В структуру общего рынка грузоперевозок по России традиционно включены грузоперевозки по всем видам транспорта: железнодорожные, трубопровод, автомобильный, морской, внутренний водный и воздушный транспорт.

Для анализа общей ситуации на рынке грузоперевозок исследуются те же показатели общего объема перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемые в млн.тонн, а также показатели общего грузооборота, исчисляемые в млн. тонн-км

Следует обратить внимание, что данные, на основе которых были сформированы изучаемые структуры, были взяты из источников Росстата. Однако, определенно можно сказать, что эти данные искажены вследствие некорректного предоставления информации компаниями-участниками рынка с целью ухода от налогов. Поэтому следует использовать эту информацию для анализа динамической ситуации, на которую искажение данных влияет в меньшей степени и позволяет дать общую картину развития рынка.

По данным ФСГС структура грузооборота России выглядит следующим образом: 48% всего грузооборота осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, 45% с помощью железнодорожного и только 5% с помощью автомобильного.

Однако, рассчитывая объем рынка мы ориентируемся на объем перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемый в млн.тонн. Анализируя динамику развития отрасли в этих показателях, мы видим, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным. Это различие в структурном распределении по видам транспорта (по грузообороту автомобильный транспорт занимает 5%, а по объему грузоперевозок - 68,1%) происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки (млн. тонн-км), тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.

Динамика объемов грузоперевозок по видам транспорта выглядит следующим образом:

Перевозки грузов по виду транспорта (млн. тонн)

Структура российского рынка грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме:

Как уже упоминалось выше, мы действуем на рынке коммерческих перевозок грузов, поэтому, анализируя рынок коммерческих грузоперевозок, мы учитываем только грузоперевозки транспортом общего пользования. Также в структуру коммерческих перевозок грузов Росстат включает также промышленные железнодорожные перевозки, а в этот показатель включены грузы, перевезенные по подъездным путям промышленных и других организаций. Общий объем перевозок этого показателя определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования, поэтому при анализе мы исключаем перевозки железнодорожным промышленным транспортом, учитывая только железнодорожный транспорт общего пользования.

Данные по коммерческим перевозкам грузов в динамике представлены в следующей таблице:

Анализируя динамику коммерческих грузоперевозок при поставках из Европы можно отметить лидирующую роль двух видов грузоперевозок: автомобильные, доля которых занимает более половины всех коммерческих грузоперевозок, и железнодорожные. Также следует обратить внимание на снижение доли автоперевозок в последние 2 года на фоне возросшей доли железнодорожных перевозок.

Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. Основным фактором для роста российского рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.

Общий рост объема коммерческих перевозок груза увеличился в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. По показателям первой половины 2012 года также наблюдается стабилизация и прогнозируется рост коммерческих перевозок на 2,4%, в значительной степени за счет увеличения доли автомобильных коммерческих перевозок

Структура российского рынка коммерческих грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме (за вычетом промышленного железнодорожного транспорта)

На этой диаграмме ясно видно то, что отмечалось ранее - в коммерческих перевозках основные виды транспорта - автомобильный и железнодорожный, на которые приходится более 95% общего коммерческого грузооборота. Поэтому, анализируя в дальнейшем географический фактор рынка транспортных услуг, внимание акцентируется именно на этих видах грузоперевозок. Доля авиатранспорта в объеме коммерческих грузоперевозок очень незначительна (0,03%), поэтому в дальнейшем мы не акцентируем свое внимание на авиаперевозках.

Проблемы с которыми сталкивается заказчик, на рынке логистических услуг весьма разнообразны.
Сегодня китайская экономика бьет все рекорды по темпу роста и экспорту продукции. На данный момент там выпускаются все виды продукции – от продуктов питания, обуви и одежды до электроники и продукции машиностроения. Относительно невысокая стоимость этих товаров при их достаточно высоком качестве определяет к ним неизменный интерес во всем мире. Причем экономика этой страны идет по пути "сегментации" производства, исходя из их "класса", т. е. производители сознательно выстраивают линейку товаров от откровенно "Фэйковых" изделий массового спроса и самой низкой цены, до элитных хорошего качества и достаточно дорогих.

