Министерство культуры Республики ТываГОУ СПО «Кызылский Колледж Искусств имени А.Б. Чыргал-оола»Курсовая работа Тема: Педагогические особенности формирования и развития коллектива творческого любительского коллективаСтудента IV курса Чаяна Григорьевича Монгушотделения «СКД и НХТ» специализации «Хореографическое творчество»Проверила: Р.М. БулугунКызыл – 2011 г.1


СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1.1. Понятие художественной самодеятельности их виды и жанры..................................................................................................................4 1.2. Развитие художественной деятельности 60-80-х годов………………….5 1.3. Педагогические особенности творческого коллектива…………………..6 Глава 2 . Самодеятельность как социально-педагогическое явление 2.1. Специфика самодеятельного объединения, как педагогической системы……………………………………………………………………………7 2.2. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе…....19 2.3. Становление и развитие любительского коллектива «Депо»…………....23 Заключение............................................................................................................ 29 Список литературы...............................................................................................33 Приложение. 2


Введение Я выбрал тему курсовой работы - «Педагогические особенности и формирования и развития коллектива творческого любительского объединения », потому что эта тема непосредственно касается профессиональной деятельности клубного работника. Ведь мы, клубники, работаем с участниками художественной самодеятельности, организуя их деятельность. Работая над этой темой, я поставил перед собой цель сделать анализ развития художественной самодеятельности и их форм и методов воспитательной работы в творческом коллективе. Для этого мне предстоит решить задачи :Дать определение художественной самодеятельности и выяснить хореографическую самодеятельность как вид и жанр художественной деятельности в России; Выяснить развитие художественной деятельности в России; Выяснить значение Самодеятельности как социально-педагогического явления; Выяснить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе; Выяснить развитие любительского коллектива Тувы. Глава 1. Художественная самодеятельность и ее развитие 1.1.Понятие художественной самодеятельности их виды и жанры 3


Художественная самодеятельность уходит своими корнями в традиционное народное творчество. Народное творчество - это художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа. В народном творчестве воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Оно явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Художественная самодеятельность - это одна из форм народного творчества. Она включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.). Различные виды и жанры художественной самодеятельности развивались неравномерно. Несколько сокращается хоровая, театральная и отчасти хореографическая самодеятельность. Одновременно наблюдается рост вокально-инструментальных ансамблей, кино- и фотообъединений, агитационно-художественных бригад, коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем, только в государственных учреждениях культуры страны насчитывается в настоящее время 50 тыс. любительских объединений и клубов по интересам, из которых 16 тыс. – художественной искусствоведческой направленности.Самодеятельная хореография – один из ведущих видов самодеятельного искусства, занимавший в РСФСР по количеству коллективов и участников третье место. Примерно в одинаковой степени она распространена, как и в городе, так и в сельской местности. Процесс 4


развития хореографической самодеятельности сопровождается появлением в стране десятков народных театров балета, ставящих спектакли различных жанров. Развиваются фольклорные танцевальные группы, ансамбли классического танца. Одной из перспективных форм развития хореографической самодеятельности являются школы и клубы любителей бального танца. Такие клубы могут иметь сложную структуру, включающую ряд творческих секций (исполнительскую, искусствоведческую, кино-фото группу), а также секции по организации массовых мероприятий (вечера отдыха и танцев, концертов и т.д.).1.2.Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов Художественная самодеятельность СССР 60-80-х годов Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т. д.5


Работу клубного самодеятельного коллектива непосредственно организует его руководитель, осуществляющий набор участников, планирование и проведение учебно-воспитательной и концертно-исполнительской деятельности. Руководитель обязан регулярно проводить учебные занятия продолжительностью не менее трех часов. Органом общественного самоуправления является общее собрание участников, которое избирает совет коллектива. Коллективам художественной самодеятельности осуществляющим активную деятельность по коммунистическому воспитанию, имеющий высокий идейно-художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства, учебно-воспитательной и творческой работы, может быть присвоено звание «народно самодеятельного коллектива».Общее руководство осуществляется художественным руководителем.1.3.Педагогические особенности творческого коллектива. В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива. Глава 2. Самодеятельность как социально-педагогическое явление 2.1. Специфика самодеятельного объединения как педагогической системы 6


Самодеятельность, как и всякая предметная деятельность, имеет предметные результаты: у рационализатора - его предложение по реорганизации производственного процесса, у театрального коллектива - спектакль, у пропагандиста - доклад и т. д. Очевидность предметной результативности делает самодеятельные организации похожими на аналогичные производственные, что привело к представлениям о том, что самодеятельными организациями нужно в принципе также руководить, как и аналогичными профессиональными. Сторонники таких взглядов лишь делают поправку на некоторые внешние особенности самодеятельности (отсутствие специальной подготовки участников, усталость после основной работы и т. д.). Самодеятельная организация отличается от аналогичной производственной, профессиональной принципиально, как качественно другая система. Отдельные компоненты в этих системах - производственной и самодеятельной - обнаруживают лишь внешнее сходство; внутренние их характеристики оказываются собственными, но, главное, особенными оказываются связи и зависимости между компонентами. Схематически структуру любой организации можно представить в следующих основных компонентах:1.Блок организации или управления (включающий цели, задачи, программу, руководителей, средства их воздействия на управляемый объект и т. п.).2. Управляемый объект (материалы, люди, средства реализации целей и задач и др.).3. Собственно деятельность, процесс, взаимодействие (имеющие содержание, форму, длительность).7


