Эта статья посвящена тем, кто хочет заняться витражами, но не знает с чего начать. За моими плечами семилетний опыт работы по изготовлению разных типов витражей и продаже расходных материалов для них, а также наработки моих коллег, с которыми я общаюсь. Данная статья - исключительно мое мнение, здесь вы не найдете отрывков и абзацев из подобных материалов в интернете. Как и всякое личное мнение, эта статья субъективна, но я уверен она поможет тем, кому витражное направление действительно интересно. Я постарался в одном месте собрать и описать все аспекты изготовления витражей и сделать это максимально кратко.Тем не менее, в итоге статья получилась большая, так что прошу запастись терпением. Бонус - прочитав эту статью, вы получите всю необходимую информацию о полном цикле изготовления витражей с начала и до конца и у вас значительно уменьшиться количество пробелов в этой сфере. Также я надеюсь, что не только новички, но и витражисты со стажем ознакомятся с данной статьей, наверняка смогут дополнить ее, а возможно в чем-то и поспорить. Я готов ответить на вопросы всех желающих и слежу за комментариями.Итак, поехали.

Главное, на старте определиться с тем, что вы хотите получить в итоге. Будет ли это вашей основной профессией, либо просто возможностью дополнительного заработка, а может быть просто хобби для души? Данное решение определит дальнейшие действия. Конечно, вы можете начать как хобби, а потом развиться и заняться этим вплотную, никто не запретит! Более того, я лично знаю людей кто именно так и сделал. Но подумать об этом однозначно стоит, а исходя из этого, решить - какой объем средств и времени вы готовы потратить на освоение витражного дела. Для тех, кто рассматривает данное направление как потенциальный бизнес сразу хочу сказать - легко не будет. Конкуренция растет с каждым годом, заказчик становится более просвещённым, требовательным (что конечно плюс чем минус) , спрос не стабилен, проблема кадров здесь крайне актуальна, высокие риски брака и повреждения изделия и много много других сложностей. Но!!! Если это действительно вам интересно, вы видите спрос и дело вам по силам - дерзайте! Набрать портфель заказов на год вперед только после того как вы решили стать витражистом очень сложно, почти невозможно. Хотя, у меня получилось, может повезет и вам. Возможен и другой вариант, я знаю человека, который окончив курсы по тиффани, закупил инструментов, стекла и прочих материалов более чем на 15 000$, а потом 2 года сидел практически без работы, но это крайности. В другой статье я более подробно раскрою аспекты витражного дела как бизнеса.

Второе - следует понять, какие именно витражи вы хотите делать. Кому хочется для начале попроще - тот может выбрать пленочные (а также их называют аппликационные или накладные английские) витражи. Если вы готовы озадачиться "по полной" то начните сразу с технологии тиффани, или профильного (классического) витража, это "настоящие" витражи. Также можно заняться спеканием стекла - фьюзингом, но для этого уже нужна хоть малюсенькая, но специальная печь. Если вы занимаетесь мебелью и хотите расширить спектр предлагаемой продукции, для вас могут подойти лаковые витражи, с автоматическим нанесением полимерного витражного контура на стекло специальным станком и дальнейшей ручной заливкой разноцветными лаками.

Третий этап - теоретическая база. Почитайте как можно больше информации о витражах, истории их появления, развития с течением времени, посмотрите на фотографии старинных витражей, проштудируйте портфолио хороших витражных мастерских. Это поможет понять насколько направление вам интересно, стоит ли копать дальше. Если пыл еще не остыл, переходим к изучению практических занятий. В интернете сейчас очень много видео уроков, а также текстовых инструкций с фотографиями, где расписан каждый этап создания витража. Есть также несколько книг посвященных данной тематике. В каждом обсуждении нашей группе ВКонтакте посвященном разным технологиям я выложу ссылки на материалы, которые показались мне наиболее удачными и полезными. Перелопатив пару книг, перечитав несколько статей и пересмотрев десятки видео, вы уже можете причислить себя к начинающим витражистам, поздравляю!)) Если вы же пока этого не сделали, я кратко опишу возможные технологии.

Пленочный витраж. Суть технологии проста. На обычное прозрачное стекло (можно и на необычное и непрозрачное, главное чтобы одна сторона стекла была плоской) согласно эскиза наносятся цветные пленки. Для понимания куда и какой цвет наносить используется шаблон, который, как правило, напечатан на бумаге, и лежит под стеклом, либо может быть временно нарисован на обратной стороне стекла. Пленки могут быть как однотонными, так и иметь различные цветовые эффекты (переливание, смешение цветов), а также иметь различную фактуру (под морозный узор, матовое, пескоструйное стекло и другие). Швы между пленками закрываются самоклеящейся витражной лентой. Она может иметь разную ширину (3, 3.5, 4.5мм и более) и цвет покрытия. Такой витраж также может комбинироваться со стеклянными каплями, деколями, стеклянными элементами с фацетированной кромкой (также их называют бевелями, бевелсами, от английского слова bevels), которые приклеиваются на стекло с помощью специального клея.

Витраж тиффани. Техника данного витража названа в честь Луиса Комфорта Тиффани, который первый предложил технологию соединения фрагментов витража в одно целое с помощью медной фольги. Техника возникла еще в 19 веке и изменений практически не претерпела. Суть в том, что фрагменты витража вырезаются по шаблону из специального витражного стекла толщиной 3-3,5мм. после чего каждый фрагмент дополнительно обтачивается на шлифовальной машинке, для того чтобы максимально точно соответствовать шаблону. Таким образом обрабатываются все фрагменты витража, чтобы затем их можно было выложить на шаблон как мозаику (или паззл). После этого, на торец стекла наносится медная фольга, шириной немного превышающая толщину стекла, После этого витраж выкладывается на шаблон и его фрагменты спаиваются между собой, швы окончательно спаяного витража патинируются, и витраж готов. Тиффани также может комбинироваться с различными декоративными стеклянными элементами: деколями, бевелсами, фьюзинговыми элементами, а также с росписью по стеклу.

