ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ*

Одно из сложнейших периодических явлений в жизни птиц, заключающееся в правильном переселении некоторых птиц осенью, после вывода птенцов, на юг и в столь же правильном возвращении их весной на север, к местам гнездования. Во всякой фауне отличают птиц оседлых, т. е. живущих в данной области круглый год; летующих? прилетающих в область лишь для вывода детей; на лето (эти две категории составляют контингент птиц, гнездящихся в области); пролетных? встречающихся исключительно во время своего пролета весной на север и осенью? на юг; зимних? являющихся в область лишь зимой; наконец, залетных? т. е. таких, появление которых не ежегодно, неправильно, одним словом, ненормально. Последние три категории суть птицы негнездящиеся. Между всеми перечисленными категориями резких границ, однако, нет: все они соединены промежуточными звеньями. Так, например, один и тот же вид в одной области является оседлым или кочующим, в другой летующим или пролетным. Большая часть оседлых птиц после вывода птенцов начинает перемещаться с места на место в пределах известной области (птицы кочевые), и у многих типично перелетных птиц эти местные, так называемые летние перелеты мало-помалу переходят в отлет. Итак, перемещение с места на место присуще птицам в высокой степени. Сам собой напрашивается вопрос: что же заставляет их перемещаться? Когда принимались в расчет лишь типичные представители главных категорий, указанных выше, исчезание птиц осенью, с наступлением холода, возвращение их весной, с наступлением тепла, наводило прежде всего на мысль, что причиной перелетов являются температурные условия. Должная оценка переходных категорий в связи с изучением летних перемещений привела в новейшее время почти всех к убеждению, что главным стимулом к перемещениям вообще является недостаток специальной для каждого вида пищи, а что температурные условия имеют лишь косвенное значение? поскольку они обусловливают бескормицу. Если совершать местные перелеты заставляет птиц таким образом недостаток пищи, то естественно допустить, что и более далекие перелеты вызываются тем же условием. Если птица остается на месте, пока находит необходимый ей корм, и покидает его только при недостатке корма, то можно предположить, что передвижение возникло у птиц первоначально оседлых. Есть местности на земном шаре, которых гнездящиеся птицы не покидают после вывода птенцов. Так, в большей части южного полушария настоящих перелетов нет, а есть только явления, соответствующие нашим кочевкам, хотя последние и происходят тут в более грандиозных размерах. Это обстоятельство должно навести на мысль, что П. птиц в северном полушарии обусловлены чем-то таким, чего в некоторых частях южного полушария не существовало. "Вряд ли, ? говорит профессор И. А. Аллен, ? что-либо может считаться точнее установленным, чем то, что умеренно теплый или субтропический климат преобладал до конца третичной эпохи на всем пространстве почти до северного полюса; климат был прежде настолько равномерен повсюду, что необходимость П. птиц едва ли могла существовать. При последующем оледенении северных областей птицы должны были быть оттеснены к югу, где таким образом борьба за существование сильно возросла. Формы, нелегко приспособлявшиеся к новым условиям, вероятно, вымерли, из остальных? менее чувствительные к климатическим переменам старались подвигаться несколько к северу во время более теплых летних промежутков, но снова оттеснялись назад наступлением зимы. Такие передвижения, сначала короткие и постепенные, расширялись и усиливались по мере того, как холод отступал к северу и открывал для существования летом все большие и большие пространства". Итак, П. приводятся Алленом в связь с существованием в северном полушарии ледникового периода. "Предположим, ? говорит Уоллэс ("Nature", V, стр. 459), ? что какой-нибудь вид, усвоивший себе привычку передвигаться, может с успехом гнездиться в известной области, но что он не может находить в ней достаточно корма в течение остальной и притом большей части года. Ясно, что те особи вида, которые не покидают области гнездования в определенное время, начнут терпеть нужду и в конце концов вымрут; то же самое будет и с теми особями, которые не покинут области зимней кормежки в надлежащее время. Если далее предположить, что две названные области когда-то соприкасались, но постепенно разъединились под влиянием геологических и климатических изменений, то можно понять, каким образом могла сделаться по крайней мере наследственной привычка пускаться в путь в определенное время и стать таким образом инстинктивной. По всей вероятности, на земном шаре найдутся и теперь еще все переходы от полного совпадения двух указанных областей до полного их разъединения, а изучение жизни птиц даст все переходы между оседлой птицей, круглый год живущей на одном месте, и между типичной перелетной, область гнездования которой совершенно отделена от области зимовки". Иными словами, Уоллэс полагает, что необходимая для сохранения вида привычка к передвижению постепенно выработалась, укрепилась и стала наследственной путем естественного подбора.

