинал фотографировать используя ФЭДы и Зениты в середине 80-х годов, ЛОМО-135 упростила бы мне жизнь на стадии освоения азов фотографии.
  • Могу ли я рекомендовать эту камеру любителям пленки? Да, конечно! Камера достойна внимания. Но, как любая старая вещь требует внимательной проверки.

  • Проверьте пружинный механизм. После полного взвода пружины до упора камера должна выдать не менее 8 кадров. Если камера выдает 1-2-3-4 кадра, воздержитесь от ее покупки. Также механизм не должен после одного нажатия выдавать несколько кадров подряд, каждый следующий кадр требует дополнительного нажатия на кнопку спуска затвора.
  • Снимите заднюю крышку, откройте диафрагму до значения 2.8 и проверьте визуально и на слух работу затвора на всех выдержках от «В» до 1/250, глядя в объектив со стороны пленочного отсека на просвет.
  • Проверьте, объектив на наличие грязи, пыли, плесени, царапин сохранности просветления.
  • Проверьте как переключаются диафрагмы от 2.8 до 22.
  • Посмотрите косметическое состояние камеры, оно может о многом рассказать, чем оно лучше, тем больше вероятность, что камера в хорошем состоянии.
  • Оцените работу индикатора наводки на резкость в видоискателе, совпадают ли иконки со значениями из инструкции, хотя бы примерно.

И если все нормально, то смело покупайте! Камера за свои деньги – супер! Если же есть дефекты, то я бы связываться не стал, с ремонтом могут возникнуть проблемы и он будет дороже покупки нормальной камеры.

Кстати, в советское время ЛОМО 135ВС (М) стоила довольно дорого, около 65 рублей, а допустим Смена 8М стоила всего 15 рублей, почувствуйте разницу. Это премиальный компакт советской эпохи.

Галерея снимков, сделанных ЛОМО 135ВС и ЛОМО 135М






















































Цифровая камера произвела революцию в фотографии. Фотосъёмкой увлеклось больше людей, чем когда-либо ранее. Но умерла ли плёночная фотография? Ломографическое сообщество считает иначе. Несомненно, эта организация сделала для сохранения плёночной фотографии больше чем любая другая. Это руководство, написанное на основе 10 правил сообщества, поможет вам справиться с трудностями становления ломографом.

Правило 1: Всегда бери фотоаппарат с собой

Ломографическое сообщество было основано в 1990-х годах, когда несколько смелых студентов познакомились с русской камерой Ломо Компакт-Автомат (LC-A) . Сейчас сообщество продает, восстанавливает и производит огромное количество камер. С «LC-A» в качестве краеугольного камня, они стремятся предложить уникальную внешность камер, но большинство из них пластиковые с несколькими (если есть) настройками. Все они снимают на пленку. Ломография помогла популяризации среднеформатных камер Holga и Diana. И они продают восстановленные камеры, которые больше не производятся.

Покупка Ломо

Цена многих камер, продаваемых ломографическим сообществом, может показаться завышенной. Например, много лет назад я купил подержанный «Зоркий 4К» , русский дальномерный фотоаппарат, копию старых леек, за $35. Вскоре после этого, Ломографическое общество представило аналогичную модель на своем сайте, уже по цене $175.

Цены на эту камеру сейчас резко возросли на других интернет-площадках. Но то, что предлагает Ломографическое сообщество, имеет несколько отличий. Они дают послепродажную гарантию и гарантируют что их камеры продаются в рабочем состоянии. Также имейте в виду, что вы поддерживаете нишевой рынок. Многие из камер, продаваемых сообществом, больше нигде не продаются. Они берут на себя риск со своей бизнес-моделью и, выбирая покупку у них, вы поддерживаете жизнеспособность их бизнеса.

Единственная причина, по которой я уделяю столько внимания этому вопросу - это поток критики в адрес Ломографического сообщества за их цены. Я просто хотел показать почему мне удобно покупать у них. Следующий снимок был сделан камерой Holga Wide Pinhole - одной из многих, предлагаемых Ломографическим сообществом.

Правило 2: Используй его в любое время - днём и ночью

Большое количество разнообразных камер, предлагаемых сообществом, означает, что найдётся вариант для каждого. Люди часто спрашивают меня, почему я снимаю на пленку, когда у меня есть отличная цифровая камера. Ну, цифровые камеры в основном одинаковы. А пленочные - нет. Например, не производится панорамной цифровой камеры с вращающимся объективом, типа Горизонта.