Классический (профильный) витраж отличается от тиффани технологией скрепления стекол между собой. Для этого используются Н-образные профили, сделанные из свинца, латуни, цинка. Данная технология хорошо подходит для витражей с геометрическими эскизами преимущественно из прямых линий, такие витражи с бевелсами используются в качестве кухонных фасадов или для межкомнатных дверей.

Спекание стекла - фьюзинг. Очень интересная техника, может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими техниками. В данной технологии стекло скрепляется между собой с помощью высокотемпетарурной обработки (температура порядка 600-900 градусов Цельсия). Прозрачное стекло используется в качестве основы, а затем на него выкладывают фрагменты витража вырезанные из цветного стекла. Затем изделие помещают в специальную печь, задают программу в зависимости от типа используемого стекла, а также степени спекания которую хотят получить - легкое, среднее, полное. После цикла который может занять от 3 до 7 часов, изделие некоторое время остывает и витраж готов. Техника позволяется творить самые невероятные вещи, но необходимо совершить немалое количество пробных спеканий для получения стабильно качественного и предсказуемого результата.Также в печи возможно отекание стекла по форме, что позволяет делать посуду, часы, предметы интерьера.

Витраж из полимерных контуров и лаков, сравнительно молодая технология. В данном случае, контур витража наносится на стекло или зеркало специальным станком по заданному компьютером шаблону. После нанесения контур несколько часов застывает, и далее производится ручная заливка фрагменты витража цветными лаками.

Если очень коротко, то это все. В разделе обсуждений по технологиям, в ближайшее время я опишу каждую технологию в подробностях, укажу все плюсы и минусы,

Итак, вы определились с технологией, изучили теоретический материал и готовы перейти к практике. Это четвертый этап. Если у вас много денег и мало времени, то вы можете записаться на курсы обучения к профессиональным витражным студиям. Если вы живете в отдаленном, небольшом городе это может быть проблематично. В ином случае все реально, вопрос только в цене. Поищите витражные мастерские в своем городе, пообщайтесь, возможно вы сможете договориться я сказал возможно, потому что далеко не все хотят пускать посторонних к себе и делиться своими наработками, даже за деньги. Кстати о деньгах. У нас, например, обучение пленочной технологии занимает 1 полноценный рабочий день и стоит 3500 рублей. Обучение технике тиффани занимает от 5 до 10 дней, в зависимости от навыков обучаемого, а также степень углубления в технологию. Это может быть начальный курс, а может быть углубленный с изготовлением 3Д моделей (абажуры, светильники, предметы интерьера). Начальный курс стоит 15000 рублей, цена на углубленный курс рассчитывается индивидуально, такие курсы мы проводили достаточно редко. Удобство такого метода в том, что на подобных курсах вам расскажут и покажут каждый шаг, в процессе изготовления витража, а также дополнят комментариями, поделятся наработанными приемами, расскажут о всех тонкостях и подводных камнях (поверьте их немало). Конечно, это все можно освоить и самому. Просто это займет больше времени, а цена ваших ошибок (время, испорченные материалы, нервы) может быть сопоставима с ценой курсов. Я ни в коем случае не ратую за необходимость обучения за деньги. Сам я учился методом проб и ошибок и пленочной технике и тиффани и фьюзингу и не считал правильным да и не имел возможности платить за это. Но то? что подходит одному человеку, может не подойти другому. Так что тут выбор целиком за вами. Если вы решитесь на обучение то рекомендую обратить внимание на следующие факторы при выборе места обучения:

Известность и репутация витражной мастерской, чем известные тем лучше,

Наличие качественного портфолио СВОИХ работ (работ именно разработанных и сделанных в данной студии, а не фотографий скачанных из интернет), если студия работает давно и имеет большое количество заказов у нее как правило большое и разнообразное портфолио (тут могут быть исключения, мы например за 7 лет работы отсняли в лучшем случае 10% своих работ, не сразу понимали как это важно),

Четкая программа обучения поможет понять чему именно и в какие сроки вы научитесь,

Уточните кто именно будет вас обучать, намного лучше если вас закрепят за конкретным мастером, который будет вашим куратором весь курс обучения, бывает когда ученика мастера "передают" друг другу как эстафетную палочку, что негативно сказывается на качестве обучения

Что вы получите после обучения - будет ли это готовый витраж (или несколько), диплом на фирменном бланке свидетельствующий о проведенном обучении, входит ли комплект инструментов и материалов в стоимость обучения или есть возможность приобрести его позже,

Когда и в каком размере необходимо оплачивать обучение. Если вас попросят заплатить 100% аванс еще до приезда и начала обучения - это может быть подозрительным.

Если же вы хотите дойти до всего сами, осуществить разведку боем - дерзайте. У вас все получится. Помните - в уже изучили книги, просмотрели видеоуроки, почитали статьи.

Цена! Для многих это единственный и определяющий фактор, особенно для новичков. И он безусловно важен. Выберите две-три основных позиции и сравните цены у разных поставщиков, это даст вам определенное понимание. За нашу компанию могу сказать, что мы не гонимся за сверхприбылью, мы хотим предложить нашим партнерам лучшие цены. И мы это делаем.Если на какие-то товары наша цена изначально не самая выгодная, мы будем искать любую возможность пересмотреть наше предложение и снизить ее для вас, но это пока это сюрприз, о нем вы узнаете чуть позже!