Что же гонит птиц из области зимовья, где изобилие корма несомненно? Возможно, что какая-либо потребность птицы остается на юге в известное время неудовлетворенной и заставляет ее предпринимать далекое путешествие. Действительно, вопреки еще недавним сомнениям вопрос о вторичном гнездовании перелетных птиц на зимовье считается теперь решенным в отрицательном смысле. С другой стороны, тысячами примеров может быть подтвержден факт, что птица всегда стремится гнездиться на одном и том же месте во что бы то ни стало. Ограничимся лишь тремя примерами: в Айвасаксе (Финляндия) сапсан, Falco peregrinus, гнездился на одной и той же скале с 1736 по 1855 гг. и, вероятно, занимает ее и до сих пор; лазоревка, Parus coerulens, гнездилась в Оксбридже с 1785 по 1873 гг. в глиняном сосуде, поставленном на дерево; авдотка, Oedicnemus crepitans, строила гнездо в Суффольке много лет на одном и том же месте, несмотря на то, что сначала оно располагалось на совершенно бесплодном участке, а затем сделалось центром цветущих плантаций. Итак, привязанность к месту родины вряд ли может не приниматься в расчет при рассмотрении вопроса о причине ежегодного возврата птиц на гнездовья. Уже давно было известно, что во время своих П. некоторые птицы следуют по определенным путям; так Сундеваль (Sundevall) указал пути П. журавля, Grusgrus. Но лишь в 1874 г. профессору Пальмену удалось доказать, что большинство птиц летит по путям, вполне определенным "географически", и что в промежутках между этими главными трактами П. нет. Кроме того, он выяснил, что пути пролета водных птиц следуют береговой линии моря, а в тех местах, где последние летят поперек континента, располагаются вдоль больших рек. К труду своему Пальмен приложил карту, на которой нанесены главнейшие пути пролета водных птиц в Европе и Азии (см. прилагаемую карту).

Пелагические и прибрежные пути пролета птиц, по Пальмену.

Автор различает четыре главных типа путей? 1) океанические, 2) прибрежные, 3) болотные и 4) континентальные? и доказывает, что по каждому из этих главных типов тянут соответственные виды птиц. Наиболее непонятными из допущенных Пальменом путей являются океанические (А, В, X), а из остальных те, которыми чисто морские птицы тянут поперек континентов (С, D); с первого взгляда представляется также странным, почему птицы пересекают Средиземное море не по ближайшим между Европой и Африкой расстояниям. Уоллэс объясняет эти факты иным распределением суши и моря в предшествующие геологические периоды. Океанические пути прежде пролегали вдоль побережья впоследствии разъединенной суши; наоборот, там, где путь морской птицы следует теперь поперек континента, прежде было море. Изменения эти шли, понятно, настолько постепенно, что птицы могли привыкнуть к ним мало-помалу, сами того не замечая. Нам остается добавить, что каждый вид имеет свой собственный путь пролета, так что мы должны рассматривать так называемые пути пролета как совпадение путей пролета нескольких видов? результат, к которому пришел профессор Мензбир, исследуя пролеты наземных птиц Европейской России (1886). В Центральной Азии те же пути изучал покойный Северцов (1880). Весьма интересен вопрос, каким образом птицы находят дорогу при своих перелетах, тянущихся часто на тысячи верст (Сев. Европа? Южн. Африка около 10000 верст). Некоторые наблюдатели полагают, что птицы руководятся в пути исключительно своим прекрасным зрением. Однако зрение вряд ли может помочь при столь обыкновенных у птиц путешествиях в пасмурные и темные ночи, а также тем из птиц, которые переносятся, не останавливаясь, разом на большие расстояния. Пальмен, ссылаясь на то, что большинство залетных птиц суть молодые, полагает, что руководят в путешествии птицы старые, уже проделавшие путь, и, следовательно, видит в опыте главный фактор уменья находить дорогу. Несмотря на всю очевидность этого фактора, он тем не менее не единственный, потому что у большинства птиц первыми отлетают именно молодые, а помимо того есть виды, у которых молодые и старые летят всегда отдельно, иногда разными дорогами; наконец, есть виды, путешествующие всегда одиноко. Уоллэс объясняет эту способность унаследованной бессознательной привычкой, а Вейсман "прирожденным талантом к географии". Наконец, Миддендорф и Ньютон подошли, вероятно, ближе всех к истине, аналогизируя рассматриваемую способность птиц со способностью других животных и многих человеческих племен ориентироваться среди неизвестной местности. Чем объяснить это уменье ориентироваться, мы не знаем, но несомненно, что оно существует. Если положить его в основу, то в связи с замечательно развитой у птиц памятью места, с прекрасным зрением их, быстротой (сокол Генриха IV пролетел от Фонтенбло до Мальты? 2000 верст? в один день) и высотой полета (по некоторым вычислениям, до 15000 футов), способность птиц находить дорогу не покажется нам слишком загадочной. Закончим несколькими положительными данными о П. Уже Миддендорф показал, что только в Центральной Сибири птицы тянут весной (осенью всюду обратно) прямо с юга на север, а что в Европейской России направление их с юго-запада на северо-восток, тогда как в Восточной Сибири с юго-востока на северо-запад. Есть доказательства, что у некоторых видов течения происходят и по другим направлениям, например с востока на запад и с запада на восток (осенью обратно). Однако и при этих направлениях весенний П. всегда идет к северу, а осенний к югу. Миддендорфу мы обязаны доказательством того, что не во все более северные места птицы прилетают позже, чем в несколько более южные. Стремление доказать, что прилет птиц находится в полной зависимости от температурных условий? не подтверждается: есть птицы, прилетающие и отлетающие почти день в день, несмотря ни на какую погоду. Раз прилетевши, птицы обыкновенно предпочитают погибнуть от голода и холода, чем вернуться обратно. Самцы весной прилетают большей частью раньше самок; это объясняют их большей силой и выносливостью: на большом расстоянии они успевают опередить самок. Есть намеки на то, что чем севернее птица гнездится, тем южнее она зимует. Более длинное крыло (махи первого разряда) свойственно птицам, совершающим более далекие П. Некоторые птицы летят одиноко, другие семьями, многие сбиваются для этой цели в стада, которые могут состоять и из различных видов, часто относящихся к различным отрядам. Так называемые исключительные П. некоторых птиц, не имеющие никакой правильной периодичности, должны быть отнесены частью к явлению кочевок, частью к тому, что принято называть переселением животных (см.). Наблюдения над П. птиц получали широкую организацию в Западной Европе в течение последних 20 лет. Лучше всего поставлено дело в Великобритании и Северной Америке, в долине Миссисипи. Замечательны также 50-летние наблюдения Гетке на Гельголанде.