В российском сегменте импорта этой продукции отведено ведущее место. По сведениям таможенных терминалов Дальневосточного региона России, в процентном отношении большая часть всех импортных товаров приходится на китайские товары, причем год от года эта процентная составляющая растет. Чрезвычайно разнообразна и номенклатура товаров, поставляемых в РФ. Весомый вклад в общий объем импорта вносит легкая промышленность, на сегодняшний день это около 60% рынка. Текстиль, обувь, аксессуары, игрушки, мебель, копии известных брендов, товары для дома и т.д. Активно импортируются компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты и прочая техника, без которой современный человек просто не мыслит своего существования. Последние годы в России, благодаря качеству в сочетании с невысокой ценой, большой популярностью пользуются недорогие автомобили, катера и яхты. Китайские станки и спецтехника широко используются российскими производителями. Товары пищевой промышленности можно найти на полках любого продовольственного магазина. И это далеко не полный список товаров, импортируемых Китайской Народной Республикой.

Как показывает практика, многие российские кампании давно уже нашли себе постоянных деловых партнеров, а кто-то только разворачивает свой бизнес и налаживает процесс доставки продукции из КНР . Но всех их объединяют задачи не только по поиску необходимых товаров, но и по оптимизации перевозки и доставки этих товаров в Россию. Низкая цена является одним из важнейших преимуществ товаров, произведенных в этой части Азии, потому факторы стоимости и качества доставки грузов играют, здесь немаловажную роль. Ведь если расходы на доставку окажутся слишком большими, то это существенно поднимет рыночную стоимость товара, подорвет его конкурентоспособность. Да, и чрезмерно долгая перевозка товара, также может негативно отразиться на бизнесе.

Итак, оптимизация грузоперевозок товаров из Китая в России, а также выбор способа доставки, – важнейшая задача, для любого бизнеса. Экономико-географические особенности наших государств, существенные различия в уровне развития их инфраструктур определяют свои правила в сфере грузоперевозок. Присутствует ряд и других факторов, от которых зависит способ и время доставки закупаемого товара из Китая. Важнейшим из них является тип груза.

Здесь, заказчик попадает на рынок логистических услуг, где его могут подстерегать различные трудности. Давайте рассмотрим основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются на этом пути:
- Надежность компании перевозчика: это пожалуй, первая и самая трудная проблема! Выбирая логистическую фирму, обратите внимание есть ли у нее программы страхования грузов? Сколько лет она на рынке? Кто ее партнеры на китайской стороне? (Здесь, важным будет и наличие собственных складов консолидации на территории страны)
- Таможенное оформление: любой товар на границе проходит процедуру растаможки, и именно от опыта вашего менеджера-логиста будет зависеть время, потраченное на этом этапе доставки и величина тарифов, пошлин при декларировании. (Следует заметить, что на ряд товарных групп могут быть наложены ограничения например на упаковку, комплектность, и очень важно, чтобы ваш логист вас об этом предупредил до того как машина встанет на таможне).
- Возможные проблемы с поставщиком, или промежуточной компанией, которая доставляет ваш груз с фабрики до распределительного центра. (Тут, важно убедиться, что ваш менеджер владеет иностранными языками, это легко проверить заглянув в перечень услуг выбранной вами компании, есть ли там сервис- Торговое Агентирование. Сразу заказывать эту услуги, Вы возможно и не станете, но она является гарантией, что в случае непредвиденных осложнений перевозчик сможет вам помочь).

Статью подготовила: проф. Сербул М. Н.

Время от времени эксперты выдвигают весьма оптимистичные прогнозы о том, что вскоре экономика России вернется на докризисный уровень, покажет рост покупательская способность населения, а бизнес, в том числе и в сфере логистики, станет приносить ощутимую прибыль.

Да, по предварительным итогам, в I полугодии 2017 года грузооборот в сегменте подрос на 9%. Но этот показатель пока нельзя отнести к устойчивой тенденции, поскольку рынок еще не восстановился от перенесенных потерь. Как развивается рынок грузоперевозок в современных условиях, ждать ли изменения базовых тарифов, и какое влияние оказывает государство на развитие рынка?

Анализ рынка грузоперевозок

Роль транспортно-логистической отрасли в российской экономике довольно велика - это 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией и выше, чем у других развитых стран, таких как Германия и США. Душевые показатели добавленной стоимости данного сектора в России, а это $717 на человека, существенно выше, чем в других странах БРИК, но уступают показателям США и Германии. В то же время одним из драйверов роста объема грузоперевозок стало европейское направление, где экспорт вырос на 20,07%.