4. Собственно результат (результаты).Блок управленияУправляемыйПроцессобъектдеятельностиРезультат: Как отмечалось выше, при рассмотрении функций самодеятельности, она представляет систему преимущественно педагогическую, функционально предназначенную для совершенствования личности или группы участников самодеятельности. Организация творчества в системе задач самодеятельности Самодеятельные организации чрезвычайно многообразны. Фактически не существует двух коллективов, одинаковых даже в пределах одного жанра или вида, например двух одинаковых народных театров. Они различаются составом участников, творческими позициями руководителей, обстановкой, в которой им приходится действовать, и многими другими условиями. Еще больше различаются самодеятельные организации в зависимости от своей принадлежности к конкретным видам деятельности. Одни коллективы являются художественно-исполнительскими, другие - художественно-критическими, авторскими. Но ведь есть еще и иные классы самодеятельности, кроме художественной: технические, научные, общественно-политические и др.8


Совершенно ясно, что вопрос о задачах творческой работы самодеятельных коллективов не может решаться путем выведения каким-либо образом общих, унифицированных задач для всех. Однако было бы неверным полагать, что многообразие самодеятельности дает право на абсолютный разнобой и полный волюнтаризм руководителей в определении задач своей деятельности. Задачи каждого коллектива, или объединения, можно представить как некую их систему, представляющую несколько взаимосвязанных уровней. I. Самый верхний, высший уровень задач представляют задачи коммунистического воспитания человека. Это наиболее общие задачи, стоящие перед самодеятельностью как педагогической системой. Общий характер эти задачи носят не только потому, что они определяют существо всех советских педагогических систем (школа, ПТУ, вуз и т. д.), но и потому, что они имеют характер задач-целей, нуждающихся в конкретизации, переведении из стратегического плана в план тактического управления самодеятельностью. Если задачи самодеятельности других, характеризуемых ниже уровней не обнаруживают связи с более высокими «общими» задачами, то они ведут к появлению социально ограниченной, малорезультативной деятельности. II. Второй уровень составляют задачи, зависящие от особенности содержания каждого класса самодеятельных явлений. Они различны, например, у самодеятельных объединений общественно-политического или технического характера.Так как каждое из существующих в советской самодеятельности направлений имеет еще и внутренние подразделения (например, в художественной самодеятельности есть исполнительские, авторские, художественно-исследовательские и другие подклассы), то этот второй 9


уровень задач обусловлен также сочетанием возможностей и характеристик вида культуры (политической, художественной, технической и т. д.).III. Третий уровень задач связан с возможностями каждого относительно узкого жанра или вида самодеятельности. Так, например, свои, причем специфичные именно для данного вида самодеятельности, задачи могут решать цирковые коллективы или вокально-инструментальные ансамбли. Эти задачи, определенные жанровой природой конкретного вида искусства, создают типичные для данного вида самодеятельности педагогические ситуации.IV. Наконец, задачи организации творческого процесса в самодеятельном объединении должны решаться с учетом индивидуальных характеристик каждого субъекта. У каждого свои мотивы участия, свои условия, свои способности, достоинства и недостатки.В специальной литературе, посвященной вопросам самодеятельности, чаще всего этот вопрос ставится как «учет индивидуальных характеристик». Однако речь должна идти об индивидуальном программировании деятельности субъекта, т. е. об определении задач, ориентированных на каждого участника, обеспечивающих оптимальные условия раскрытия его способностей.Конечно, при таком разнообразии и взаимосвязанности педагогическая работа не может быть детально конкретизирована в теории или в рекомендуемых методиках руководства самодеятельностью.Мы потому и назвали самодеятельные организации самопрограммирующимися, что при общих функциях и целях самодеятельности в каждом конкретном случае вся иерархия задач «воздвигается» внутри каждого объединения в зависимости от его условий и возможностей идейно-воспитательного и творческого порядка.10


Конечно, на практике иногда оказывается, что руководитель самодеятельного коллектива вообще слабо осмысливает собственные действия. Какие-то акции (выставка, концерт) представляются самоцелью, не мотивированы какими-либо задачами. Но это примеры непрофессиональной работы. Одним из показателей профессиональной позиции в руководстве самодеятельностью является педагогическая мотивация планируемых акций, а также педагогическая логика, объединяющая акции в их систему.Основой такой логики должна быть осознанная взаимосвязь задач разных уровней.Важнейшим, «сквозным» моментом системы задач самодеятельных коллективов является организация творчества, которое в условиях самодеятельности оказывается не столько процессом производства предметных результатов, обладающих признаками творческих, сколько процессом формирования творческих качеств участников.Задача организации самодеятельности как творческого процесса, бесспорно, принадлежит к числу общих задач, а потому может рассматриваться как одно из главных оснований общей методики организации самодеятельного творчества трудящихся.Сущность творчества. Особенности творчества любителей Самодеятельность как общественно-историческое явление представляет собой сферу творческой активности масс. Но в каждом отдельном случае самодеятельные явления оказываются в неодинаковой мере явлениями творческими.11


Прежде чем изучать особенности различных видов самодеятельного творчества в рамках общей методики организации самодеятельности, необходимо рассмотреть и наиболее общие вопросы творческой деятельности. Самым кратким образом творчество может быть определено как деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, что несет на себе печать социально ценного и уникального. Марксистско-ленинская концепция творчества исходит прежде всего из необходимости формирования такого человека, который способен не только удовлетворительно существовать в имеющихся условиях, но и творчески изменять их во всех планах, преобразуя природу, общественные отношения и людей (в том числе и самого себя). Признаки творческой личности - это самостоятельность мышления, способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность, к анализу и синтезу. Эти способности А. С. Макаренко назвал «собственной ориентировкой». Невозможно обеспечить человека на всю жизнь рекомендациями, как поступать правильно в той или иной обстановке, предусмотреть все возможные ситуации, в которых он может оказаться. Формирование советского человека, способного к самостоятельной оценке, анализу окружающих явлений, людей, событий и политической информации, важно как средство, обеспечивающее духовное богатство личности, ее способность противостоять отрицательным влияниям и враждебной идеологии. Еще один признак творческой личности - индивидуальность, оригинальность, неповторимость качеств. Творческая личность, по словам 12