Главнейшая литература. Middendorff, "Die Isepiptesen Russlands" (СПб., 1845); Palm en, "Ueber die Zagstrassen der Vo gel" (Лейпциг, 1876); Homeyer, "Die Wanderung der V o gel" (Лейпциг, 1881); Severzoff, "Etude sur le passage des oiseaux dans l"Asie Centrale" ("Bull. Soc. Natur. Moscou", 1880, стр. 243?287); Menzbier, "Die Zugstrassen der V ogel in europai schen Russland" (ib., 1886, стр. 291?369); Palm en, "Referat uber den Stand der Kentnisse des Vogelzuges" ("Ungar. Comite fur den II internation. Orn. Congress", 1891); Ga tke, "Die Vogelwarte Helgolands" (Брауншвейг, 1891).

В. Бианки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ* в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ
    одно из сложнейших периодических явлений в жизни птиц, заключающееся в правильном переселении некоторых птиц осенью, после вывода птенцов, на юг …
  • ПТИЦ в Словаре экономических терминов:
    ОХРАНА МЕЖДУНАРОДНАЯ - см МЕЖ ДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ПТИЦ …
  • ПЕРЕЛЕТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. см. перелететь. 2. Передвижение птиц из мест гнездования в места зимовок. Весенний, п. 3. Падение снаряда, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    перелёт, перелёты, перелёта, перелётов, перелёту, перелётам, перелёт, перелёты, перелётом, перелётами, перелёте, …
  • ПЕРЕЛЕТ в словаре Синонимов русского языка:
    передвижение, полет, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕЛЁТ в Словаре русского языка Лопатина:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Орфографическом словаре:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЕТ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! падение снаряда, пули дальше цели перелет падение снаряда, пули дальше цели (а также вообще падение того, что брошено, дальше …
  • ПЕРЕЛЁТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    перелёта, м. 1. только ед. Действие по глаг. перелететь-перелетать. Стрелять птицу в момент перелета. || Сезонное переселение птиц в другие …
  • ПЕРЕЛЁТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) Действие по знач. глаг.: перелетать (1*), перелететь. 2) Состояние по знач. глаг.: перелетать (1*5), перелететь. 3) а) Сезонное …
  • ПЕРЕЛЕТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕЛЕТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. действие по гл. перелетать I, перелететь 2. состояние по гл. перелетать I 5., перелететь 3. Сезонное массовое перемещение …
  • ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ
    птиц, ежегодные более или менее дальние перемещения всей или части популяции птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением …
  • САМЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ БЕЗ ДОЗАПРАВКИ;"РОБЕРТФЕРРИ"
    Самый длительный беспосадочный перелет без дозаправки был выполнен Робертом Ферри, который в апреле 1966 г. на самолете Хьюз УОН-6Апролетел 3561,6 …
  • ПЕРЕЛЕТ ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН НА НАПОЛНЕННОМ ГЕЛИЕМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ;"СТИВ ФОССЕТ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Наполненный гелием воздушный шар под управлением Стива Фоссета преодолел 8748,11 км от Олимпийского стадиона в Сеуле, ЮжнаяКорея, до Мендхэма, пр. …
  • ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ в Энциклопедии Биология:
    , периодические переселения птиц из мест гнездований в места зимовок и обратно, одна из форм миграций птиц. Совершаются обычно на …
  • ГЕССА, ПЕРЕЛЕТ
    10 мая 1941 заместитель фюрера по партии Рудольф Гесс совершил в тайне от нацистского руководства перелет в Шотландию с целью …
  • КОЛЬЦЕВАНИЕ ПТИЦ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    птиц, один из метолов мечения животных; широко используется для изучения биологии диких птиц. Пойманной птице надевают на лапку лёгкое (обычно …
  • ЛОНДОН-НЬЮ-ЙОРК;"ДЭВИД ДЖ. СПРИНГБЕТТ И ДЭВИД БОЙС" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Самый быстрый перелет изцентра Лондона до центра Нью-Йорка занял 3 ч 59 мин 44 с, а обратный перелет -3440 мин …
  • в Однотомном большом юридическом словаре:
  • КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТАХ в Большом юридическом словаре:
    - предоставляемые государствами иностранным авиапредприятиям, воздушные суда которых в надлежащем порядке зарегистрированы в какой-либо стране, права на осуществление над своей …
  • ПТИЦЫ в Энциклопедии Биология:
    , класс позвоночных животных. Включает 28 отрядов и ок. 9 тыс. видов. Встречаются практически повсюду, включая Арктику и Антарктику. Высокоорганизованные …
  • БЫТ 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ХАУСХОФЕР, КАРЛ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Haushofer), Гаусгофер (1869-1946), немецкий политический деятель и ученый, глава германской геополитической школы. Родился 27 августа 1869 в Мюнхене. С 1887 …
  • ГЕСС, РУДОЛЬФ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Hess), (1894-1987), один из руководителей нацистской Германии, заместитель фюрера по партии, нацист "номер три". Родился 26 апреля 1894 в Александрии, …
  • 1922.09.04 в Страницах истории Что, где, когда:
    Первый перелет через США, на который потребовалось менее суток, совершает лейтенант Джеймс Г. ДУЛИТТЛ на модифицированном самолете Де Хэвиленд DH-4B. …
  • МУСКУЛОЛЕТ
    летательный аппарат, приводимый в действие мускульной энергией пилота. Аппапараты могут быть выполнены в виде самолета, вертолета и махолета. За рубежом …
  • ВОЛЬТИЖИРОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (вольтиж) ...1) вид конного спорта и конного цирка (перепрыгивание, перелет наездника к партнеру с лошади на лошадь и др.)....2) Вид …
  • ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Валерий Павлович , советский лётчик, Герой Советского Союза …
  • СССР. ХРОНОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Хронология исторических событий 9-1 века до н. э. 9-6 вв. до н. э.- Государство Урарту. 7-3 вв. до н. э.- …
  • САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    спорт, вид военно-технического спорта, органически связанный с развитием авиации, общего и спортивного самолётостроения. Включает: 1) полёты на самолётах разных …
  • ОРНИТОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. ornis, род. падеж ornithos - птица и...логия), отрасль зоологии, изучающая птиц, их эмбриологию, морфологию, …
  • АВИАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. aviation, от латинского avis - птица), летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60-е гг. 20 …
  • СТРЕЛЬБА АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В С. из артиллерийских орудий различают два периода: 1) пристрелку и 2) стрельбу на поражение, причем первая состоит в подыскании …