Согласно данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта с января по август 2017 года составил 153,6 млрд. км/тонн, что на 4,2% выше, чем было зафиксировано в аналогичном периоде прошлого года. Также отмечается положительная динамика грузооборота транспорта. Так перевозки грузов автотранспортом в августе текущего года составили 507,7 млн. тонн или 102,2% к августу 2016 года и 104,8% к июлю 2017 года.

Несмотря на то, что автомобильные отправления в общей структуре грузоперевозок по данным Росстата, уже занимают лидирующее место (более 65%), они имеют тенденцию к росту. Этому, прежде всего, способствует уменьшение среднего размера грузовых отправок, что позволило перевозчикам «перетянуть» клиентов у конкурирующих компаний, в том числе железнодорожных операторов. Кроме того, многие компании в последнее время стали более внимательно следить за расходами на логистику, поэтому чаще используют на средних и дальних направлениях магистральный автотранспорт.

Влияние государства на грузоперевозки

На развитие рынка автомобильных грузоперевозок оказывает влияние законотворческая деятельность государства. Речь в частности, о системе «Платон», которая была разработана с целью сбора дополнительного налога для строительства и поддержания автомобильной транспортной сети в рабочем состоянии. Под действие системы попадают автомобили, общая масса которых превышает 12 тонн.

«Платон» был запущен в конце 2015 года, что стало одним из факторов повышения тарифов на грузовые автотранспортные перевозки в 2016 году. Если до «Платона» среднемесячные минусовые показатели грузооборота автомобильным транспортом колебались в пределах 4,5%, то после введения системы, по данным Росстата, они стали расти еще стремительнее, достигнув в ноябре 7,6%.

При этом 1 июля текущего года стоимость проезда по федеральным дорогам должна была быть проиндексирована. Однако, одно из изменений в Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», переносит индексацию на 1 год.

Таким образом, уже следующим летом ожидается заметное повышение тарифов на грузоперевозки в системе «Платон», так что для малых и средних предпринимателей логистика вновь подорожает. Стоит отметить, что в 2018 году стоимость проезда будет проиндексирована с учетом всего периода, который начался 15 ноября 2015 года. Между тем эффективность подобной системы вызывает определенные сомнения, в том числе и у специалистов.

Согласно открытой информации, государство тратит на строительство и поддержание автодорог 1 трлн. рублей в год. Внедрение системы «Платон» предполагает получение в течение 12 месяцев 40 млрд. рублей. По оценкам экспертов, ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузным транспортом, составляет порядка 2,5 трлн. рублей в год. Приведенные цифры, совершенно не проясняют картину и многим до сих пор непонятно, как полученные в результате дополнительного сбора деньги помогут справиться с проблемой разбитых дорог.

Прогнозы экспертов

Растущая потребность в надежном и приемлемом по цене грузовом сервисе, во многом становится залогом успешной деятельности этого вида бизнеса в современных условиях. Аналитики отмечают, что сегодня важно не только точно в срок доставить груз, но и оказывать клиенту дополнительные услуги по страхованию и отслеживанию грузов, приемлемому разрешению спорных вопросов и так далее. В безусловном выигрыше окажутся те логистические организации, которые не пожалеют инвестиций в IT-инфраструктуру и оборудование, позволяющее, к примеру, применять оптимальные алгоритмы движения транспорта, ускорять обработку грузов на складе, анализировать грузопотоки и многое другое.

Опираясь на прогнозы роста грузоперевозок, эксперты ожидают в ближайшее время увеличения активности перевозчиков, которые в нынешних условиях становятся одними из немногих надежных заемщиков лизинговых компаний. Специалисты рынка коммерческих автомобилей много лет говорят о том, что в этом сегменте автопрома присутствует отложенный спрос, который в текущем году уже начал проявляться в виде роста продаж. По данным агентства «Автостат», с января текущего года продажи грузовых автомобилей выросли на 2,2% - до 46,4 тыс. машин. Ожидания роста мировых цен на нефть на фоне стабильного курса рубля и достижении низкой инфляции в стране позволят автотранспортникам надеяться, что эти инвестиции себя оправдают.

Принимая во внимание статистические данные, а также прогнозы экспертов, можно предположить, что 2017 год станет своеобразным «моментом истины» для многих транспортно-логистических компаний.