К. Маркса, накладывает на мир печать своих собственных оригинальных идей. Задача развития индивидуального в каждом человеке с первых лет Советской власти стала важной и социально значимой. «Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, - писал Л. В. Луначарский, - представляет действительно культурное богатое общество. Стадная личность легко подчиняется всякому бонапартизму, вождизму. Стадный человек не может критически относиться к тому, что предоставляет ему жизнь. Мы должны развернуть особенности, дарования, целесообразные навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало». В настоящее время доказано, что в какой бы сфере ни формировались такие качества личности, как самостоятельность, критичность мышления, способность к собственной ориентировке и самореализации, они превращаются в общую установку, обусловливающую творческую позицию личности и в других сферах. Исследования последнего времени показали, что в период перехода от социализма к коммунизму творчество в сфере досуга приводит к «превращению свободного времени в особенно важный, решающий фактор развития личности, к снятию с помощью свободного времени отрицательного влияния на личность нетворческих видов труда. Здесь наиболее отчетливо может быть прослежено обратное воздействие свободного времени на труд». Однако не сама по себе деятельность в самодеятельном коллективе приводит к формированию творческой личности. Способность к самостоятельности, реализации индивидуально неповторимого может и подавляться руководителем. Это зависит от сознательного направления работы на решение задачи развития творческих способностей и от умения руководителя организовать деятельность как творческий процесс, 13


представляющий возможность для индивидуальной самореализации участников. Руководителю самодеятельности, перед которым стоят задачи воспитания творческой личности, организации подлинного творчества и формирования установки участников на творчество во всех сферах жизни, нужно особенно четко представлять и осознавать черты настоящего творчества. Один из важнейших признаков творчества, как уже отмечалось, - новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата, продукта. В научной работе творчество проявляется или в открытии новых, ранее неизвестных закономерностей в мире природы, общества и сознания, или в разработке новых методов (методик, способов, приемов) познания, исследования окружающего мира. В области техники творчество - это новая технология получения уже известных продуктов и моделирование (конструирование) качественно новых предметов, изделий, образцов. В художественной сфере творчество - это и создание новых произведений искусства или оригинальная интерпретация уже известных произведений.Специалисты различают понятия «творчество» и «мастерство». Овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников и коллег, высокое умение называют мастерством. Способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально неповторимо, новаторски называют творчеством. Мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство - результат школы, тренировки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, нестандартное решение проявляется не обязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, научные 14


открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и не на основе высокого мастерства. Однако следует учитывать, что культура, широкий кругозор, уважение и знание работы творцов различных направлений, стилей - важные моменты в образовании и воспитании творческой личности. Истинное, новаторское творчество, естественно, невозможно без отклонения от уже известного, без его преодоления. Однако не любая новизна или отклонение от традиционного, общепризнанного представляет собой творческий акт. Иначе следовало бы считать творчеством и разрушение, ошибки в деятельности, приводящие к появлению «качественно нового». Кроме новизны и оригинальности, обязательным признаком творчества является общественная значимость результата, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников. Эти признаки позволяют отличить собственно творчество от пустого оригинальничания, бесполезных новаций и малограмотной деятельности, характеризующейся лишь внешней новизной, бессодержательным формотворчеством. От общественной значимости результата, мастерства, а также от неповторимых индивидуальных качеств творца зависит уровень творчества. Для человечества важна не только деятельность гениев и корифеев, но и творчество масс. Культура состоит из творческих вкладов огромного дела людей. Каждый шаг вперед, в неизвестное, пусть даже незначительный на первый взгляд, представляет большую ценность для совокупного человеческого опыта, так как трудно предвидеть, к каким последующим достижениям он открывает путь. В принципе между творчеством профессионалов и любителей нельзя провести резкой границы. Деятельность человека или коллектива, обладающая признаками новизны, оригинальности и общественной 15


значимости, представляющая интерес для окружающих, объективно оказывается творчеством независимо от того, профессиональная она или любительская. История искусств свидетельствует, что многие выдающиеся мастера не были профессионалами в строгом смысле слова. И для многих современных художников путь в большое искусство начинался с непрофессиональных, любительских занятий. Одаренные люди, обнаружив талант в какой-либо другой деятельности, могут и не менять свою основную профессию, а действовать в нескольких сферах творчества. Сказанное позволяет сделать вывод, что созидающая, творческая способность доступна не только профессионалам. Любительская деятельность тоже может быть подлинным творчеством.Бесспорен, разумеется, и тот факт, что любители значительно реже становятся выдающимися мастерами в сравнении с представителями профессионального труда. Да иначе и быть не может. Профессиональная деятельность (художественная, научная, техническая) осуществляется людьми, освоившими в процессе учебы в специальных учебных заведениях, а затем на протяжении всей своей творческой жизни огромный запас знаний, навыков и умений. К тому же существующая конкурсная система замещения вакантных должностей, творческие конкурсы, присуждение ученых степеней и почетных званий - все это позволяет постоянно выявлять талантливейших среди одаренных. Что же касается любительской деятельности, то принципом нашей политики в этой области является общедоступность. В большинстве самодеятельных объединений принимают всех желающих независимо от уровня одаренности. Поэтому здесь могут оказаться весьма способные участники и люди с достаточно скромными способностями.16