Перелеты птиц всегда привлекали к себе внимание со стороны науки и простых людей, да и мы неоднократно на страницах нашего сайта писали об этом (здесь вы можете узнать о том, ). Впрочем, такой повышенный интерес, да ещё и со стороны охотников – вполне объясним. Зимующих у нас охотничьих видов птиц не так уж и много, а главные объекты любительской и спортивной охоты доступны нашим охотникам только очень короткое время.

Причины перелёта птиц

От момента выведения птенцов не так уж много времени проходит до того момента, когда они, собравшись в стаи, отправляются на юг в теплые страны. Охотники же знают, какими массами летят охотничьи виды птиц весной, когда и как они торопятся к местам своего гнездования, поэтому, могут предполагать, сколько же птиц вернётся весной. Правда, предположения эти нельзя считать точными, так как на то, сколько птиц вернётся весной — влияет очень много факторов.

Что же касается птичьих маршрутов, то птицы летят и через горы, и через пустыни, и даже пересекают моря и океаны. Тысячам они прячутся в ночных туманах около маяков, и гибнут, разбиваясь об их стекла. Других – подхватывает ветром и уносит в открытое море, где топит или выбрасывает на берега тех островов, где пернатым странникам всё равно не выжить. Несмотря на то, что путь их в теплые края — такой долгий и опасный, птицы всё равно летят, гонимые сильным инстинктом. Более того, они точно знают время, когда улетать и когда возвращаться. И, если со временем отлёта можно быть уверенным в том, что птицы чувствуют себя неуютно с наступлением холодов, то, вот как объяснить тот факт, что они знают время, когда возвращаться весной?

Чем больше вникаешь в тему миграции птиц – тем больше остаётся вопросов. И, несмотря на то, что наука сегодня имеет ряд исследований, посвященных этой теме, огромное количество материалов и публикаций, посвященных перелётам птиц – ответы на все вопросы пока ещё не получены, хотя, есть уже некоторые факты, которые могут объяснить поведение птиц.

Перелёты птиц как способ сохранить численность вида

В своё время С. Бутурлин и значительно позднее немецкий ученый по фамилии Кипп, обратили внимание на тот факт, что

оседлые виды птиц более плодовитые, чем близкие к ним виды, которые всё-таки совершают регулярные перелёты.

Однако, весной к размножению приступает практически тоже количество птиц, что и весной прошлого годы. Куда же девается многочисленный приплод оседлого вида? Он идет на покрытие убытков в численности вида в осеннее и зимнее время. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не только плодовитость, но и показатель смертности среди оседлых птиц выше . Что же касается гибели перелётных птиц и факторов, влияющих на неё, то здесь можно говорить о концентрированности и гибели в один промежуток времени большого числа птиц (к примеру, во время шторма). Гибель же оседлых птиц характеризуется рассредоточенностью, и она не бросается так в глаза, хотя, количество погибших птиц здесь в разы больше.

Кстати, многие ученые рассматривают явление перелета птиц, как биологический способ приспособиться и избежать неприятных условий, тем самым, сохранив численность своего поголовья.

А, если перелёты птиц и заканчиваются гибелью последних, то их гибель по-большому счету, произошла бы с ними и на родине, так как к суровым зимним условиям они совсем не приспособлены.

Более того, сезонность в жизни птиц и цикличность – это не что-то экстраординарное, но напротив, это нормальное звено в годичном цикле жизни птицы, с которым связана вся ритмика и физиология живого существа. И, нет ничего из ряда вон выходящего, в перелётах птиц. Это такой же инстинкт, как инстинкт строить гнёздо и заботиться о своём потомстве.

Но не правильно думать о том, что перелёт птиц определяет какой-то особенный инстинкт, который нельзя объяснить с материалистической позиции. Более того, само явление перелета птиц с научной точки зрения вполне опознано… И, все те оставшиеся загадки, которые есть на данный момент, связанные с этой темой – их можно разгадать со временем, путем проведения наблюдений и сопоставлений. Наблюдений в плане изучения высшей нервной деятельности животных и общих законов, которые определяют связь организма с живой средой. И, сопоставления сравнительных фактов.

Сезонные перелёты птиц – чем они интересны охотникам

Однако, всё выше сказанное больше касается научной стороны. Но, что же может интересовать охотника? Прежде всего, это размещение явления. Так, в одних местах происходят интенсивные перелёты птиц, в для других они отсутствуют или слабо выражены. Также, стоит вспомнить, что

долгое время, орнитология придерживалась точки зрения о существовании теории пролетных путей.

С одной стороны такая теория имеет все подтверждения в виде намеченных на картах линиях или полосах, по которым пролетают массы птиц разных видов, а также в виде слабых веток, по которым перелетают только местные птицы. Но, есть и другая версия, которая утверждает, что как таковых конкретных и четких пролетных путей нет, и птицы просто летят широким фронтом. И, здесь нет связи с историей, но есть прямая зависимость от экологии. Хотя, в этом вопросе, истина, как всегда посередине. Если пути перелетов воспринимать только с исторической точки зрения, то такие застывшие формы пространственного перемещения птиц должны быть неизменными, и сильными, как и инстинкты в птицах. Однако, как же быть с ситуациями, когда в виду неблагоприятных экологических условий птицы всё-таки меняют свой маршрут. Этому объяснением уже служит широкий фронт. Поэтому, правильнее трактовать пути пролетов в прямой связи от обстоятельств . Тогда становится понятным, почему один и тот же вид птиц может двигать то широким фронтом, то пролетными путями.

Кольцевание, как метод исследования особенностей перелетов птиц

Кстати, проследить многие особенности перелетов птиц помогает метод их кольцевания. Именно благодаря ему удалось выявить, что

птицы одного вида, которые гнездятся близко друг к другу, нередко летят в разных направлениях и в разные места.

Так, окольцованных чаек можно встретить как в Северной Италии, так и на Балканах. И, в этом нет никакого внутреннего беспорядка, просто чайки из каждой колонии разбиваются на небольшие стайки, каждая из которых предпочитает лететь своими путями, и имеет свои места зимовок. Весной, по тем же маршрутам, птицы возвращаются домой. Это касается и уток (читайте об охоте на уток ), и других охотничьих птиц. И, если отметить на карте их маршруты, то будет казаться, что она оплетена сетью сложных пролетных путей.

Часто можно услышать, что птицы осенью отправляются на юг в теплые страны. Однако, это утверждение нуждается в поправке. Для птиц главное не то, чтобы страна в которую они отправляются, была теплой, но то, чтобы там они могли найти себе достаточное количество пропитания. Поэтому, птицы не всегда отправляются на юг.

Всегда привлекал к себе внимание человека, особенно охотника. И это понятно. Зимующих у нас охотничьих птиц совсем немного, а главные объекты спортивной, любительской охоты доступны нам только очень короткое время. Выведутся птенцы, взматереют и не так уже много времени пройдет, как, собравшись в стаи, они отправляются на на юг, в теплые страны.

Охотник знает, какими массами летят охотничьи птицы весной, когда они торопятся к местам гнездования, или осенью, когда подросшая молодежь отправляется в свое первое путешествие, которое для многих из них оказывается и последним. Птицы летят через горы и пустыни, пересекают моря.

Много вопросов возникает, когда мы затрагиваем тему перелётов птиц. Почему они летят, куда? Как знают свой путь и время? Понятно еще: от нас они могут улетать осенью, потому что им стало неуютно — наступает неблагоприятное время года. А как они могут знать свое время весной, когда им надо к нам прилетать?

И чем ближе мы знакомимся с проблемой миграций птиц, тем больше возникает вопросов. Много проделано исследований по этому поводу, много написано популярных книг и статей в журналах, а интерес к теме не ослабевает, ответа на все вопросы еще не получено.

Но кое-что уже ясно. Нет в перелётах птиц никакой трагедии. В свое время еще С. А. Бутурлин, а значительно позднее немецкий ученый Кипп обратили внимание на то, что оседлые виды птиц более плодовиты, чем близкие к ним перелётные виды. Но весной приступает к размножению в общем то же количество птиц, как и весной предыдущего года. Куда же делся более многочисленный приплод оседлого вида? Он пошел на покрытие убыли в численности вида в осеннее и особенно в зимнее время. Выходит, не только плодовитость, но и смертность среди оседлых птиц больше, чем среди птиц перелётных. Но гибель перелётных птиц происходит, если можно так сказать, концентрированно: в короткий промежуток времени и в каком-то определенном месте гибнет сразу много птиц. А оседлые птицы гибнут рассредоточенно, гибель их никому не бросается в глаза, хотя в конечном счете они гибнут в большем количестве. Да и само явление перелёта в целом следует рассматривать как биологическое приспособление, позволяющее птицам избегать неблагоприятных зимних условий жизни на родине, позволяющее им с помощью перелётов сохранить свое поголовье. Если перелёт птиц и кончается гибелью многих из них, то все же можно сказать: птицы выбирают из двух зол меньшее. На зиму оставаться на родине им нельзя, они к зимним условиям неприспособлены.

В жизни птицы сезонные перелёты не катастрофа, не что-то экстраординарное. Это нормальное звено в годичном цикле ее жизни, с которым связана вся ритмика птицы, ее физиология. В сущности, здесь нет ничего из ряда вон выходящего, что отличало бы перелёт от других явлений в жизни животных. ничуть не более загадочен, чем, скажем, явление размножения: инстинкт гнездостроения, забота о потомстве и т. д.

Должно отпасть также представление, что перелёт птиц определяет какой-то особенный инстинкт, который не может быть объяснен материалистически. Теперь это кажется понятно всем.

Явление перелёта птиц с научной точки зрения вполне познаваемо. Конечно, есть еще много непознанного, но это другое дело. Теперь выясняется, что явление перелёта птиц не может быть разгадано только посредством наблюдения и сопоставления. Многие стороны его своим основанием уходят в изучение высшей нервной деятельности животных и в самые общие законы, определяющие связь организма со средой. И покуда в этих вопросах не все еще ясно, не все ясно и в объяснении птичьих перелётов. Но для того чтобы понять глубокие корни явления, необходимо точно знать, как оно происходит, иначе говоря, надо хорошо знать описательную сторону явления. К сожалению, и здесь еще многое неизвестно, ибо требуется знать не только общую картину явления, но и ее конкретные детали.

Что может интересовать прежде всего охотника?

Я думаю, размещение явления. Ведь в одних местах происходит очень интенсивный перелёт птиц, а в других — перелёта нет или он очень слабо выражен. Долгое время в орнитологической науке существовала теория пролетных путей. И в самом деле: мы можем наметить на карте линии или чаще неширокие полосы, где пролетают весной или осенью массы птиц и разных видов, и можем наметить территории, где летят только местные птицы, слабые веточки, отходящие от мощных путей. Много было высказано суждений о том, что означают эти пролетные пути, как они произошли, как эти пути связаны с историческим прошлым земли.

Теперь многие говорят, что пролетных путей нет, что птицы летят так называемым широким фронтом. Этим самым снимаются с повестки дня и все объяснения пролетных путей, связь перелётов с историей формирования ландшафта. Объяснение пролетным путям искали главным образом в историческом прошлом земли. Объяснение направлениям пролетов широким фронтом ищут в современных экологических условиях. Таким образом, в изучении перелётов птиц чаша весов колеблется от одной крайности к другой; от историзма к экологии.

Но нет ни одного явления в мире, которое можно было бы объяснить противопоставлением современности (в нашем случае экологии) истории. Все явления складываются длительно, проходят свой путь исторического развития. Это историческое развитие находит свое отражение в современности, тесно с нею связано. Поэтому нельзя говорить: или история (прошлое) или экология (современность). Абстрактной истории нет. В нашем случае история — это экологические условия прошлого. Они могут быть отличны от экологических условий современности, а могут в ряде случаев и совпадать с ними.

Точно так же не следует говорить: пути перелётов или широкий фронт. Если пути перелётов не понимать антинаучно, как какие-то застывшие формы пространственного перемещения птиц, навеки неизменные, ни от чего, кроме таинственного инстинкта, не зависящие, то они вполне находят себе место в арсенале понятий современной биологической науки. Видимо, в природе не существуют или пролетные пути, или широкий фронт, а то и другое. Все зависит от обстоятельств. Один и тот же вид птиц может лететь часть времени широким фронтом, часть времени узкими путями. Говорят иногда, что пролетных путей в чистом смысле этого слова не бывает. Это верно. Но ведь и широкого фронта в чистом смысле этого слова тоже не существует. Спора между теориями широкого фронта и пролетных путей не должно быть. Он сходит на нет, как только мы перестанем вкладывать в эти термины несвойственное им одностороннее содержание.

Самая общая, поверхностная картина хода перелётов птиц выяснена в достаточной степени. Теперь, чтобы лучше разобраться в явлении, надо проследить ход перелёта в пределах одного вида по отдельным популяциям. Здесь выявляются интересные вещи. Раскрыть их помогает кольцевание.

Оказывается, птицы одного вида, гнездящиеся близко друг к другу, летят нередко в разных направлениях, в разные места. Так, например, чайки с озера Киёво, расположеного в Подмосковье, летят зимовать в разные места, в общем на юго-запад. Окольцованных на Киеве чаек можно встретить зимой в Северной Италии, на Балканах, в дельте Нила и даже восточнее. Чайки из других колоний тоже имеют свой веер разлета, который в значительной степени перекрывается с веером разлета киевских чаек. Но здесь нет произвола, нет беспорядка. Чайки с каждой колонии разбиваются на несколько стаек (популяций), каждая из которых летит впоследствии своими путями и имеет свои места зимовок. И весной они, видимо, возвращаются теми же путями обратно. Так же и цапли с Рыбинского водохранилища летят отдельными стайками в разные стороны и тоже каждая своим путем.

Это же относится и к уткам. Гнездящиеся на северо-востоке Европы и в низовьях Оби утки собираются для линьки в дельту Волги. Там каждая стайка имеет свое место, которого придерживается из года в год. Но самое любопытное дальше. Перелиняв, стаи поднимаются на крыло и разлетаются затем в самых различных направлениях и разными путями. Большинство стаек придерживается все же западно-юго-западного направления и попадает в Средиземноморье. Некоторые стайки летят на юго-юго-восток, зимуя в дальнейшем в Индии. Но есть стаи, летящие из дельты Волги на север (вернее, на северо-запад), а затем на запад и попадают они зимовать в Англию, иногда в Нидерланды. Взглянешь на карту и кажется, что птицы летят повсеместно, всюду, где только есть водоемы. На деле же это сложное переплетение пролетных путей отдельных популяций.