Ассортимент. Этот фактор едва ли не важнее чем первый, особенно если вы работаете в разных техниках. Согласитесь, очень удобно работать с одним поставщиком, который может удовлетворить все ваши потребности и поставить все необходимое. У нас вы можете купить все, что может понадобиться в вашей работе. Зачем собирать с миру по нитке? Наличие очень широкого ассортимента материалов для тиффани, фьюзинга, пленочного, полимерного витража это один из главных наших плюсов. Кроме того, мы слушаем наших клиентов и готовы подстраиваться под их потребности, работать над ассортиментом, добавляя новые востребованные позиции. А самое главное то, что основная часть товаров у нас в наличии на складе! Иногда бывает так, что чего-то все-таки нет, значит мы можем привезти товар под заказ в кратчайшие сроки. Однако, работа под заказ в последнее время происходит все реже и реже, наш большой склад - наша гордость.

Консультации по применению товаров. Это особенно оценят начинающие витражисты, но также найдут полезным и те кто уже проработал некоторое время. Поскольку мы занимаемся не только продажей, а также изготовлением витражей, мы можем оценить наши товары с практической точки зрения. Наши менеджеры регулярно бывают на производстве, с ними проводятся ознакомительные семинары, практические занятия, для получения максимального полного представления о продаваемых товарах. Конечно мы не можем знать все, наши клиенты часто делятся своим опытом, учат нас чему то новому, это позволяет нам быть в курсе витражных технологий и развиваться.

Географический фактор. Хорошо когда вы можете приехать и приобрести все необходимое в своем городе. Это великолепно, но!., похвастаться такой возможностью могут жители немногих крупных городов, где работают поставщики витражных материалов. А их не так много, в силу узкого рынка сбыта и необходимости больших материальных вложений в товары на складе (смотреть пункт ассортимент). Больше всех везет витражистам Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новосибирска. Остальным приходится либо ехать за товаром самостоятельно (что возможно далеко не всегда, да и весьма затратно) Либо необходимо заказывать материалы удаленно, осуществляя доставку транспортными компаниями. Это выбор большинства. Из этого следующий фактор:

Доставка. При удаленном заказе, по большому счету, не важно в каком городе находится поставщик, стоимость доставки будет отличаться но незначительно. Рекомендую обратить внимание на следующее - большинство поставщиков готовы продать вам товар, но не готовы помочь вам в организации его доставки. Их позиция - мы все собрали, присылайте транспортную компанию к нам, пускай забирают. Это неправильно, это негибко. Зачастую стоимость забора груза по городу стоит дороже, чем перевозки груза из города в в город. Мы готовы отвезти любой заказ до складов транспортных компаний "Байкал-сервис" и "Кит" в Ростове-на-Дону совершенно БЕСПЛАТНО. Почему именно эти компании? За 7 лет нашей работы они зарекомендовали себя с лучшей стороны в плане территориального охвата России и количества филиалов, сроков, качества доставки и тарифов на услуги. Кроме того, эти компании дают возможность застраховать хрупкие грузы при отправлении, чтобы в случае повреждения груза во время транспортировки вы получили потраченные деньги назад (повреждений товар при этом остается вам и вы возможно сможете его использовать хотя бы частично). Кстати - витражное стекло мы страхуем ЗА НАШ СЧЕТ.

Дополнительные услуги. Если по каким-то причинам вам не подходят транспортные компании "Байкал-Сервис" и "Кит", мы готовы сами сделать доставку до склада любого перевозчика в пределах Ростова-на-Дону за минимальную плату. Также для отправки стекла мы собираем специальные ящики, в которых транспортировка стекла максимально безопасна и повреждение может произойти только в случае если ящик со стеклом уронят (увы, такое время от времени происходит). Стоимость услуги по сборке ящика для стекла у нас минимальна, сравните наши цены на эту услугу с другими поставщиками - будете приятно удивлены.

Скидки. Это могут быть как единовременные скидки на большие заказы, либо постоянные скидки для лояльных клиентов. В настоящий момент мы работаем над комбинированной системой скидок, чтобы сотрудничество с нами было максимально выгодным.

Итак, на мой взгляд, по совокупности факторов в целом и по каждому в отдельности - мы лучшие поставщики витражных материалов. Я буду очень рад услышать ваше мнение на этот счет, жду их в личных сообщения, на электронную почту или в специальном разделе нашей группы.

Прекрасно - Вы на шестой ступени. Вы уже все читали, смотрели, видели. У вас есть все необходимые материалы и теоретическая подготовка. Пора начать творить. Возникает вопрос, а где собственно брать эскизы и как можно их обрабатывать. Может быть несколько вариантов. Если вы владеете навыками рисования, то вы без труда сможете изобразить для начала простенький витраж на куске плотной бумаги или картона в натуральный величину, это будет ваш шаблон. Также нужен эскиз - это уменьшенный макет витража раскрашенный в необходимую вам цветовую гамму, на который вы будете ориентироваться при выборе материалов. Более подробно о изготовлении шаблонов я расскажу в описании технологий, так как шаблоны для разных видов витража отличаются. Более подробно я хотел бы остановиться на эскизах. Итак, если у вас второй вариант и вы, как и я, совершенно не умеете рисовать, а витраж все таки сделать хотите, можно прибегнуть к помощи компьютера. Большинство работают с векторным редактором CorelDraw либо его бесплатным аналогом Inkscape. И по CorelDraw и по Inkscape в сети очень много уроков, поэтому подробно эти программы я не рассматриваю. В плане именно обработки эскизов витражей могу сказать что CorelDraw будет удобен в работе с прямолинейными и симметричными объектами, работа с кривыми конечно тоже возможна, но реализована несколько сложно. Второй вариант можно использовать программу GlassEye. Лицензия на GlassEeye версии Professional (в Sandart функционал крайне скудный) можно приобрести за 295$ на сайте разработчика www.dfly.com. На мой взгляд она своих денег не стоит, программа сыровата и требует доработки, а разработчики уже много лет ничего в ней не меняли и судя по всему не собираются. В сети можно найти программу для взлома как как GlassEye так и CorelDraw, тут вступает в дело нравственный аспект. Каждый сам для себя решает готов он использовать пиратские программы или нет. Плюсы GlassEye - это возможность заливки фрагментов эскиза витража цветами и фактурами витражных стекол разных производителей или пленками RegaLead (стекло не всегда при этом выглядит реалистично, цвет заливаемого стекла часто существенно отличается от реального и проще выбрать подходящий оттенок из цветовой палитры); удобство рисования кривых линий в несимметричных витражах; программа делает расчет количества необходимых материалов (для стекла или пленки задается процент брака); возможность использовать эскизы витражей с уже готовыми дизайнами эскизов на различные тематики; возможность экспорта эскизов в JPEG , DWG для отправки его клиенту или последующей доработки в CorelDraw. Из минусов: очень сложно работать с симметричными геометрическими объектами, может быть проблемы с заливкой фрагментов витража. Для себя мы решили, что геометрические витражи изначально делаем в CorelDraw, витражи с множеством кривых линий обрабатываем в GlassEye.