Любитель не может уделять много времени учебно-тренировочной работе, приносящей мастерство, и это затрудняет достижение значительных результатов. Но в деятельности, где результат в максимальной степени зависит от фантазии, неожиданности решения, оригинальности, уникальности способностей или опыта, т. е. от качеств, которые в меньшей степени зависят от тренинга, участники самодеятельности могут создать по-настоящему ценное и интересное. Вместе с тем ни для кого не секрет, какой известностью и популярностью в народе пользуются отдельные участники и коллективы самодеятельности, которые в своем мастерстве не уступают «профессионалам». Не случайно поэтому, что среди любителей есть люди, творчество которых вызывает интерес и находит признание, например, у мастеров профессионального искусства. Рассматривая вопрос об особенностях творчества любителя, следует обратить внимание на то, что деятельность, не содержащая новизны и оригинальности (с объективной точки зрения), для самого любителя может иметь характер творчества. Для того чтобы в этом лучше разобраться, нужно различать понятия творчество и творческая деятельность. Если в первом случае имеется в виду и процесс, и результат, обладающий признаками, о которых шла речь выше, то понятие «творческая деятельность» заключает представление только о процессе. Творческая деятельность предполагает постановку задачи или формирование замысла, не имеющих известных решений и интерпретаций. В сущности всякая творческая деятельность, когда перебираются возможные варианты, исследуется материал, формируются решения, имеет поисковый характер.17


Творческая по существу деятельность не обязательно приводит к выдающемуся творческому результату. Научная проблема может оказаться лишь частично решенной, найденная конструкция не обладать абсолютно совершенными параметрами, художественный образ недостаточно убедительным. Но участие в творческой деятельности не проходит бесследно для личности: совершенствуются собственные качества человека как творческой личности. Если творческая деятельность не всегда дает внешне зримый результат, то она все равно важна как творчество для себя и как творчество самого себя. Любительская деятельность очень часто, не будучи с объективной точки зрения творчеством в полном смысле слова, оказывается в субъективном плане творчеством для себя. То, что самодеятельность не часто выдвигает из своей среды выдающихся творцов, нисколько не принижает ее общественного значения, так как организованное любительство имеет иные цели по сравнению с профессиональными сферами труда. Если цель профессионального творчества - обогащение человеческой культуры новыми, выдающимися образцами, то цель самодеятельности - развитие творческих способностей широких масс участников любой степени одаренности.2.2. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает участникам об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для участников на доступном для них языке, 18


возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно. 2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает участников и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет участников в русло правильных рассуждений. 3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д. 4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Участники становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. 5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д. 6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. 7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому участнику, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя 19


сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям участников. 8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. 9. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на участников. 10. Проведение вечеров отдыха с участием участников и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.). 11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость участников в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как они знают, что никто из них не останется в стороне. 12. Большую пользу в художественном воспитании участников принесет изучение танцев других народов. 13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на участников. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе. Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания участников. Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у участников: 20


снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых участников (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании участников. Преподаватель должен научить участников способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций. Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание участников в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому участнику в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия участников в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:21


1. Занятия организуют и воспитывают участников, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность. 2. Занимаясь в коллективе, они развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. 3. Приучают участников четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы. 4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных участников, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством. 5. Они определяют педагогические и организаторские способности участников. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.2.3. Становление и развитие группы современного танца – «ДЕПО» Группа современного танца «Депо» была создана в 2004 году. В состав группы входили ребята, которые ранее занимались в других самодеятельных танцевальных коллективах. Это «Танслима» МОУСОШ№2 г.Турана художественный руководитель Елена Уйнук-оол и «Тайм аут» художественный руководитель Донгур-оол Алена Викторовна. Оба коллектива постоянно принимали участие в конкурсах современного танца «Стартинейджер» и были соперниками. В 2004 году из состава группы Танслима в ТывГУ поступили: Айлана Монгуш, Роза Монгуш, Сендажи Шончалай,Кара-Кыс Антонина, Чингиз Сюрюн, Эдик Кунчуй. Так как, 22


большинство танцоров были в городе, было решено не бросать любимое дело, и продолжить занятия танцами. Позднее к ребятам присоединились бывшие участники коллектива «Тайм аут». Многие из которых тоже поступили в тот же университет: Ооржак Шенне, Ооржак Шенне Адыговна, Онан Чодураа, Чымба Марина, Ая. Руководителем новой группы стала Елена Уйнук-оол. Так как большинство ребят училось в университете, было решено представлять Тывинский государственный университет. Хотя в самом университете о существовании группы никто не знал. Помещения для занятий не было, приходилось заниматься в фойе кинотеатра «Отчугаш». По вечерам ребята поворачивались лицом к окнам, которые отражали танцующих и выступали в роли зеркал. Пешеходы с интересом наблюдали за репетициями, многие заходили и интересовались происходящим. Ребята до сих пор с теплотой вспоминают работников кинотеатра, которые не выгоняли танцоров на улицу. Елена Сергеевна каждый вечер приносила и уносила свой музыкальный центр в кинотеатр. Костюмы для выступления шили сами по ночам, в общем, все на одном энтузиазме. В городском, отборочном туре группа заняла 2 место, уступив ансамблю «Экспрессия». После конкурса поступило предложение от руководителя танцевальной группы «Азия»,представлявшей Тывинский государственный университет, объединить силы. Так что к республиканскому конкурсу современных танцев ребята готовились уже в актовом зале ТывГУ. Этот зал и по сей день является одним из репетиционных залов группы. В республиканском конкурсе группа современного танца «Депо» заняла 2 место, уже обогнав ансамбль «Экспрессия», но уступив коллективу из Шагонара «Терпсихора».Почему "Депо?" Название группы многих ставит в тупик. Почему «Депо»? Причем тут танцы? На самом деле, название группы, целиком и полностью идея ее, 23