Определяющими факторами развития рынка станут высокие компетенции, умение подстраиваться под нестабильные, постоянно меняющиеся рыночные условия, а также разумное соотношение показателей цены и качества предоставляемых услуг. Принципиального перелома в ситуации эксперты ожидают не ранее 2018 года.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны


* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Сегмент услуг по транспортировке грузов (без трубопроводного транспорта) включает деятельность специализированных транспортных организаций и предпринимателей (физических лиц), работающих по найму. Росстат включает сюда коммерческие грузовые перевозки, осуществляемые автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом.

Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Основным макроэкономическим индикатором традиционно является ВВП страны, который отражает совокупно все процессы, происходящие в народном хозяйстве. Начиная с III квартала 2011 года ВВП России обнаруживает стабильную тенденцию снижения (Рис. 1). При этом, если до 2014 года происходило только сокращение темпов роста, то во второй половине 2014 и далее ВВП стал снижаться.

Рисунок 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)


Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

На фоне снижения темпов роста экономики в стране снижаются и объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Согласно данным Министерства транспорта РФ, объем грузоперевозок в 2014 году в стране составил 6 776,5 млн. тонн; снижение к 2013 году составило 3,5%. Объем только коммерческих грузоперевозок в 2014 году составил 2 978,6 млн. тонн, что на 3,3% ниже, чем в 2013 году.

В отрасли высока доля аутсорсинга, что связано, по мнению экспертов, с особенностями развития транспортного рынка в стране:

    в общем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, осуществляемые монополистом отрасли – ОАО «РЖД»

    морские, внутренние водные и воздушные грузоперевозки осуществляются специализированными транспортными компаниями

Исключением является отрасль автомобильных грузоперевозок. Многие производственные и торговые компании имеют собственный автомобильный транспорт, что приводит к высокой доле перевозки грузов нетранспортными организациями. По состоянию на 2014 год, более 70% грузоперевозок и около 51% грузооборота выполнялось собственным транспортом коммерческих организаций.

Рисунок 2. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта всех отраслей экономики РФ в 2008-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, МЭР РФ, РБК Исследования рынков), %


В 2014 году сократились объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Рост этого сегмента составил 3%. В структуре грузоперевозок возросла доля железнодорожного транспорта. При этом, доля автомобильного транспорта составляет около 55%. В структуре же грузооборота преобладает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 90,9%, в то время как на долю автомобильного – всего 4,8%.

Рисунок 3. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2013-2014 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 4. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2014-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 5. Структура коммерческих перевозок грузов по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 6. Структура коммерческого грузооборота по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Сегмент грузоперевозок является индикатором потребительской активности в стране. С первой половины 2015 года объем грузоперевозок стабильно снижается, что связано с падением платежеспособности населения и проседанием потребительского рынка.

По мнению экспертов, динамика рынка в ближайшее время будет определяться в значительной степени внешними факторами: снижение цен на сырьевые товары и рост потребительских цен, волатильность финансовых рынков, а также геополитические риски.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 7. Основные факторы риска транспортных услуг (по данным РБК Исследования рынков)

Вероятные последствия для РФ

Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки

Экономическая рецессия

    Отток капитала и снижение потребительской активности, падение объемов производства, уход с рынка малого и среднего бизнеса

    Замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса

    Высокий уровень инфляции

    Ослабление курса национальной валюты

    Неизбежно

    Снижение объемов внутренних и международных перевозок

    Сокращение возможностей финансовой поддержки со стороны государства

    Снижение спроса на коммерческие грузоперевозки

    Уход с рынка игроков с высокой долей кредитных и лизинговых обязательств

Введение взаимных ограничительных мер (санкции)

    Уменьшение инвестиционных возможностей правительства и государственных корпораций

    Удорожание заемных средств

    Сокращение взаимной торговли с ЕС, снижение объемов импорта и экспорта

    Переориентация на новые рынки

    Ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности

    Неизбежно

    Сокращение объемов международных направлениях (европейские рынки) на 65-70%

    Повышение значимости морского транспорта и портов как транспортных узлов (импорт товаров из развивающихся стран)

    Увеличение грузопотока из КНР наземным транспортом

    Ухудшение финансового состояния транспортных и логистических компаний

Снижение объемов многие компании компенсируют путем повышения тарифов. Тем не менее, удорожание перевозок в большинстве случаев не компенсирует рост издержек.