Немаловажный момент - о технике рисунка, правилах построения композиции, цветоведении и прочих художественных аспектах витража ничего не могу вам сказать. Сам я не художник и никогда им не был,этой стороной вопроса у нас в студии занимаются профессионалы с разным опытом и образованием. Могу сказать что в нашем регионе этой специальности обучают в Новочеркасском ЮРГТУ, у нас периодически бывают студенты данного ВУЗа на практике. Так что если вы творческая натура и чувствуете в себе таланты к рисунку и живописи - развивайте их, если нет - наймите художника или воспользуйтесь следующим советом.

Хороший способ сделать эскиз не имея особых практических навыков, это обрисовать на компьютере фото или картинку, которую вы хотите воплотить в витраже. А затем разбить ее на фрагменты прорисовывая основные линии разделяющие фрагменты картины с различными цветовыми пятнами и объектами.. Таки образом вы переводите исходное изображение в витражную технику. Очень удобно делать эскизы таким образом, когда нарисовать "с нуля" для вас слишком сложно. Подобное можно сделать и в CorelDraw и а GlassEye.

Пожалуй вобщем-то и все. Конечно осталось много вопросов остались раскрыты лишь частично, мы продолжим в наших следующих статьях
Темы новых статей:

Витражи как бизнес, сколько денег нужно на открытие витражной мастерской, какую продукцию можно производить, рентабельность бизнеса и возможные рынки сбыта;

Подробное описание каждой технологии, возможные нюансы при работе, подводные камни,

Предлагайте свои темы, мы постараемся ответить в меру своих возможностей.

Спасибо всем, кто прочитал до конца.

Постcкриптум. Полное или частичное копирование статьи приветствуется, только с указанием реквизитов нашей группы Вконтакте -

Программа GlassEye 2000 - это признанный лидер среди ПО для витражистов. GlassEye 2000, разработанная компанией Dragonfly Software, предназначена для проектирования эскизов витражей как профессиональными витражистами, так и мастерами-любителями. GlassEye 2000 позволяет увидеть реалистичное изображение будущего витража, которое можно легко и быстро редактировать. Программа позволяет спроектировать практически любой витраж, который только можно себе представить, при помощи целого ряда инструментов по созданию рисунков, их выравниванию, симметричному копированию, измерению, быстрому изменению формата всего проекта, нумерации и включению в шаблон описаний каждой части витража, по печати шаблона витража в натуральную величину на любом установленном у пользователя принтере. Имеется также возможность быстрого расчета требуемого количества расходных материалов.

К программе прилагается обучающий курс, который позволяет новым пользователям шаг за шагом освоить все возможности Glass Eye 2000. Стандартная поставка ПО включает в себя библиотеку более 2600 образцов витражного стекла наиболее популярных марок: Spectrum, Bullseye, Armstrong, Kokomo, Uroboros, Wissmach, Youghiogheny, Casimir и Gecko. Все образцы стекла для облегчения их поиска размещены в соответствии с их изготовителем, категорией и артикулом. Возможен выбор витражного стекла только из подобранной пользователем библиотеки изображений образцов, исходя из наличия стекла на складе. При проектировании реальный размер стекла на изображении проекта витража автоматически соотносится к его реальному размеру. Если пользователь имеет другого поставщика витражного стекла, то для него не составит особого труда создать дополнительную библиотеку новых изображений стекла.




Программа Glass Eye , имеющая расширение 2000R, дополнена библиотеками изображений фацетированных элементов и витражных пленок компании RegaLead (Великобритания). Библиотека фацетов включает в себя изображения более 600 стандартных фацетированных элементов и наборов RegaBevels. Библиотека витражных пленок - почти 250 изображений витражных пленок RegaFilms, используемых для имитации витражного стекла по технологии аппликационного витража.
Программа Glass Eye 2000 поставляется с библиотекой более 400 дизайнов витражей. Компания RegaLead в своем расширении к программе предлагает дополнительную библиотеку из более 250 дизайнов. Все поставляемые дизайны витражей с согласия авторов являются бесплатными и свободными для любого использования и изменения. Пользователь имеет возможность использовать предоставленные проекты витражей или создавать и сохранять собственные, импортировать изображения в другом формате с целью использования в качестве фона при проектировании, экспортирование проектов в другие графические форматы. Программа Glass Eye 2000 после установки на компьютер пользователя является полнофункциональной в течении 30 дней, в течении которых необходимо ввести в соответствующем меню программы пароль. Лицензионная версия предоставляет доступ ко всем расширениям и обновлениям программы Glass Eye 2000R Professional на сайте разработчика, а также к новым бесплатным дизайнам витражей.

Самой популярной программой для витражистов, несомненно является Glass Eye 2000 призводства Dragonfly Software (http://www.dfly.com/). Программа позволяет работать с библиотеками витражей и стекол, создавать, редактировать витражи, производить типовые операции с изображениями и учитывать при работе специфику материала.

У программы существует несколько версий, все они - коммерческие с ценами от 150 долларов за лицензию. На сайте производителя можно скачать бесплатную ознакомительную версию.

Кстати, если хотите сэкономить 5%, то перед покупкой программы на сайте, зарегистрируйтесь как агент и продайте программу сами себе. Правда, эти 5% Вы получите на PayPal аккаунт.

Рис. 1. Интерфейс программы Glass Eye 2000

Кроме уже упомянтуого Glass Eye 2000, существует еще программное обеспечение, которое специально предназначено для мастеров-витражистов. Компания Stained Glass Software (http://sgdesigns.com/) предлагает две коммерческие программы с ознакомительным периодом в 14 дней.

Pattern Wizard

Первая программа - Pattern Wizard позволяет работать с шаблонами витражей. Она имеет базовые инструменты работы с изображением и текстом, а также библиотеку стекол, что позволяет посмотреть на проектируемый витраж не только в различной цветовой гамме, но и с различной фактурой стекол.


Рис. 2. Интерфейс программы Pattern Wizard

Rapid Resizer

Вторая программа - Rapid Resizer - позволяет загрузить шаблон, раскрасить его и распечатать в необходимом Вам размере, включая деление изображения на несколько листов в тех случаях, когда размер рисунка витража больше размера бумаги в принтере.


Рис. 3. Интерфейс программы Rapid Resizer

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Федоровский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВИТРАЖ»

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

возраст 9-12 лет

срок реализации программы 2 года

Программу составила

педагог дополнительного образования

Гусева Надежда Андреевна

п. Федоровский

2016

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Программа разработана в соответствии с нормативной базой документов:

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12. 2012 года №273-Ф3.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09 2014г.№1726-р;

4. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006гю №06-1844).

5. Постановление от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность программы – художественная.

Стекло сегодня – неотъемлемая часть жизни современного человека. Оно повсюду: в частных интерьерах, в кафе, на улицах, в офисах… Что только не делают из стекла. Однако только двадцатый век принес стеклу такую популярность; хотя известен этот интереснейший по своим свойствам и удивительный материал еще со времен до Новой Эры.

Уже более 5,5 тысячи лет люди знают и используют стекло. Естественным образом произведённое стекло, в особенности вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё в каменном веке для обработки режущих инструментов. Археологические источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было произведено на сирийском побережье, в Месопотамии или в древнем Египте. История изготовления, обработка стекла, его декорирование и использования в жизни человека необычайно интересна.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются способами, придуманными человечеством на протяжении веков: выдуванием, литьем и

прессованием. Ремесло стеклоделов сегодня очень востребовано в дизайне,

различных его видах, классических и новых (промышленном,

архитектурном, эко - и футуродизайне, артдизайне), ведь возможности

стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти

безграничны, что способствует реализации самых разнообразных авторских

идей.

В настоящее время появилось много новых художественных

материалов, используемых для росписи и обработки стекла, имитирующих

такие техники работы со стеклом, как «витраж», «Тиффани», «фьюзинг»,

«мозаика» и многие другие. Это дает возможность использовать техники

росписи и декорирования стекла в работе с детьми. Занятия художественной

обработкой и декорированием стекла позволяют не только познакомить

учащихся с историей обработки этого необыкновенного материала, но и

почувствовать его красоту, погрузиться в атмосферу творчества, что

содействует формированию активной творческой личности, интегрированной

в современное общество и нацеленной на совершенствование этого

общества.

Ручная роспись по стеклу витражными красками традиционно

наносится на самые разнообразные стеклянные изделия: сувенирные

фигурки, подсвечники, все виды посуды – вазы, тарелки, чашки и бокалы.

Использование этого приема придает любому изделию неповторимый облик

и индивидуальность. Изделия с ручной росписью способны стать великолепным подарком и украшением любого интерьера.

Актуальность программы обусловлена отсутствием типовых

программ по данной области декоративно-прикладного искусства, а также востребованностью и доступностью этого направления творческой

деятельности со стороны социума.

Отличительные особенности программы

Программа «Витраж» имеет комплексный характер. С целью обеспечения нового качества

дополнительного образования в ней поставлены и реализованы две основные цели: образовательная и социально-педагогическая, реализуемые в рамках занятия. Программа не только дает знания в области ДПИ, но и учит детей самих находить нужные сведения, предоставляя для этого подготовленные методические пособия, книги, альбомы, папки с образцами, списки тематической литературы. Кроме освоения технологических особенностей росписи стекла, основ изобразительного искусства, особенно в области

композиции и цветоведения, обучающиеся получают опыт организации содержательного досуга. Виды росписей имеют свои технологические особенности, часто требуют длительной безостановочной работы для получения результата.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она

содействует развитию воображения и фантазии, пространственного

мышления, колористического восприятия и тем самым способствует

развитию творческого потенциала ребенка, его эмоциональной отзывчивости

на окружающий мир, содействует формированию художественно-

эстетического вкуса.

Адресат программы

Программа рассчитана на возраст обучающихся -9 – 12 лет.

Количество обучающихся в группе первого года обучения не менее 15 человек, второго года обучения – не менее 12 – 15 человек.

Объем программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы - 144.

Формы обучения и виды занятий

Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды занятий: теоретические и практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, демонстрации работ.

Срок освоения программы – 2 года.

Продолжительность образовательного процесса – 36 учебных недель: начало занятий – 1 сентября, завершение - 31 мая.

Режим занятий :

Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

1.2. Цели и задачи программы:

ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей по направлению витраж.

ЗАДАЧИ:

Обучающие

1. Дать представление о различных видах и способах художественной росписи стекла, а также об истории возникновения и развития этого вида декоративно-прикладного искусства;

2. Обучить практическим приемам и технологиям различных вариантов росписи стекла (путем выполнения учебных и творческих заданий);

3. Обучить терминологии и работе со специальной литературой;

4. Обучить основам декоративно-прикладной композиции и основам цветоведения, простейшим видам и приемам декоративного рисования (умение грамотно создавать эскизы);

5. Формировать представления о взаимосвязи декоративно – прикладного искусства и повседневной жизни; о целесообразности, полезности, практической применяемости готовых изделий в быту;

6. Научить создавать декоративно-художественные проекты предметной среды (элементы интерьера).

Развивающие

1. Развивать и тренировать фантазию, вкус, наблюдательность, художественно-образное восприятие, творческое мышление, зрительную память;

2. Развивать навыки стилистической грамотности изображения, умения выполнять работы по собственному композиционному замыслу на основе ранее изученного материала.

Воспитательные

1. Воспитывать умение работать в коллективе, вежливость и уважение,

доброжелательность в общении; доброжелательность в оценке своего и чужого труда;

2. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, культуру подачи работы, умение результативно выполнять и своевременно завершать авторский замысел, грамотно преодолевать возникающие в процессе работы трудности.

Профориентационные

1. Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

1.3. Содержание программы:

Итоговое занятие

Социальное проектирование

ИТОГО

23

125

ВСЕГО ЧАСОВ

148

Кол-во учебных часов в неделю

Кол-во учебных недель

ВСЕГО ЧАСОВ

148

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Роспись и декорирование объемных поверхностей

Контрольное задание, выставка, конкурс

Итоговое занятие

Контрольное задание, выставка, конкурс

Социальное проектирование

Участие в соцпроектах

Итого

Всего

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ 4 Ч.

Теоретические сведения (3 ч.) .

Практическая работа (1 ч.) .

2. ИСТОРИЯ РОСПИСИ СТЕКЛА И ВИТРАЖА 4 Ч.

.

Витражное искусство.

Практическая работа (2 ч.) .

3. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 26 Ч .

Теоретические сведения (2 ч.) .

Практическая работа (24 ч.) .

Основы декоративной композиции.

Зарисовки природных мотивов.

4. МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 6 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Практическая работа (4 ч.) .

Инструменты для росписи стекла. Подготовка стекла и красок. Создание картона. Перевод рисунка на стекло.

5. РОСПИСЬ И ДЕКОРИРОВАНИЕ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 38 Ч.

Теоретические сведения (4 ч.) .

Трафарет.

Изучение стилей витража. Классический стиль.

Абстракция

Готический стиль

Практическая работа (34 ч.) .

Изготовление несъемного витража «Улитка»

Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка».

Классический стиль. Выполнение работы на основе изученных образцов

Абстракция. Выполнение работы на основе изученных образцов

Готический стиль. Выполнение работы на основе изученных образцов

Панно «Зимняя сказка».

6. РОСПИСЬ И ДЕКОРИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 48 Ч.

Теоретические сведения (6 ч.)

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей.

Правила нанесения контура и заливки цветом.

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись

Способы нанесения ровных линий на бутылках

Коллаж. Выполнение работы в материале

Практическая работа (42 ч.) .

Способ крепления трафарета на стаканах и вазах.

Декорирование изделий по выбору.

Роспись вазы для цветов

7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 12 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Организация и оформление выставки.

Практическая работа (10 ч.) .

Работа с добавлением размытия и разводов

Работа с добавлением «обсыпания»

Создание объёмной фактуры с мозаикой и крупными декоративными элементами

Выставка работ

8. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ «Творцы счастья» 10 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Цели социального проектирования.

Выбор изделия для росписи.

Определение тематики.

Практическая работа (8 ч.) .

Определение тематики. Разработка эскиза

Перевод эскиза на стекло.

Выставка работ

1.4.Планируемые результаты:

К концу первого

знать:

  • технику безопасности при работе с материалами и инструментами;

    основные приемы работы с материалами и инструментами;

    декоративное решение формы

    о росписи по стеклу –видах витража;

    основные принципы работы при росписи плоских поверхностей

    основные принципы работы при росписи объемных поверхностей

    основы цветоведения;

    основы декоративной композиции;

    простейшие виды и приемы декоративного рисования.

уметь:

    умение грамотно создавать эскизы;

    выполнять декоративные композиции в технике «Свободная роспись»;

    использовать основные приемы работы при росписи плоских и объемных поверхностей;

    использовать основные приемы работы с материалами и инструментами.

К концу второго года обучения обучающийся будет

знать:

    основные приемы росписи стекла;

    понятия «декоративная форма», «декоративный», «стилизованный»

уметь:

    свободно владеть художественными материалами, способами рисования и приемами художественной росписи стекла

    выполнять декоративные композиции в технике «Витраж

    выполнять декоративные панно с применением росписи;

    пользоваться понятием декоративность, стилизация при работе над декоративной композицией;

    применять на практике полученные в ходе обучения знания и опыт, самостоятельно творчески воплощать задуманное (возникновение идеи – эскиз - воплощение в материале).

    Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы:

Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 15 человек. Для проветривания помещений предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета обеспечивается люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. Стены кабинета окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для проведения занятий по росписи стекла педагог имеет книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, образцы росписи стекла и др. материалы для показа их обучающимся.

Бумагу, карандаши, краски, разноплановые изделий из стекла, контуры и другие материалы для выполнения личных программных работ обучающиеся приобретают сами.

Материально-техническое оснащение: стекло (бутылки красивых форм, банки, рамки для фотографий, посуда и др.), краски по стеклу, контуры, художественные кисти, простые и цветные карандаши, краски для выполнения эскизных работ.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные педагогом и обучающимися;

б) Видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства.

Информационные ресурсы: сайты

Витраж Шартрского собора: https://www.youtube.com/watch?v=m6QcJ17RNzI.

Формы аттестации .

Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:

    открытые занятия;

    выполнение контрольных заданий;

    выставка, организованная на ранних стадиях обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

    участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района, округа и др.;

    участие в соцпроектах.

Программа предполагает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за год или за весь срок обучения

Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года - итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в районных и окружных конкурсах. Обучающиеся создают творческую работу как контрольное задание в подведении итога года, в которой используют новые освоенные приемы росписи и декорирования ткани. Обучающиеся сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на итоговую выставку, подробно анализируются достижения каждого участника объединения с пожеланием дальнейших успехов в творчестве.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы - изменения в поведении детей. Если обучающийся с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, создает яркие необычные изделия декоративно-прикладного искусства, выражает желание продемонстрировать их другим людям, то педагог близок к цели.

2.3. Оценочные материалы

Педагогическое наблюдение, опросы, педагогический анализ.

Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод экспертной оценки. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка по девяти параметрам, и данные заносятся в таблицу.

Диагностика сформированности практических умений и навыков

Организация рабочего места

Основы цветоведения

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

Владение разнообразными типами

Подбор красок в соответствии с замыслом рисунка

Умение создавать декоративную композицию в круге и др.

Умение стилизовать природную форму в декоративную, производить художественный отбор

Умение использовать условный цвет

Технические умения и навыки выполнения росписи по стеклу

Эскизы и готовые декоративные композиции росписи стекла оцениваются по следующим показателям:

    декоративность, красочность, орнаментальность;

    стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;

    плоскостность изображения;

    эмоциональное воздействие;

    цветовая гармония;

    равновесие композиции;

    условность, ассоциативность эмоционально – образного решения темы.

2.4. Методические материалы:

В работе по программе применяются следующие методы обучения :

    Репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на тренировку;

    Иллюстративный: объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

    Проблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

    Эвристический: проблему формируют сами обучающиеся, ими и предлагаются способы решения;

    Словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;

    Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить обучающегося перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д. Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром природы, разнообразием растительного и животного мира. С целью более широкого ознакомления детей с миром природы, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации, отражающие разнообразие видов животного и растительного мира, красоты природы – от узоров камней до цветущих садов.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изобразительной деятельности, дети стараются передавать в росписи по стеклу красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм. На занятиях используются дидактические материалы, совместная работа педагога и обучающихся.

2.5. Рабочая программа.

Рабочая программа

Объединение «Витраж

1 ГОД

занятия (учебной недели)

дата

Наименование раздела, темы

кол-во

часов

Примечание

Раздел 1. Введение (4 часа)

Цель и задачи дополнительного образования «Витраж» 1 года обучения. Режим и план занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Ознакомление с мастерской. Практическая организация рабочего места. Презентация-экскурс в технику

Раздел 2. История росписи стекла и витража (4 ч.)

История витражного искусства.

Ручная роспись по стеклу в мире.

Раздел 3. Основы декоративной композиции (26 ч.)

Основы декоративной композиции.

Стилизация натюрморта из двух кувшинов.

Стилизация групп стеклянных фужеров.

Зарисовки природных мотивов.

Зарисовки природных мотивов.

Зарисовки природных мотивов.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Творческая работа «Осенние листья».

Творческая работа «Осенние листья».

Творческая работа «Осенние листья».

Создание оригинальной композиции на свободную тему.

Создание оригинальной композиции на свободную тему.

4. Материалы, инструменты, подготовительные процессы (6 ч.)

Подготовка тканей и рабочего места художника.

Инструменты для росписи стекла. Подготовка стекла и красок. Создание картона.

Создание картона. Перевод рисунка на стекло.

Перевод рисунка на стекло.

5 . Роспись и декорирование плоских поверхностей (38 ч.)

Подготовка стекла и рабочего места.Правила изготовления съемного и несъемного витража. Трафарет.

Нанесение контура. Заливка цветом. Декорирование рам. Изготовление несъемного витража «Улитка»

Съемный витраж. Пластиковые трафареты и гладкие поверхности. Правила нанесения контура. Заливка цветом.

Способы снятия с основы. Способы крепления на различные основы. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка».

Изготовление съемных витражей «Львенок», «Китенок» и др.

Способы декорирования зеркал и зеркальных поверхностей.

Декорирование изделий по выбору

Изучение стилей витража. Классический стиль. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Абстракция. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Готический стиль. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Рамка для фотографии «Зимние фантазии»

Рамка для фотографии «Зимние фантазии»

Панно «Зимняя сказка».

6 . Роспись и декорирование объемных поверхностей (48 ч.)

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей. Способ крепления трафарета на стаканах и вазах.

Правила нанесения контура и заливки цветом. Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись.

Способы нанесения ровных линий на бутылках. Декорирование изделий по выбору.

Декорирование изделий

Коллаж. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Выполнение росписи в технике «Мороз».

Выполнение росписи в технике «Мороз»

Роспись подставки для карандашей по весенним мотивам

Роспись подставки для карандашей по весенним мотивам

Роспись вазы для цветов

Роспись вазы для цветов

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Декоративное панно по весенним мотивам

Декоративное панно по весенним мотивам

Декоративное панно по весенним мотивам

Творческая работа «Вальс цветов».

Творческая работа «Вальс цветов».

7 . Итоговое занятие (12ч.)

Работа с добавлением размытия и разводов

Работа с добавлением «обсыпания»

Создание объёмной фактуры с мозаикой и крупными декоративными элементами

Итоговая работа за год «Я создаю витраж»

Итоговая работа за год «Я создаю витраж»

Выставка работ

8 . Социальное проектирование «Творцы счастья» (10 ч.)

Выбор изделия для росписи. Определение тематики. Разработка эскиза

Перевод эскиза на стекло.

Изготовление изделия в материале

Выставка работ

Экскурсия в «Апрель». Вручение подарков воспитанникам

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Все о технике: иллюстрация/ пер. С. Д. Афанасьева; АРТ- РОДНИК, издание на русском языке, 2002;

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования/В.П. Голованов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

3. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.: Высшая школа., 1978. С. 257-270.

4. Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004;

5.Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”. 1949 г. № 8. С.80.

6.Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.

7.Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с.

8. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

9. Карл Сонхайм. Художественная мастерская: графика - СПб., Питер, 2015;

10. Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью/ Пер. с англ. С Кормашовой- М.: Издательство «Кристина- новый век», 2003;

11.Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш. и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию, Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев: УМКВО, 1989. – 115 с.

12.Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.

13. Дебора Форман. Художественная мастерская: живопись - СПб., Питер, 2015;

14.Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.

15.Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.

16.Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. - М., 1965.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ УЧАЩИМИСЯ

1. Агостон Т. Теория цвета и его применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.-С. 168-173.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008

3.Глазычев В. Уроки Шартра// Декоративное искусство СССР. 1981. № 4. -С. 12-13.

4.Гулоян Ю. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М.: Высшая школа., 1989.-С. 52.

5.Джейкобсон Р.А., Ваша первая мозаика [Текст]/ Р.А. Якобсен Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 223с.

6.Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.: Высшая школа., 1978. С. 257-270.

7.Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. - М., Искусство, 1973. - 144 с.; 173 илл. (Из истории мирового искусства)

8.Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”. 1949 г. № 8. С.80.

9.Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.

10.Новоселова О., Иванова Е., Художественное стекло и витраж/ сост.: О. Новоселова, Е. Иванова. – М.:Металлургиздат, 2005 – 29см. Вып.1. – 2005. - 55с.

11.Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с.

12.Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи., М. Искусство, 2001 -133 с

13.Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш. и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию, Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев: УМКВО, 1989. – 115 с.

14.Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.

15. Джоан Хансен. Цветы в акварели. – Москва: АСТ, Астрель, 2004

16. Художник. – Журнал Союза художников России

17.Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.

18.Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.

19. Эскиз.:Детский журнал об искусстве - Москва: Издательский дом «Веселые картинки»

20. Юный художник. – Москва: Акционерное общество «Молодая гвардия»

На протяжении многих лет и по сегодняшний день - самая "продвинутая" и мощная программа для проектирования витражей!

Впервые за долгое время предлагаю Вам не сломанную (и наполовину нерабочую версию), а "вечно-триальную" сборку со всем доступным функционалом.

Программа Glass Eye 2000 , разработанная компанией Dragonfly Software (США) предназначена для проектирования дизайнов витражей как профессиональными витражистами, так и любителями.
Программа позволяет продемонстрировать заказчику реалистичное изображение будущего витража, которое можно легко и быстро редактировать в его присутствии, в отличии от нарисованного карандашами или другими способами.

Glass Eye 2000 позволяет спроектировать практически любой витраж, который только можно себе представить, при помощи целого ряда инструментов по созданию рисунков, их выравниванию, симметричному копированию, измерению, быстрому изменению формата всего проекта, нумерации и включению в шаблон описаний каждой части витража, по печати шаблона витража в натуральную величину на любом установленном у пользователя принтере. Имеется также возможность быстрого расчета требуемого количества расходных материалов.

Стандартная поставка включает в себя библиотеку образцов витражного стекла наиболее популярных марок: Spectrum, Bullseye, Armstrong, Kokomo, Uroboros, Wissmach, Youghiogheny, Casimir и Gecko. Все образцы стекла для облегчения их поиска размещены в соответствии с их изготовителем, категорией и артикулом. Возможен выбор витражного стекла только из подобранной пользователем библиотеки изображений образцов, исходя из наличия стекла на складе. При проектировании реальный размер стекла на изображении проекта витража автоматически соотносится к его реальному размеру. Если пользователь имеет другого поставщика витражного стекла, то для него не составит особого труда создать дополнительную библиотеку новых изображений стекла.

Отличие от "крякнутых" вариантов, выложенных на других сайтах:

- "Вечный триал" на основе оригинального дистрибутива, который содержит весь потенциал версии Pro Plus с двумя исключениями:

1. Сокращенные варианты библиотек.
2. Некоторые функции, а именно: Lamp Wizard, AutoTrace Background и AutoTrace Text - функционируют, но их результаты не могут быть сохранены или распечатаны. Также выключены функции резки на плоттере и экспорт в dwg, которые доступны только в Enterprices Edition (ТОЛЬКО ЛИЦЕНЗИОННОЙ! КРЯК НЕ СПАСАЕТ!!!)

Несмотря на вышеперечисленные "минусы", на сегодняшний день данная сборка является НАИБОЛЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ. Работает МАКСИМУМ функций! Если кто-либо найдет на просторах сети более работоспособную версию - огромная просьба написать ссылку в комментариях. Уже много лет никому не удается ее найти, поэтому думаю, что многие будут Вам очень благодарны)))

Информация о портативной программе

Полное название: Glass Eye 2000 v. 3.1 Pro Plus (Portable by CheshireCat)
Разработчик: www.dfly.com
Тип портативной программы:
Платформа (ОС): Windows 2000/2003/XP/Vista/7(не тестировалась)
Разрядность: 32 bit
Язык интерфейса: Мультиязычный (Русский отсутствует)
Лекарство: "Вечный триал"

Скачать дополнения:
- библиотека RegaDesigns
- библиотека RegaBevels
- библиотека StainedGlassArtFilm
- библиотека OracalFilms