руководителя Елены Сергеевны Уйнук-оол. Оно пришло из Германии, да, да. Так назывался клуб в студенческом немецком городке Тюбинген, в котором можно было услышать песни группы – «Linkin Park», так как в свое время Елена Сергеевна увлекалась творчеством группы. Клуб «Депо» располагался на старом железнодорожном вокзале. Никто уже не ездил по железнодорожным путям, не было поездов, но рельсы и здания остались. Уже неслышно было паровозных гудков и шума вокзала, но их заменила музыка. Никто не приезжал на перроны, но все равно здесь было шумно и многолюдно. Там танцевали, тусовались, встречались и влюблялись. Когда ей было 19 лет, она полюбила это место, там ей было интересно. И когда она вернулась домой, хотелось, чтобы частичка «Депо», Германии оставалась с ней. В начале ей очень хотелось передать атмосферу того места, что отразилось на постановках и танцах. Изначально танцы более отвечали названию. Первые танцы были поставлены на песни «In the end» и «Step up». Но со временем ребята взрослели, репертуар изменялся, менялись постановки. Сейчас можно увидеть больше современных стилизованных, этно-танцев. В последствии стиль группы изменялся, так как менялась и она сама. Сейчас она уже вкладывает в название нечто иное. Но название осталось, которое до сих пор приводит зрителей в недоумение. Казалось бы, нежный танец «Журавли» в исполнении девушек и железнодорожное депо. Но группа менять название не собирается. Может и к прежнему стилю вернется, кто знает. Сегодня для нее «Депо» - это новые приключения, знакомства, новые города и страны, новые фестивали, конкурсы, вечное движение. Если захотеть жизнь на чемоданах, железнодорожной романтики тот, кто болеет «фестивальной болезнью», тот ее поймет. Уж они в «Депо» это и знают.24


О художественном руководителе группы современного танца – «ДЕПО»: Уйнук-оол Елена Сергеевна, 24 марта 1980 года рождения, уроженка города Турана, имеет высшее образование.В 2001 году окончила Тывинский Государственный университет. Работает специалистом отдела по организации внеучебной работы и социальным вопросам Тывинского Государственного университета. С 2003 года является художественным руководителем группы современного танца «Депо». Награды группы современного танца – «ДЕПО»: 2004г – Лауреаты II степени городского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2004»; Лауреаты II степени республиканского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2004»;2005г – Лауреаты I степени городского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2005»; Лауреаты II степени республиканского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2005»; Лауреаты I степени танцевального направления в номинации «Эстрадный танец» 25


республиканского фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна в Туве – 2005»; участники «Российской студенческой весны в г.Перьми - 2005»; 2006г – Лауреаты II степени республиканского отборочного тура «Дельфийские игры в Туве - 2006»;2007г - Лауреаты II степени республиканского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2007»; участники фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна в Сибири - 2007» в г.Новосибирске;2008г – Победители фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна в Туве – 2008», Обладатели специального приза фестиваля студенческого творчества «Российская студенческая весна в г.Волгограде»;2009г – Обладатели специального приза фестиваля студенческого творчества «Российская студенческая весна в г.Казани»;2010г – Лауреаты I степени городского конкурса современных танцев «Стартинейджер – 2010»; Победители фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна в Туве – 2010»; Обладатели Гран-при VIII открытого молодежного театрального фестиваля «Белый слон – 2010» в г.Кемерово.

Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп)

Нехорошков Сергей Борисович,

кандидат экономических наук.

Кафедра налогообложения и учёта РАНХ и ГС,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сибирский институт.

Бибикова Анна Валерьевна,

аспирант кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Specification of the Creative (performancing) Group

S. B. Nechorocskov, A. V. Bibikova.

Данная работа раскрывает отличие коллектива творческого (исполнительского) от иных видов коллективов. Выделены признаки этих отличий:

Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива;

Двойственность (дуализм) творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует конформность;

Лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Специфика коллективов такого рода заключается в следующем:

Творческий коллектив завершает своим творчеством кем-то и когда-то, начатый творческий процесс;

Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого;

Участник творческого коллектива проявляет своё творческое начало, поскольку реализуется общий творческий замысел.

Ключевые слова: коллектив, творчество, лидер, двойственность, функция, интерпретация, реализация.

The present work chows the difference of creative (performancing) group. Several differences are as follows:

Creation of every group member is the condition of the whole group;

Dualism of the creative lies in the fact that the creation requires individualism while the group is cultivating the conformity;

The creative group leader combines both the formal leader functions and the informal ones.

The specification of such group is as follows:

The creative group completes the starting creative process by somebody‛s creation;

The creative group makes, its own interpretation of the performance;

The participant of creative group shows his creative start as the whole creative idea is realized.

Keywords: group, creation, leader, dualism, functions, interpretation, realization.