Рисунок 7. Динамика российского рынка транспортных услуг, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % (по данным РБК Исследования рынков)


Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 8. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг (по данным РБК Исследования рынков)


К основным трендам развития рынка транспортно-экспедиторских услуг эксперты относят: продолжение снижения объемов коммерческих перевозок и грузооборота, падение стоимостных и физических показателей международных перевозок, обострение конкуренции.

Рисунок 9. Факторы риска, основные тренды и антикризисные меры на рынке грузовых автоперевозок (по данным РБК Исследования рынков)


Согласно данным Росстата, на 2015 год парк автомобильного транспорта коммерческих грузоперевозчиков составлял более 6 млн. единиц. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», парк автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн составлял порядка 3,73 млн. единиц. Активное обновление автопарка пришлось на 2011 – 2014 гг.

По оценке участников рынка, рентабельность коммерческих грузоперевозок автомобильным транспортом снизилась с 14-17% до 8-10%, экспедиторских компаний – с 6-7% до 1,5-4%.

Рисунок 10. Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (в денежном выражении), % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Наибольший рост объемов в последние годы приходится на сегмент сборных грузов. Участники рынка оценивают объем сегмента в диапазоне 60-90 млрд. руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем может достичь 80-100 млрд. руб. в зависимости от реализации пессимистичного или оптимистичного сценария.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 11. Динамика экспортного и импортного грузопотока России, 2008-2015 гг., % (по данным ФТС РФ, РБК Исследования рынков)


К числу факторов влияния, которые скажутся на развитии отрасли автомобильных грузоперевозок в ближайшее время можно отнести следующие:

    переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (производства нового технологического цикла)

    Формирование глобальных торговых блоков, снижение роди ВТО

    Снижение темпов роста китайской экономики и производства, переориентация производства на менее материалоемкие и высокотехнологичные производства, что приведет к снижению потока импорта в страну

    Низкие темпы роста и потребления в странах, зависящих от сырьевого экспорта

По мнению РБК Исследования рынков, в ближайшие годы спад на рынке автомобильных грузоперевозок прекратится. Так, например, по итогам 2016 года ожидается падение не более, чем на 2%. А в 2017 году ожидается положительная динамика спроса. Тем не менее, в периоде до 2018 года объем автомобильных грузоперевозок не достигнет уровня 2014 года.

Рисунок 12. Прогноз динамики коммерческого грузооборота транспорта всех отраслей экономики, 2012-2018 гг., млрд. т-км, % (по данным РБК Исследования рынков)


Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

519 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 23519 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.

В бизнесе говорят, что финансы – это кровеносная система всей компании. Проводя аналогию, можно утверждать, что транспортная логистика выполняет ту же функцию для всей экономики страны.

Ниже представлены семь трендов транспортной логистики, которые нельзя не отметить, анализируя период с середины 2014 года до начала 2016 года.

1. Падение уровня контейнеризации

К сожалению, российская экономика тормозит контейнеризацию. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. Контейнер – это основная единица мультимодальных перевозок (там, где задействовано, как правило, более 2 видов транспорта с использованием контейнеров TEU).

Прогноз по контейнерным перевозкам в мировом масштабе, 2015-2019 годы

Источник: Alphaliner

Рис.1 Прогноз по контейнерным перевозкам в мировом масштабе

Во всем мире доля контейнерных перевозок будет только расти по следующим причинам:

  1. Единый транспортный документ. Единый оператор. Взаимодействуя с оператором мультимодальной перевозки, владелец груза должен иметь только один документ. Об остальных взаимоотношениях с субподрядчиками позаботится непосредственно оператор.
  2. Кооперация и развитие всех участников (субподрядчиков). Электронный обмен данными. Чтобы цепочка из нескольких транспортных узлов работала без сбоев, все её участники должны иметь соответствующий уровень развития не только транспортной, но и информационной инфраструктуры.
  3. Гибкость по цене/времени . Это причина порождает два важных вывода: во-первых, пропадает зависимость от одного вида транспорта, и, во-вторых, логистические компании диверсифицируют свои клиентские базы.

2. Консолидация рынка

Ситуация сейчас не очень благосклонна для участников рынка, прежде всего, для логистических компаний. Тенденция идет одна примерно с третьего квартала 2014 года: «схлопывание» рынка. То есть после того, как экономические санкции вступили в силу, рынок начал падать. Если в конце 2014 года движение «вниз» прослеживалась слабо, то ко второму кварталу 2015 года рынок логистических услуг упал очень серьезно.

Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в 2010-2015 годах (млрд т-км, млн тонн)

Источник: Росстат

Рис.2 Динамика грузооборота и объем перевезенных грузов

Если раньше бизнес не хотел по каким-то причинам работать с мелкими и средними операторами логистического рынка напрямую (наиболее частые причины: неприемлемые условия по ценообразованию малых партий, условия по платежам, отсутствие индивидуального подхода), то в кризис стало очевидным преимущество по издержкам при работе без дополнительных звеньев цепочки, пусть и с потерей комфорта по ряду условий. Почти все маленькие компании, которые были ориентированы на импорт, ушли с рынка. Если говорить про европейский импорт, то ушли примерно 70% компаний, возивших 2-3 фуры продукции в месяц, потому что стало невыгодно возить из-за высокого курса валюты, а также из-за того, что 60% товаров попали под запрет.

3. Ожидание резкого роста экспорта товаров

После того, как произошел пресловутый поворот на восток, все надеялись, что рынок юго-восточной Азии заместит упавший европейский рынок. Однако пока этого не произошло. Просто часть компаний, которые раньше работали с Европой, стали закупать у тех же европейских производителей, но уже китайские товары. Эти компании работали с теми же самыми операторами и перевозчиками. Были надежды на то, что низкий курс рубля простимулирует российский экспорт, но проблема в том, что мы продаём не так уж много товаров за рубеж. Основу российского экспорта в январе-июне 2015 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68,1% (в январе-июне 2014 года – 75,3%), а по остальным технологичным товарам мы пока не очень конкурентоспособны. По данным ФТС Экспорт России в январе-июне 2015 года составил 183,0 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июнем 2014 года снизился на 28,8%. В то же время Импорт России в январе-июне 2015 года составил 87,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июнем 2014 года снизился на 39,5%.

4. Перераспределение транспортных потоков через страны таможенного союза

Транспортную логистику в принципе невозможно рассматривать отдельно от таможни. Серьезным испытанием для коммерсантов стал приказ ФТС № 280 от 16.02.2016, по которому таможенные органы корректируют таможенную стоимость ввозимых товаров до максимальных значений под различными предлогами. Когда данный приказ вступил в силу, были перераспределены транспортные потоки в сторону Белоруссии и Казахстана, потому что конкурировать по таможенной цене этих стран на данный момент практически невозможно. Т.е. стоимость транспортной логистики везде примерно одинаковая, но за счёт экономии на таможенных платежах везти товары через страны Евразэс получается выгоднее. В итоге рынок таможенных услуг в России сужается, конкуренция резко возрастает. Логистические компании стараются сохранить хотя бы своих текущих клиентов. Развивать новых клиентов становится очень сложно.

5. Перевозка сборных грузов

В связи с кризисом сейчас не у каждой компании есть возможность и потребность собирать полный контейнер и везти его. Поэтому логистические компании, обычно владеющие собственными складами в юго-восточной Азии, начали предлагать своим клиентам услугу сборного груза. Суть услуги: клиент привозит к логисту на склад свой маленький груз, его оприходуют, а затем консолидируют в общую партию (контейнер) с грузами других клиентов. Если далее дробить всю оставшуюся транспортировку на отдельных клиентов, то получается приемлемая цена транспортных издержек для клиентов по типу доставки «от двери до двери».

6. Неразвитость 3PL и 4PL сервисов в России

В логистическом бизнесе приняты следующие обозначения контрагентов, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Цифры от одного до четырех обозначают, как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок.

  • 1PL уровень вовлеченности означает, что все операции забора и доставки груза выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое.
  • 2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д.
  • L – это door-to-door (англ «от двери до двери»). Логист берёт товар, например в Китае, со склада и привит его клиенту на склад.
  • L – это, когда компания-логист получает от клиента запрос на определённую услугу или товар, находит ему производителей, проверяет их. А клиент затем сам выбирает, с кем работать. Логист договорится с производителем и возьмёт на себя также всю финансовую сторону вопроса помимо управления 3PL подрядчиками.

Ситуация с аутсорсингом в логистике неоднозначна. Есть несколько тенденций: по одной – компании стремятся отдать в единые руки закупку, консолидацию, проверку, доставку и распределение по складам, т.е. перемещение запасов, т.е. чисто 4РL логистику, на которую сейчас переходит Европа, а Северная Америка давно перешла. Эта тенденция идет в сторону экспорта.

Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг