Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Краткое содержание Русалочка младшая дочь морского царя, которой не позволяется выплывать на сушу. Она живет в полном достатке в отцовском дворце на дне морском, однако ей скучна такая жизнь. Однажды, во время шторма, Русалочка видит, как тонет прекрасный юноша, попавший в кораблекрушение. Сердце морской принцессы дрогнула, она не смогла допустить его гибели и поэтому самостоятельно сумела вытащить юношу на сушу. Пострадавший необычайно ей понравился, Русалочка влюбляется, но она вынуждена вернуться на дно. Русалочка не может перестать думать о прекрасном юноше. Но трагизм всей ситуации в том, что русалки не могут любить простых смертных. Их судьба прожить триста лет на дне и обратиться в пену морскую. Любовь же для русалки смертельна. Но Русалочка оказывается под властью своих эмоций. Она идет на договор с морской колдуньей отдает ей свой голос, взамен получив человеческие ноги (и, следовательно, возможность выйти на берег). Однако колдунья ставит условие: если в течение нескольких дней Русалочке не удастся добиться от принца взаимной любви, то на закате солнца она погибнет, обратится в пену морскую. Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей и жизнь не мила.

3 слайд

Описание слайда:

Русалка как мифологический образ Изначально славянская русалка – доброе существо, помогающее людям. Ее отрицательные, злые черты появились в период введения христианства и отрицания язычества, когда многим языческим божествам придавались злобные, демонические черты. Русалка –берегиня, живущая в водах. Само слово «берегиня» произошло от понятия оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Т.е.

4 слайд

Описание слайда:

Заглавия Не читая сказки, уже по названию мы можем предположить, какой будет главная героиня в сказке Ганса Христиана Андерсена. Это не просто русалка, а русалочка. Уменьшительно-ласкательный суффикс – очк заранее делает ее доброй, маленькой, прехорошенькой. Именно это слово выбрала переводчик сказки А. Ганзен для передачи датского названия, буквально означающего «Маленькая морская дева».

5 слайд

Описание слайда:

Художественные особенности сказоки Пейзаж морского дна, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен ярок и красочен. Наиболее выразительны следующие детали: «Вода синяя – синяя, невиданные деревья и цветы», «стены дворца из кораллов», «сияющие жемчужины», «стрельчатые окна из самого чистого янтаря» и т. д.

6 слайд

Описание слайда:

Характер героини В сказке Андерсена русалочка доброе, милое, красивое, трудолюбивое, скромное, умное существо, которое обитает на морском дне в красивом замке. У нее большая сила воли, безответно любящее сердце. Душа у нее гораздо лучше и чище, чем у людей. Русалочка Андерсена не обладает никакими волшебными способностями, а лишь отличается от людей своим хвостом и неземной красотой.

Слайд 2

​Русалка

Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Слайд 3

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

Слайд 4

Под словом «русалка» жители полесскихсел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».

Слайд 5

Как представляли русалок

Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.

Слайд 6

Слайд 7

Внешний вид русалок

  • Слайд 8

    ​Образ русалки в славянской мифологии

    Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

    Слайд 9

    В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины-полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.

    Слайд 10

    Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

    Слайд 11

    Русалки - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (русалка появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности русалки кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

    Слайд 12

    Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

    Слайд 13

    Изредка встречаются поверья, что встреча с русалкой грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность русалок к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от русалок во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

    Слайд 14

    Для того чтобы в период русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щобрусалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

    Слайд 15

    Посмотреть все слайды

    Кто такие русалки? Русалки – мифологические и фольклорные человекоподобные существа. Это полулюди- полурыбы, с рыбьими хвостами или без них. Русалками становились девочки, умершие некрещеными, убитые или проклятые матерями, дочери утопленниц, девушки, пропавшие без вести. Существует несколько версий происхождения их названия. «Славянская мифология»




    Классификация русалок (по мифологиям) Белорусская мифология Бразильская мифология Древнегреческая мифология Индуистская мифология Древней Индии Кельтская мифология Китайская мифология Мифология народов Севера Сербская мифология Скандинавская мифология Славянская мифология Северного Кавказа мифология Средней Азии мифология Украинская мифология Японская мифология


    Белорусская мифология Во всех регионах русалки предстают как девушки с длинными светлыми волосами (разных оттенков – от зелёных до русых и белых), нагие или одетые либо в белую одежду, либо в зелень и ветки. Характерный атрибут – венки. Для них характерно человекоподобное обличие.