Существование «исполнительских коллективов» эмпирически зафиксировано со времён древнейших в Советском Союзе и, дальнейшем, - в России. Исполнительские коллективы, оставаясь таковыми, получили общее наименование – «творческих». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т.е. один и тот же коллектив может одновременно называться – симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. Е.П. Ильин в своей монографии «Психология творчества» специально отмечает данное обстоятельство: «в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов» . Но, тем не менее, предполагается, что все исполнительские коллективы творческие или, по крайней мере, пытаются решать творческие задачи. И по факту: творческий коллектив - это люди творческих профессий, собранные для решения творческих задач. Но проблема степени «творческости» остается, и она определяется опытным путём профессионалами и, в меньшей степени, знатоками. Причём, «творческость» есть прерогатива всего творческого коллектива и вклад каждого участника в полученный творческий результат сложно оценить. Он может быть минимален, но без него в принципе не будет получен ожидаемый эффект.

Хотя, конечно, нельзя не отметить может быть даже и существенных наблюдений на пути изучения специфики «исполнительского искусства». По мнению М.С. Кагана, исполнительство является: «полноценным видом художественного творчества наряду с деятельностью композитора, дирижёра» . Специфическим признаком исполнительности является наличие художественной интерпретации и поэтому Е.Г. Гуренко, полагает, что исполнительство есть: «вторичное, относительно самостоятельное творчество, заключающееся в процессе конкретизации первичной художественной деятельности» . Сами творческие коллективы, не зависимо от «вторичности» (с точки зрения Е.Г. Гуренко), обладают рядом лишь им присущих особенностей. Самая значительная из них, когда «процессы, происходящие внутри коллектива, характеризуются борьбой двух тенденций. Одна направлена на достижение максимума внутренней спаянности коллектива как определённой социальной группы, требующей от своих членов … конформизма, а вторая, постулируя творчество, требует для личности максимальной свободы и по своей природе противостоит конформизму». Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области) и восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества». Но под такое определение подпадает практически любой коллектив, поскольку, даже самая стандартная задача при изменении условий может потребовать нетривиального, следовательно, творческого решения. Коллектив, состоящий из людей творческих (по определению), может при отсутствии соответствующих условий не выполнить положенных ему творческих задач. Г.Л. Ержемский в своей работе «Психология дирижирования» определил для музыкального коллектива «не творческое» как: «слепое следование стандартным исполнительским эталонам (которое) превращает интерпретационную деятельность дирижёра в ремесленно-репродуктивную» . Но так же, вероятно, можно охарактеризовать и творчество музыканта. Если он способен лишь «воспроизводить», то он не «творец», а ремесленник. Но тот же автор, опытный профессионал-дирижёр, утверждает: «Творческий коллектив возникает в результате выработки единой системы художественно-целостной ориентации, принятой и осуществляемой в процессе своей деятельности» [Там же. С.47]. И лишь при исполнении соответствующих фрагментов, «функции творческих лидеров ложатся на солирующих музыкантов» [Там же. С.48]. Но каким образом исполнитель, не солист, способен проявить «творческость»? Он, как профессионал, обязан поддерживать стандарты, выработанные «всей системой» и лишь тогда быть частью единого целого. Как подчеркнул Шарль Мюнш: «Повсюду меня восхищали воодушевлённые и высокие идеалы лучших оркестров … музыканты всегда знают, что они – всего лишь клетки большого организма» [Цит. По 6, с.49].

Индивидуальную составляющую именно творческого акта в исполнении всего коллектива непросто выделить и описать. Чаще определяется негативный аспект «не творчества». Как то: ошибки, несогласованность с действиям и настроениями творческого коллектива заметны гораздо более, чем, предположим, ровная и, никак не выделяющаяся, игра музыканта.

Каковы отличия, и существуют ли они в структуре, организации, управления творческого коллектива от иных видов коллектива? Творческий коллектив (группа, в ряде случаев эти понятия синонимичны) существует как коллектив (группа) и имеет неоднозначную структуру. Участники, члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - «творец» и социальную - «гражданин». И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами государства и открыт действию неформальных законов группы. Сложилось исторически, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как коллектив «вообще», он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций творчество не учитывается. И подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. И лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

Существующая двойственность не мешает исследованию творческих коллективов методами социальной психологии, - науки, изучающей поведение групп и человека (индивида) в группах, не зависимо от степени оценки их «творческости».

Группы подразделяются на малые, средние и большие. Таковыми они считаются «по величине общностей». Понятию «группы», классификации групп, их изучению посвящено немалое количество исследований, в том числе и отечественных учёных. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. Алексеев В.А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка.1991. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – М. 1983. Коломинский А.Л. Психология общения. – М., 1984. Крысько В.Г. Социальная психология. М., - 2004. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М.,1995. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999. Психологическая теория коллектива. – М., 1979. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. – М., 1998.

Малой группой в социологии считается группа от 3 до 50 человек, объединённая «совместной целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время». Но эта верхняя граница может быть и большей, поскольку она определяется качественными характеристиками: «контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими её представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и взаимодействием». Малые группы включают в себя множество исследуемых признаков, важнейшие из которых есть:

«Условные группы – группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы – группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы – группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы – группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.».

Наивысшая стадия развития группы – коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность». По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров: «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» .

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива». Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния».

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции». Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид – человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. «Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой – изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства».

Отношения в творческих коллективах вполне совпадают со структурой иных (не обязательно творческих) коллективов и, следовательно, возможно предположить, что отношения и сами закономерности развития этих отношений совпадают. В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Такого рода феномены встречаются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы составляют определённые правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам. А это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. «Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы».