Часто говорят, что птицы летят осенью на юг в теплые страны. В это утверждение надо внести некоторые уточнения. Главное для птиц не то, чтобы страны, куда они летят, были теплыми, главное, чтобы они были кормными. Ради этих кормных мест птицы летят не всегда на юг. Например, кайры с берегов Баренцова моря перемещаются осенью просто в западном направлении и зимуют в северной Атлантике, примерно в тех же широтах, где и гнездятся. А жаворонки зимуют в большом количестве в холодных нагорьях Центральной Азии, где зимой значительно холоднее, чем, скажем, под Москвой, но мало снега и корм на земле всегда есть. Под Москвой теплее, но много снега, и наземный корм жаворонкам недоступен. Этим все определяется.

Перелётных птиц можно подразделить на две основные группы. Первая группа охватывает рано прилетающих птиц. Эти птицы (грачи, скворцы, жаворонки и другие) появляются у нас с первыми признаками весны. Они летят в основном в северо-восточном направлении и скорость их весеннего пролета совпадает со скоростью передвижения всего фронта весенних явлений. Грач может за один час пролететь 40 километров, а во время весеннего пролета он передвигается на такое расстояние за сутки. Вот и говори после этого, что птица весной торопится к местам своего гнездования! Быстрей весны, видимо, не полетишь.

Рано прилетающие птицы имеют очень колеблющиеся сроки весеннего прилета. Колебания в сроках могут доходить до 40-44 дней. Все зависит от хода весны. Интересно, что места зимовок у таких птиц расположены недалеко — в юго-западной Европе и в Северной Африке. Некоторые из них зимуют и на юге нашей страны. По отношению к этим птицам многое ясно. Сроки их миграций и направление миграций определяет погода. Да и места зимовок расположены у них там, где позволяет погода, и в отдельные зимы они могут отлетать в зависимости от обстоятельств то дальше, то ближе.

Сложнее дело обстоит с другой категорией птиц — с птицами, прилетающими поздно. Они улетают от нас очень далеко, нередко за экватор. Прилетают поздно и в более сжатые сроки, чем рано прилетающие виды. Колебания сроков прилета у них не превышают обычно 10-11 дней. Иной раз кажется, что прилет их мало зависит от состояния погоды, но это неверно. Синоптическая картина прилета стрижей довольно определенна. Но если меня спросят, как краснозобик, зимовавший в Тасмании, узнает, что ему пора лететь на Таймыр, ответа не будет. Впрочем, когда у нас дело идет к весне, в Тасмании приближается осень. Возможно, она и дает сигнал краснозобику, что пора улетать и он начинает свое весеннее движение на север через экватор.

Вполне вероятно, что так именно дело обстоит с полярной крачкой. Этот маленький длиннокрылый летун вполне может быть назван птицей, не любящей ночи. Крачка гнездится у нас на полярном севере. В это время там круглые сутки день. Зимует эта крачка на южной Атлантике, где тоже бывает в это время полярный день. Только во время перелётов через умеренную и экваториальную зоны полярная крачка познает регулярную смену дня и ночи. Так вот, вполне вероятно, что у нее пробуждается стремление к перелёту, когда на местах зимовок начинаются ночи, которые все быстрее удлиняются.

Когда говорят, что перелёты вызваны внешними условиями — состоянием погоды, наличием кормов и т. д. — это совершенно справедливо. Но не надо думать, что птица существует как пассивная игрушка погоды. Такая жизнь была бы невозможна. У птицы, как и у всякого живого существа, выработалась своя определенная связь с внешними условиями. Отдельные капризы погоды и случайные колебания в условиях среды на нее не влияют. Птица имеет свой исторически сложившийся цикл изменений физиологического состояния организма, что позволяет ей в разное время года реагировать на изменения условий жизни по-разному. Бывает, в начале июня наступают холода, летающие насекомые исчезают, ласточки попадают в трудное положение. В 1930 году удалось найти после таких холодов в норах берегового обрыва Плещеева озера более тридцати погибших береговых ласточек. Обратного отлета не было. Но в конце лета, стоит только появиться первым намекам на ухудшение условий жизни, птицы отлетают.

Наличие внутреннего физиологического ритма приводит к тому, что некоторые виды птиц (например, горихвостка) начинают проявлять стремление к перелёту и как будто бы без всякой связи с внешними условиями, когда они сидят в стандартных условиях в клетках. Однако настоящей независимости от внешних условий, как это не так давно считали, конечно нет. Птица воспринимает внешний мир иначе, чем мы. Бывает, мы не замечаем изменений, а птица уже отмечает их внутри себя, например, изменение давления и другие сигналы, которые пробуждают в ней стремление к отлету. Мы еще не знаем, в чем эти сигналы состоят, но это дело времени.

Хорошим примером тому, что характер перелёта птиц зависит от внешних условий, а не от наследственного неизменяемого инстинкта, служат опыты, проведенные Великангазом с кряковыми утками. Как известно, утки, гнездящиеся на Британских островах, оседлые птицы. Инстинкта перелёта у них явно нет. Утки Карельского перешейка — все перелётные. Они имеют свои пролетные пути и свои места зимовок. Beликангаз взял яйца английских кряковых уток, перевез их на Карельский перешеек и подложил под местных уток. Что же? Как вели себя выведшиеся в этих условиях птицы? Они реагировали на новые для них условия жизни Карельского перешейка, как настоящие аборигены. Они отлетели, правда, с некоторым запозданием против местных уток, и весной возвратились, пользуясь тем же направлением перелётов, которым пользуются карельские утки.