    Бразильская мифология ИАРЫ Индейцы так искренне верили в их существование, что убедили в этом европейских священников-миссионеров. Голландский путешественник Гаспар ван Бааэрле свидетельствовал, что ненасытные игры, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, соблазняют пловцов и рыбаков и губят, зацеловывая их до смерти.






    Древнегреческая мифология НЕРЕИДЫ Олицетворяли в виде девушек живые стихийные силы. Имели способность находить для выражения чувств и мыслей вдохновенные движения, слова и звуки, недоступные человеку. Понимали язык растений, птиц, животных. Нимфы долговечны, но смертны. Они хрупки, как сама природа, и требуют к себе бережного отношения.














    Китайская мифология ЛУНВАН В китайской мифологии хозяин водной стихии. Ему подчиняются бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван – существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами (около 0,5 км длинной). Считалось, что он приносит дождь.










    Скандинавская мифология Кельтская мифология МЕРРОУ Дальние родственники морских дев. Настоящие красавицы, но с рыбьим хвостом и перепонками между пальцами рук. Благосклонны к смертным, часто в них влюбляются, иногда выходят на берег в облике маленьких красивых лошадок в красных шапочках с перьями, которые позволяют им жить под водой.








    Славянская мифология ФАРАОНКИ (ФАРАОНЫ, ФАРАОНЧИКИ) Фантастические существа с человеческой головой и туловищем рыбы. Похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуёй, одноглазые. Бывают мужского и женского рода. Могут обитать только в воде. Любят ненастье. Обладают «глухим» и «хриплым» голосом, влияющим на людей. Очень опасны: они людоеды. Имеют дар пророчества.




    Славянская мифология МАВКИ Очень красивые, но красота эта обманная. Повернётся мавка спиной, а через дыру на спине можно увидеть зелёные внутренности. В маков превращаются, по поверьям, дети, умершие до крещения, поэтому они мстят людям за то, что они допустили их смерть.


    Мифология Средней Азии СУ-КЪЗЛАРЫ Живут эти красавицы недалеко от города Кара-Хисар на озере Ойнар-гель эти на половину девы, наполовину рыбы. В солнечный день они выходят из воды и на камне расчесывают свои золотые косы. Внешность у них странная для этих мест: глаза голубые, брови изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая.




    Украинская мифология МЕЛЮЗИНЫ Покрыты чешуёй, имеют очень гибкий рыбий хвост. Сходны с сиренами, живут в морях, слагая и распевая красивые песни. Бывают двух полов. Мелюзинами становились девушки, умершие перед венчанием. Могут быть довольно коварными: могут съесть человека.


    Японская мифология НИНГЁ « Человек-рыба», обычно переводится как «русалка». Загадочные морские существа. Являются антиподами андерсеновской русалочки. Описание из старинных книг: «рот как у обезьяны,мелкие рыбьи зубы и рыбье тело, покрытое блестящей золотой чешуёй. Имеют голос, похожий на флейту и человечье лицо». Считается, что они бессмертны. Если он заплачет, то станет смертным. Существует поверье, что человек, съевший мясо русалки, может прожить очень долгую жизнь, фактически сам став бессмертным.

    Ханс Кристиан Андерсен



    В сказке «Русалочка» датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый пусть и без тебя.




    Андерсен был глубоко верующим человеком, и в его сказках постоянно звучат христианские мотивы. Русалочка, спасая принца, совершает добро. Отпуская любимого к другой, она идет на жертву, которая стоит ей жизни. Ее сестры тоже, пытаясь вернуть в море беглянку, отдают колдунье свои прекрасные волосы. А любовь преображает Русалочку и дает ей возможность обрести душу. Она не исчезает совсем, а становится одной из дочерей воздуха. Все это указывает нам на то, что писатель в своей сказке поднимает важные нравственные проблемы: самопожертвования, счастья, нравственного выбора, силы духа, смелости, страдания, добра. И все они связаны с проблемой любви, которая является главной в данном произведении.



    Так же сказка "Русалочка" учит тому, что зло добру не помощник. Обращаясь за помощью к черным силам, мы получаем сомнительную возможность быть счастливыми. Давая одно, зло забирает другое. И подчас больше, чем дает.

    И второй урок в том, что если любишь по-настоящему, то не языком(словами), а делами это доказываешь. Русалочка любила, надеялась, приняла столько мук, но когда принц полюбил другую, она ему это простила. Любимым прощают и отдают все, даже жизнь.

    Если бы Русалочка приняла условия ведьмы, то ни чем хорошим бы это не кончилось все равно. На то оно и черное колдовство, чтобы те, кто пользуются его чарами, попадали в паутину ада. Любящая Русалочка решилась пожертвовать не только голосом, а и жизнью во имя любви и счастья принца. Это спасло её добрую душу. Не смотря на то, что у Русалочек якобы нет души, любовь дала ей право на новую жизнь, пусть и в другом качестве.


    Эпитет:

    • деревья - невиданные
    • окна - высокие стрельчатые
    • стебли – гибкие;
    • дно – голое;
    • солнце - ясное

    Сравнение:

    • вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
    • рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
    • корабль нырял , словно лебедь
    • кожа , как лепесток розы
    • глаза синие и глубокие , как море

    Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, ярок, изыскан, красив . Он помогает читателю перенестись мысленно в подводное царство . Пейзаж с его красотой, соответствует светлому, радостному настроению, царящему в доме морского царя.

    Действительно, пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа смог выразить свое отношение к героям.


    Анимация

    • « Русалочка » - по сказке Андерсена - мультфильм студии «Союзмультфильм» (СССР, 1968)
    • « Mahou no Mako-chan » (Волшебница Мако) - по сказке Андерсена - аниме-сериал (Япония, 1970)
    • « Принцесса подводного царства » - по сказке Андерсена - полнометражный мультфильм (Япония, 1975), реж. Кацумата Томохару.
    • « Русалочка » - по сказке Андерсена - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 1989)
    • « Русалочка » - мультсериал студии Уолта Диснея (США, 1992-1994)
    • « Русалочка » - полнометражный мультфильм студий Golden Films (Япония-США, 1992)
    • « Русалочка 2: Возвращение в море » - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 2000)
    • « Русалочка: Начало истории Ариэль » - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 2008)

    Театр

    • Русалочка (мюзикл)

    Кинематограф

    • «Русалочка» - полнометражный советско-болгарский фильм 1976 года.
    • «Русалочка» (Malá Morská Víla) - чехословацкий фильм 1976 года.
    • «Русалочка» (The Little Mermaid) - фильм производства США 2018 года.

    В Дании за мужество, волю, преданность и настоящую любовь, Русалочке был поставлен памятник. Именно своим подвигом, она заслужила право на бессмертную человеческую душу. Скульптура 1,25 м высотой и весит около 175 кг.


    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Этимология слова «русалка» 1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. 2. От древнерусского названия праздника и игр: русалии. Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе. 3. Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.

    Cлайд 3

    Происхождение русалок По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках. Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных. Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. Русалки - девицы, пропавшие без вести. Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.

    Cлайд 4

    Места обитания русалок Русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года. Чаще всего русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек. Осенью русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки.

    Cлайд 5

    М.Ю. Лермонтов «Русалка» Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь. Автор не описывает русалку, но через песню можно представить ее молодой девушкой, потерявшей возлюбленного.

    Cлайд 6

    М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» «Морская царевна» - одно из вершинных произведений позднего творчества М. Ю. Лермонтова. Баллада представляет собой слияние народно-поэтической и литературной традиции. Произведение передает истинно русский национальный колорит, вбирая в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок. Баллада очень символична и потому предполагает множество самых различных толкований

    Cлайд 7

    М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» Догадывался ли Царевич, что царевна – русалка? Почему «будет он помнить про царскую дочь»? Какой предстаёт перед нами русалка? Каким мы видим царевича? Осуждаете ли вы его? Как вы думаете, автор сочувствует морской царевне?

    Cлайд 8

    К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.

    Cлайд 9

    К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» - Чем отличается бальмонтовская русалочка от предыдущих? В каком мире живет героиня стихотворения «Русалка»? Каков внутренний мир русалки?