Наличие специфики творческого (исполнительского) коллектива подтверждается не только его заметным отличием от остальных, существующих в социуме, коллективов; оно в дуализме, противоречивой двойственности самых его основ. Как, собственно, «коллектив», он подвержен всем законам (формальным и не формальным), существующих в объединениях такого рода. Но как творческий, он зависит в значительной степени от творчества тех, кто так или иначе, участвуют в исполнении, реализации творческого замысла. И одновременно исполнители должны максимально реализовать свой творческий потенциал. Если воспользоваться термином А. Маслоу, «самоактуализироваться». А для этого требуется от каждого выдерживать максимальное творческое напряжение. И при этом не разрушить свод коллективного исполнения.

Лидер коллектива должен понимать и учитывать в своей работе эти две противоположные составляющие единого целого.

Таким образом, специфика «творческого (исполнительского) коллектива» заключается в следующем:

1. Творческий (исполнительский) коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.

2. Творческий (исполнительский) коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.

3. Лидер творческого (исполнительского) коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.

4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. – 304с.

2. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. – Л.: Искусство.1970. – 348 с.

3. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. – Новосибирск.: Наука, 1982. – 441с.

4. Матейко, А. Условия творческого труда. М.:1970. – 300с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб. Питер. 2009.- 304с.

6. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка. 1988. - 264с.

7. Там же. С.47

8. Там же. С.48

9. Там же. С.49

10. Современная психология. РАН. ИП РАН. Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра. М. –624 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004. - 508с.

13. Крысько В.Г. - 508с.

14. Современная психология. - 624с.

15. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980, - 160 с.

16. Крысько В.Г. – 508с.

17. Современная психология. - 624с.

18. Там же.

19. Ицхак Калдерон Адизес, Идеальный руководитель. М.: Альпина. 2011. - 428с.

20. Современная психология. - 624с.

Коллектив (от лат. collectifious -- собирательный) -- группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Виды творческих коллективов

Творческие работники в широком смысле встречаются не только на сцене театра, музыкальных группах или индустрии создания кинофильмов. Креативные сотрудники присутствуют во всех сферах бизнеса, именно они -- главные разработчики и двигатели новых идей. Однако результат их работы принадлежит не только компании. Так, если человек создает знание, то оно только частично принадлежит компании, а в полном объеме остается в собственности создателя. В этом кроются основные риски в работе с творческим коллективом: если руководителю не удается удерживать творческих людей, бизнес могут ожидать серьезные проблемы.

В данной работе мы рассмотрели коллективы непосредственно занятые творческой деятельностью.

Специфика творческого коллектива заключается в следующем:

1. Творческий, исполнительский коллектив продолжает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс;

2. Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого произведения;

3. Лидер коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное;

4. Любой участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким способом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Чтобы получить максимум выгоды от созидательного потенциала творческой команды, руководителю коллектива полезно знать особенности работы креативных сотрудников и понимать, как сбалансировать риски и получаемую пользу.

Е.П. Ильин в своей монографии "Психология творчества" отмечает: "в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов". Исполнительские коллективы - творческие, они пытаются решать творческие задачи. Творческая группа состоит из людей творческих профессий, собранных для решения творческих задач.

Основная классификация разделяет творческие группы по типу организации, по сфере деятельности (видам искусства), по целям деятельности коллектива.

Виды творческих коллективов по типу организации:

· Государственные - это группы работников, занимающихся творческой деятельностью в государственной бюджетной структуре (например, Государственный Академический Русский хор, Виртуозы Москвы, театр "Практика" и др.)

Бюджетные средства выделяются на следующие цели:

1) оплату труда работников (специалистов творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала);

2) материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

3) оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

4) другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

· Частные - это творческие коллективы, действующие на предприятии культуры и искусства, учрежденном частным физическим или юридическим лицом (например, антрепризные театры, частные картинные галереи и т.д.).

По целям деятельности коллективы делятся на виды:

· Коммерческие - деятельность таких коллективов в максимальной степени направлена на получение прибыли;

· Благотворительные - некоммерческая деятельность с целью поддержки нуждающихся на основе добровольности и свободы выбора ее целей (малоимущих, детей с серьезными заболеваниями, акции в защиту животных и т.д.);

· Общественно-просветительские - деятельность, целью которой является повышение общественного социально-культурного уровня населения.

По сфере деятельности различаются следующие коллективы:

· музыкальные - музыка, пение, хор;

· хореографические - хореография, балет;

· литературные - поэзия, проза;

· труппа - театр, опера, эстрада, цирк;

· съемочная группа - кинематограф, фотоискусство;

· художественные - живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.

Музыкальный коллектив -- коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры и др.).

В различных музыкальных жанрах и направлениях существуют разные формы классификации коллективов по численности и по характеру.

Коллектив из двух участников называется дуэтом, из трёх -- трио, из четырёх -- квартетом, из пяти -- квинтетом, из шести -- секстетом, из семи -- септетом, из восьми -- октетом, а из большего количества участников -- ансамблем или оркестром.

Хореографический коллектив - это объединение людей, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, осуществляющее свою деятельность посредством танца. В соответствии с жанром исполнения хореографические коллективы бывают народного, классического, эстрадного, бального танца, балет и др.

Труппа -- постоянно действующая творческая группа актёров, певцов, музыкантов. В России слово "труппа" обычно обозначает творческий коллектив определённого театра или цирка. Тип театра определяет характер труппы, они бывают драматические, оперные, балетные, опереточные. Во многих странах типичная организация театра не предполагает создания постоянной труппы (актёры нанимаются на конкретные спектакли), в таких странах театр с постоянной труппой называется "репертуарным". В России и странах Восточной Европы большинство театров имеют постоянную труппу, набор спектаклей и помещение, поэтому уточнение обычно не применяется.

Съёмочная группа -- временный производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала. Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности. На протяжении различных этапов создания фильма состав съёмочной группы меняется в зависимости от сложности задач.

Основной творческий коллектив съемочной группы:

· режиссёр-постановщик -- ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке;

· оператор-постановщик (главный оператор) -- разрабатывает изобразительное решение фильма и руководит операторской группой;

· художник-постановщик -- отвечает за изобразительно-декорационное решение и оформление фильма;

· композитор -- пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма;

· звукорежиссёр -- курирует все этапы изготовления фонограммы, формирует концепцию звука и создаёт художественные звуковые образы.

Администрация организации кинематографии - руководитель, заместители руководителя, члены правления, главный редактор, главный инженер, главный бухгалтер.

Итак, исследование видов коллективов показало, что творческие коллективы можно разделить на группы по типу организации, по сфере деятельности (сфере искусства), а также по целям деятельности, можно сделать вывод, что вне зависимости от видов коллективов, суть у них одна - это создание культурных ценностей и их интерпретация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические аспекты управления коллективом, особенности работников творческих профессий. Специфика организации деятельности участников творческого процесса в рекламном агентстве. Методы, условия управления творческим коллективом и талантливыми людьми.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2017

    Понятие и признаки коллектива, его виды. Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО "Икмэк". Оценка состава и структуры промышленно-производственного персонала. Повышение эффективности управления трудовым коллективом фирмы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Исследование направлений деятельности ООО "Ранн Билдинг". Характеристика менеджмента предприятия и его инновационной деятельности. Виды и организация планирования. Информационное управление. Анализ системы управления коллективом в ООО "Ранн Билдинг".

    отчет по практике , добавлен 02.09.2010

    Эффективные способы взаимодействия с сотрудниками. Особенности управления женским коллективом, коллективом молодых сотрудников и сотрудниками пенсионного и предпенсионного возраста. Методы решения проблем и наиболее эффективное использование персонала.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Психология творческой личности. Творческое мышление и творческая деятельность. Взаимодействие людей творчества. Формирование творческого коллектива. Аспекты деятельности коллектива. Анализ работы коллектива. Принципы работы руководителя в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

Творческий коллектив как организованная группа работников имеет ряд отличительных признаков:

· творчество всего коллектива напрямую зависит от активности и успеха творческой деятельности каждого участника;

· дуализм творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует единство;

· лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Руководитель - это активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Руководство творческим коллективом обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессиональными качествами руководителя являются выдержка и самообладание.

Традиционно управленческий процесс разделяют на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности:

1. стратегическая (планирование);

2. администраторская (организация);

3. коммуникативно-регулирующая;

4. мотивационная;

5. контролирующая.

Однако, исходя из специфики деятельности руководителя творческого коллектива, выделяют следующие функции:

· гуманистическую;

· коммуникативную;

· информационную;

· обучающую.

Гуманистическая функция руководителя творческого коллектива несет в творческий процесс общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и талантов человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.

Реализация гуманистической функции объединяет противоположные, но тесно связанные между собой процессы социализации и индивидуализации личности. Обретение опыта общественных отношений в досуговой деятельности и общении происходит на индивидуальном уровне, когда нормы, правила общественной жизни становятся личностными качествами.

Коммуникативная функция руководителя отвечает его первостепенной потребности в общении с участниками, коллегами, учителями школ, представителями производственной сферы, тем более что рабочий процесс в учреждениях культуры - это постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками.

Обучающая функция реализуется в деятельности руководителя, направленной на овладение участником определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. Успешная реализация обучающей функции обусловлена рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки руководителя, включающей специальную, дидактическую, технологическую и методическую подготовку; уровнем готовности обучающихся к овладению знаниями, навыками, умениями; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием достаточного времени (сроками обучения); индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся и др. Обучающимся коллективом называют ту группу работников, которая способствует обучению всех ее членов и сама непрерывно трансформируется как единое целое.

Способы развития самостоятельности, активности творческих профессий получили название проблемно-эвристической методики. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, и специфики выстраивания работы в последовательном переключении на более высокие уровни.

1 уровень. Руководитель сам формулирует и решает задачу. Работник запоминает формулировку и ход решения.

2 уровень. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с всевозможными вариантами решения и предлагает выбрать самые эффективные.

3 уровень. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Сотрудникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 уровень. Участнику дается задание самому увидеть проблему, сформулировать ее и решить.

Говоря о развитии творческой активности, следует особо выделить вопрос о мотивах деятельности. Участники проявляют наибольшую активность в тех случаях, когда занятия и решаемые задачи не просто интересны или любопытны, но и ценны для других людей и общества.

Стоящие сегодня перед руководителями творческих коллективов социальные и организационно-управленческие задачи требуют новых подходов к управлению творческими и организационными процессами, применения более гибких и управленческих технологий. Одним из наиболее эффективных методов управления выделяют стиль руководства.

Стиль руководства -- способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей работников и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

* Демократический стиль (коллегиальный);

* Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Очень строгий контроль, детальный, зачастую лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Достоинством данного стиля управления является возможность быстрого реагирования в критической ситуации.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля интересуется мнением коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель ждет указаний высшего руководства или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, откладывать разрешение назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Итак, творческая группа имеет свои особенности, которые нельзя оставлять без внимания. Следует помнить, что руководитель коллектива - это личность, которая ведет команду за собой. Управленческая деятельность творческими людьми специфична, поэтому она включает в себя ряд дополнительных функций (гуманистическую, коммуникативную, информационную, обучающую). Для руководителя особенно ценным является выбор подходящего стиля управления коллективом. Так или иначе, в наибольшей степени в профессии руководителя личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.