Значит, нет наследственного инстинкта, который проявляет себя неизменно в любых условиях. Нет и гена перелётности. А ведь не так давно пытались путем скрещивания перелётных и неперелётных птиц выявить ген, который будто бы управляет этим явлением. Этим самым хотели оторвать жизнь птицы от связанной с ней среды, толковать эту жизнь как проявление исконно существующих и ни от чего не зависящих инстинктов и генов.

Мы понимаем теперь сезонные перелёты птиц как биологическое приспособление к резко изменяющимся по сезонам условиям жизни. Это позволяет птицам жить какую-то часть года там, где в условиях оседлости они жить не могли бы. При этом некоторые виды птиц ясно обнаруживают свою зависимость от изменений среды, у других эта зависимость затушевана, проявляется более сложно. Раскрыть эти затушеванные зависимости теми методами исследования, которыми мы даем описательную картину перелётов, невозможно. Ответ на многие вопросы будет дан только с развитием всей биологической науки.

Виды перелётных птиц

Вероятно, наиболее известными перелётными птицами являются ласточки. Возвращение ласточек в Европу с юга Африки возвещает нам о наступлении лета на этом континенте. К осени, когда приходит пора отлёта на юг, птицы успевают вырастить два-три выводка.

Обтекаемая форма тел и изогнутые узкие крылья городских и деревенских ласточек помогают им при перелётах на большие расстояния. Гораздо более сложными являются перелёты больших и тяжёлых птиц – например, таких, как аисты. Поэтому большую часть пути эти птицы пытаются преодолеть в плавном полёте. Во время осеннего перелёта из Европы в Африку они используют тёплые атмосферные течения, с помощью которых взлетают ввысь, не прикладывая особо больших усилий.

Для некоторых птиц Центральная Европа является самым южным пунктом миграции. Так, карликовые лебеди из своих выводковых районов, расположенных в Северной Сибири, перебираются на побережье Северного моря.

Перелётные птицы не ограничиваются только северным полушарием, однако к югу от экватора они находят гораздо меньше мест, необходимых им для выводка. Дальше всех летит такая птица, как полярная крачка - через Арктику, Южную Африку, Южную Америку он путешествует до самой Антарктиды. Таким образом, в течение года он преодолевает около 35 тысяч километров.

Для многих птиц сезонные перелёты - важная жизненная функция. Способность перелетать с места на место позволяет им в разное время года жить в наиболее благоприятном для них климате – в этом и состоит главная причина сезонных перелётов птиц.

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Необходимость добывать пищу, поиск мест, которые пригодны для вывода птенцов и бегство от естественных врагов - вот три главные причины, из-за которых птицы совершают сезонные перелёты. Продолжительность полётов и расстояния, которые они преодолевают, очень разные.

Часть птиц летом живёт в лесах или на лугах, а зимой они перебираются в города, где теплее и где куда легче добыть пищу. Птицы, которые летом высиживают яйца на севере, осенью, когда приходит холод и уменьшается количество корма (например, количество насекомых), улетают на юг. Весной, когда в местах их зимовки становится сухо и тепло, птицы снова возвращаются на свои выводковые места в северных краях. Когда они находят подходящие для них места, то остаются там на лето, размножаются, выращивают птенцов, а осенью снова улетают на юг.

КАК ПТИЦЫ НАХОДЯТ ДОРОГУ

Многие птицы летят стаями, а это позволяет предположить, что старшие, наиболее опытные птицы летят первыми, указывая дорогу молодым. Таким образом, информация о направлении полёта передаётся из поколения в поколение.

Некоторые птицы совершают перелёты в одиночку. Но откуда птицы знают, куда и как лететь? Следовательно, у птиц должно быть что-то вроде врождённого инстинкта, который подсказывал бы им, в каком направлении они должны лететь, преодолевая такие просторы. Например, мореплавателям в течение длительного времени приходилось ориентироваться по солнцу и звёздам.

Птицы, которые во время полёта ориентируются по солнцу, с помощью своих биологических часов чувствуют его положение и так определяют верное направление. Они должны приспособиться к положению солнца. Птицы, которые совершают ночные перелёты, пользуются звёздами, и именно по расположению на небе звёзд они, вероятно, определяют для себя путь.

Птицы, чтобы правильно определить направление, используют также и магнитное поле нашей планеты. Если птица во время перелёта пользуется внутренним компасом, то она, очевидно, потом вспоминает, с какой стороны прилетела и таким же путём возвращается обратно.

Птицы, вероятно, распознают также определённые ориентационные отметки на земле, с помощью которых могут создавать себе нечто вроде внутренней карты.

Также предполагают, что некоторые птицы, чтобы определить направление полёта, пользуются запахами. Запахи у птиц ассоциируются с определёнными направлениями. Птицы вспоминают, в какой последовательности встречали различные запахи и, благодаря этому, летят в нужном направлении. Большинство птиц, чтобы не сбиться с пути, пользуется всеми перечисленными методами.

Шишкина Школа Природоведение Урок 39 Перелётные птицы. Видео (00:07:23)