Даже и не пытайтесь найти такую программу, которая позволит воссоздать картинку черно-белой пленки ISO 3200. Есть немного вещей в жизни, более захватывающих, чем выбор ролика пленки. Это всегда сюрприз. Когда я снимаю на пленку, особенно на простейшие ломографические камеры, я почти не беспокоюсь о технической стороне экспозиции. Я просто снимаю, что вдохновляет меня делать необычные для меня фотографии. Одни выходят хорошо, другие - не очень, но я всегда учусь чему-то новому.

Правило 3: Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть её

Я уже говорил, что ломография немного похожа на культ. Сходите на их сайт и посмотрите на онлайн сообщество. У них более 40 тысяч активных пользователей. Примерно у четверти из них есть Ломодом - персональная страница для демонстрации и обмена фотографиями и альбомами.

Есть порядка 4,5 миллионов фотографий, которыми пользователи делятся на сайте и это не их частные снимки друг для друга. Участники, живущие повсюду в мире, создают постоянно обновляемый глобальный снимок, который всегда приятно просматривать.

Одна из моих любимых частей сайта - это список из порядка 200 камер различных марок и типов. Вы можете причитать обзоры и посмотреть примеры фотографий. Эта часть сайта хорошо показывает, что Ломографическое сообщество развивает фотографию, а не просто продает свои специфические камеры.

Следующий кадр был снят на камеру Vivitar Wide and Slim, которая популярна на ломографическом сайте, хотя и не продается там. Вы можете различить отражение камеры в окне, через которое я снимал.

Правило 4: Снимай от бедра

Как я уже говорил, лучшая для меня часть пленочной фотографии в сюрпризе, который ожидает вас после проявки пленки. Наилучшим способом съемки в таком случае становится съемка не глядя.

Используя гиперфокальную настройку объектива (точка фокусировки, которая позволяет находиться в фокусе максимальному пространству при данной диафрагме) или используя камеру, не предназначенную для точной фокусировки (Типа Хольги или классического Ломо К-А), вы можете снимать с любого ракурса. Над головой, от земли или, как гласит правило, от бедра.

Правило 5: Чем ближе - тем лучше

Это совет применим не только для ломографии или пленочной фотографии, но ко всей фотографии. Независимо от того, снимаете ли вы ваших друзей или цветы. Приблизитесь! Я следую правилу двух шагов. Начиная снимать, я нахожу удобную дистанцию, а затем подхожу на 2 шага ближе.

Но это правило можно применить и ко всему вашему увлечению фотографией. Проникнитесь фотографией. Изучите ваше оборудование, историю и творчество великих фотографов. Важной частью фотосъемки для меня стало и полюбилось знание, что я использую те же камеры и те же процессы, что и люди до меня более сотни лет.

Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон, Роберт Каппа и Ансель Адамс никогда не прикасались к цифровым камерам, пока они были на пике своей карьеры. Приблизиться к пониманию профессии также важно, как приблизиться к предмету съемки.

Правило 6: Не думай (Уильям Файербрэйс)

Это правило звучит совсем просто, да? Но я часто ловлю себя на обдумывании экспозиции и композиции. Я профессионал, но у меня до сих пор иногда бывают неудачные кадры когда я увлекаюсь использованием некоторых специфических техник. Особенно часто это происходит когда у меня нет подстраховки в виде экрана на задней панели камеры.

Ломография характерна простыми камерами, позволяющими легко снимать. Если на вашей камере есть только кнопка спуска - то о чем тут думать? На сайте Ломографического общества вы найдете людей, соблюдающих это правило. Импровизированные фотографии их друзей, сделанные на память гораздо лучше, чем ваши типичные постановочные фото с рукопожатиями и улыбками на камеру.

Правило 7: Будь быстр

Вы должны действовать быстро во время фотосъемки. Но вам следует поторопиться и для того, чтобы начать снимать на пленку. Ломография творит чудеса чтобы сохранить пленку как носитель, но она по-прежнему под угрозой. Кодак прекратил выпуск некоторых пленок, включая знаменитую Кодахром 64 , в 2009 году.

Полароид прекратил производство своей пленки, но был спасен другой компанией, метко названной «Impossible Project» (Невыполнимый проект), которая начала выпускать её небольшими тиражами. Пленки типа 110 практически невозможно купить, разве что в Интернете. И если вам не посчастливилось жить в городе с большой фотолабораторией - вам придется отправлять эту пленку на обработку почтой.

Другими словами, пленка может оказаться не вечной. Участвуйте в этой части истории фотографии пока не слишком поздно. Ломографическое сообщество продает множество пленок на своем сайте, даже таких, которые уже не производятся. Также вы можете прочитать обзоры пленок и посмотреть примеры фотографий.

Правило 8: Не обязательно знать заранее, что у тебя получится

Ломографы не боятся экспериментировать. Одно из самых популярных направлений - использование кросс-процесса для плёнок. Это когда вы обрабатываете пленку в реактивах, предназначенных для другого типа пленки. Наиболее употребительная техника - обрабатывать слайд-пленки в реактивах для обычной цветной негативной пленки.

Результаты получаются цветастые и интересные. Многие экспериментируют с просроченной пленкой. Снимок ниже был сделан на черно-белую пленку Kodak Tri-X чувствительностью 400 ISO, которая имела срок годности до 1994 года. Вид этого снимка не слишком необычен или драматичен, но некоторые пленки заметно меняются старея.

Правило 9: Не задумывайся об этом и потом

Ломография посвящена производству фотографий, которые отличаются. Все мы видели отлично экспонированные фотографии, резкие и с правильным горизонтом. Это неплохо, но предсказуемо со всеми технологиями, упакованными в современную цифровую мыльницу.

Ломографический подход - не для всех. Даже я не хочу, чтобы все мои фотографии были пересвечены, завалены и размыты. Но отношение к фотографии больше как к поиску приключений, чем к живописи - хорошее лекарство от моего ежедневного стиля съемки.

Правило 10: Забудь о правилах

Ломография охватывает много разных вещей - интересные камеры и пленки, международное сообщества, стремление сохранить жизнь пленочной фотографии, но наиболее полезной для меня частью оказалось открытие нового в фотографии.

Ломография - это не цель моих стремлений, это - начало пути. Ломография познакомила меня с русскими камерами и показала мне что эти старомодные пленочные «кирпичи» спрятанные в чулане, могут работать ещё. Этим специфическим вопросам посвящены и другие места в сети, но трудно найти ещё место, охватывающее столь различные аспекты пленочной фотографии. Ломографическое сообщество - информационный центр по всем вопросам аналоговой фотографии.

И последнее - съемка на пленочные камеры предполагает, что никто не увидит картинку на задней крышки вашей камеры. Просто скажите «Да, ваши волосы выглядят отлично и, да, я подождал пока вы доедите огромный кусок пирога, чтобы сделать фото».

Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

Итак, что же такое ломография? Это вид пленочной фотографии, подразумевающий фотографирование с нарушением резкости, правдоподобности цветопередачи, равномерности плотности кадра. Проще говоря, это жизнь, запечатленная в своем собственном неповторимом виде. Такое направление фотоискусства появилось благодаря «ЛОМО-компакту», камере, с которой все и началось.

Тридцать лет назад Игорю Корницкому, заместителю министра оборонной промышленности, находившемуся с делегацией в немецком городе Кельне для обмена индустриальным опытом, попала в руки маленькая японская камера Cosina CX-2. Корницкий, обращавший пристальное внимание на советское фотоаппаратостроение, передал ее своему товарищу и директору завода «ЛОМО» в Петербурге Михаилу Панфилову.

В первую очередь японская камера была досконально изучена. «Уже на этом этапе, - вспоминает Михаил Холомянский, ведущий конструктор творческой бригады, работавшей над созданием фотоаппарата, - стало ясно, что полностью воспроизвести ее не получится. Мы пошли по пути создания своей, во многом оригинальной, конструкции». Таким образом, после многочисленных преобразований на свет появился наш ответ японской Cosina CX-2 - «ЛОМО-Компакт - Автомат» (LOMO LC-A).

В 1984 году началось массовое производство LOMO LC-A. Изготавливалось по 1 100 камер в месяц, работало над ними около 1 200 человек. Однако в скором времени «Компакт-Автомат» через советский рынок «просочился» и в другие коммунистические страны: в Польшу, Чехословакию, на Кубу. Кстати сказать, с начала запуска производства LOMO LC-A было выпущено примерно 1,5 миллиона этих фотоаппаратов.

В 1991 году, попав из пражского магазинчика подержанных камер прямо в руки студентов венской Академии искусств Маттиаса Фигля и Вольфганга Штранцингера, LOMO LC-A стал основоположником всемирного ломодвижения. Вернувшись из изъезженной вдоль и поперек Праги на родину и отпечатав снимки, друзья были поражены результатами своих спонтанных фоторабот - кадры получились неожиданно очень креативными и оригинальными, сохранив при этом милые памятные моменты.

Все хотели достать такую же потрясающую камеру, поэтому студенты стали довольно часто наведываться в Россию с целью приобрести LOMO LC-A для друзей и родственников.

В 1992 году поклонники этого фотоаппарата объединились в Международное ломографическое общество, штаб-квартира которого и по сей день находится в Вене.

В течение лета были написаны десять золотых правил ломографии, приведенные ниже, а 5 ноября 1992 года их напечатали в «Венской газете» (Wiener Zeitung). Вскоре после этого муниципальный совет города предоставил обществу пустующий дом в 7-ом районе на Брайтегассе (Breitegasse). Именно здесь состоялась самая первая ломографическая выставка, на которой было продано 700 фотоаппаратов LOMO LC-A и родилась одна из наиболее характерных черт Международного ломографического общества - ломостена.

В 1994 году завод «ЛОМО» планировал остановить выпуск своего фотобестселлера в связи с падением спроса на отечественную фототехнику, однако дело спасла первая московская ломографическая выставка, проводившаяся одновременно и в Нью-Йорке. Да и венские друзья постарались: убедили заводских начальников и тогдашнего вице-мэра города Владимира Путина в необходимости продолжения производства LC-A.

Развитие фототехники для ломографии

В 1998 году Ломографическое общество представляет миру странную пластиковую камеру ActionSampler, снимающую на пленку по четыре последовательных изображения, и она мгновенно становится хитом. Объективы в ней работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырех мини-кадров по схеме 2 × 2 на одном стандартном кадре пленки, что позволяет запечатлеть действие в движении.

В 2000 году появляется SuperSampler - камера с четырьмя только панорамными объективами, расположенными в одну линию. Благодаря тому, что они срабатывают по очереди, на фотографии получается ряд из фотополос.

В 2005 году запускают в производство Fisheye Camera - небольшой фотоаппарат, оснащенный широкоугольным объективом «рыбий глаз» с углом охвата изображения 180°. Сейчас существует и Fisheye-2 - усовершенствованная камера Fisheye с алюминиевым корпусом и дополнительным видоискателем.

В общем, не так важна дата выпуска, как сама модель, поэтому перечислим все то, что было выпущено.

Frogeye Underwater - камера для съемки под водой с водонепроницаемым корпусом, оснащенная вспышкой.
Holga - среднеформатная ломокамера.
«Горизонт-компакт» - удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120°.
Horizon Perfekt - панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.
Lomolitos Single Use - одноразовая камера, заряженная пленкой на 24 кадра.
Oktomat - камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.
Pop 9 - фотоаппарат с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно.
ActionSampler Flash - камера с четырьмя объективами и четырехсегментной вспышкой.
Colorsplash - фотоаппарат с интегрированной вспышкой со сменными разноцветными (до 12 цветов) светофильтрами для подсвечивания объекта съемки и возможностью установки длительной выдержки.
Spinner 360° - камера, получившая в 2010 году премию European Consumers Choice Awards.
Sprocket Rocket - первая камера, целиком и полностью посвященная перфорации на пленке.

Стоит отметить, что каждый фотоаппарат выпускается в нескольких цветовых вариантах, а многие модели, выпущенные специально к какому-либо мероприятию (например, для Золотой недели в Японии), имеют уникальные расцветки - анималистические и прочие.

В 2009 году ломография отметила свое 25-летие, отпраздновав эту знаменательную дату выпуском ограниченных серий LC-А+, таких как No Nukes, разработанная южно-корейскими дизайнерами.

Десять заповедей ломографа

Именно эти забавные правила являются основополагающими для каждого любителя ломографии.

Всегда держи при себе камеру.
Снимай в любое время дня и ночи.
Ломография - часть твоей жизни.
Снимай от бедра.
Подходи к объекту съемки как можно ближе.
Не думай.
Будь быстрым.
Ты не знаешь заранее, что получится.
Да и после съемки тоже не знаешь.
А теперь забудь все правила и снимай.


Кстати сказать, ломография - прообраз Instagram, мобильного приложения для обмена фотографиями, в котором можно видоизменять снимки при помощи ломофильтров. Поэтому, если вы пользуетесь такой программой, можете с уверенностью считать себя ломографом.

В заключение нельзя не отметить скорость, с которой ломодвижение распространилось по всему миру. Ломографы - уже не просто «ленивые» фотолюбители-студенты из Вены, которым не хватало времени, желания и возможностей на создание классических снимков по правилам, это сотни тысяч людей во всем мире, объединенные общими интересами, это субкультура фотомира, которая и по сей день привлекает к себе массу новых сторонников, фиксирующих мир таким, какой он есть, - удивительным, необычным и солнечным в любую погоду!