Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Викторина «Наши друзья – птицы»
Викторина посвящена птицам. И это не случайно. С приходом весны все в природе оживает и пробуждается. Птицы предвестники весны. С их прилетом наступает тепло. И мы наслаждаемся их пением и ждем лета.
Разминка.
■ Птичий домик. (Гнездо.)
■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)
■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)
■ Руки птицы. (Крылья.)
■ Ноги утки. (Лапы.)
■ Лесной доктор. (Дятел.)
■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)
■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)
■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)
■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)
■ Лесная курица (Тетерев.)
■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)
■ Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
Вопрос 1 Умная птица
Вы хорошо знаете эту птицу. Большая, с крепким клювом, сильными лапами. Это одна из самых умных птиц. Она умеет на расстоянии различать людей. Например, мужчину, от которого она видела много зла, облетает стороной, а женщину может подпустить и вплотную. Она отличает человека с ружьем от человека с палкой и более доверчива к последнему. Постепенно она перестала бояться людей в городах, где, естественно, никто в нее не стреляет. Интересно то, что, раздобыв черствую корку хлеба, она летит с ней к ближайшей луже и размачивает ее.
Забудет ли человек рыбу в лодке, оставит ли на крыльце миску с кашей для собаки или ведро с кормом для скотины – эта птица успеет за несколько минут не только обнаружить забытое, но и поживиться за чужой счет. Как зовут эту умную птицу?
Ответ: Ворона
Вопрос 2 Где ты, там и она
Нет другой птицы, которая так неотступно следовала бы за людьми: где люди, там и она. Ушли, уехали люди, переселились на новые места, и почти тут же перебираются на новое местожительство и эти пронырливые птички.
Ответ: Воробей
Вопрос 3 Кто первый
«Чудо-птицы»
■ Кого называют царем птиц? (Орла.)
■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)
■ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)
■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)
■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)
Вопрос 4 Два глаза
Этих птиц не спутаешь с другими – уж больно они необычные. Рыхлое оперенье делает их большими, пухлыми. У них большие головы и совсем не видно шеи. И головы у них необычные – спереди плоские, будто у них, как у человека, есть лицо. И на этом «лице» расположены прямо смотрящие на вас большие круглые глаза. Другой раз встретишь эту птицу и запомнишь только ее голову и глаза, будто нет у нее ни крыльев, ни хвоста, ни лап.
Крылья у всех этих птиц закругленные и широкие, хвост короткий, что обеспечивает маневренный бесшумный полет.
Ответ: Совы
Вопрос 5 Ныряльщица
Эта птица – дитя быстрой воды. Не в пример другим воробьиным птицам, она чувствует себя на реке в родной стихии. Она может плавать, нырять, деловито бегать... по дну! Здесь же, на дне, она разыскивает корм – водных насекомых. Ее поведение не меняется и зимой: отыщет полынью, незамерзшую стремнину – и прямо с кромки льда прыгнет в воду, какое-то время пробудет там и как ни в чем не бывало пробкой выскочит наружу, держа в клюве ручейника. А в промежутках между погружениями исполнит удивительно чистую серебряную трельку.
Оляпка
Ласточка
Сойка
Трясогузка
Ответ: Оляпка
Вопрос 6 Оправдание
Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда?
Ответ: Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.
Вопрос 7 Спешат- не спешат
Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат?
Ответ: Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.
Вопрос 8 Самая маленькая
Самая маленькая из всех наших птичек. Тельце чуть больше наперстка, но теплая зимняя шуба спасает храбреца от самых лютых морозов. На голове – золотистая шапочка, окаймленная черной ленточкой-полоской. Да к тому же свою золотистую шапочку он умеет поднимать, как маленькую корону. За что и называют его маленьким лесным королем.
Зимородок
Королек
Колибри
Клест
Ответ: Королек
Вопрос 9 Имитатор
Эта птица – наиболее многочисленный представитель врановых в наших лесах. Когда птица от вас улетает, бросается в глаза ее белое надхвостье, резко контрастирующее с черными маховыми и рулевыми перьями.
Обладает фантастическими имитаторскими способностями. Ей подвластны не только все звуки живой природы, но и бесконечное разнообразие механических. Она может «стучать», будто ударяет клювом о дерево, «скрипеть», словно несмазанное колесо телеги. Птица в равной степени растительноядная, насекомоядная и плотоядная. В наших лесах это и основной расселитель дуба. Дело в том, что осенью у этих птиц проявляется стремление к запасанию корма. Набив пищевод желудями, они прячут их где-нибудь в лесной подстилке и возвращаются за новой порцией, которую складируют уже в другом месте. Используют ли они свои запасы потом, неизвестно. Часть из них растаскивают белки и мыши, но некоторые прорастают. Именно благодаря этим птицам и растут дубки среди березняка и ельника. Как называется эта птица?
Соловей
Ласточка
Сойка
Попугай
Ответ: Сойка
Вопрос 10 Торжественная птица
Этих птиц вы сразу отличите от всех других наших зимующих птиц. Во-первых, они относительно крупные – больше синицы, поползня, снегиря. Во-вторых, очень красивы. Поможет узнать ее кокетливый платочек на голове, с которым птица выглядит очень торжественно. Очень любят полакомиться эти птицы яблочками-дичками, ягодами можжевельника, рябины.
Ответ: Свиристель
Вопрос 11 Странная песня
Нигде в наших местах не услышишь другой такой странной песни. И песней-то ее не назовешь – настоящая птичья песня должна быть мелодичной, красивой, приятной на слух. Но их песню мелодичной назвать нельзя: большей частью это скрипящие и свистящие звуки. Птицы эти – великолепные подражатели: услышат они скрип двери и этот далеко не музыкальный звук могут вставить в свою песенку. Некоторые успешно подражают кваканью лягушек, лаю собак, кудахтанью кур. Они могут научиться и некоторым нашим словам.
Этих птиц, наряду с фазанами и цесарками, можно считать избавителями от нашествия колорадского жука. Они поедают этого вредителя в большом количестве.
Кукушка
Дятел
Скворец
Ворона
Ответ: Скворец
Вопрос12 С ледоходом
Всем знакома эта птица. Она прилетает весной, когда появляются первые проталины, и может встречаться в городах, поселках, на дорогах, по берегам рек. Окраска ее приметная, основной фон – светло-серый, с белыми и черными отметинами, спутать ее с другой птицей трудно. Особенно когда она не таясь семенит перед вами по дороге и как балансиром непрестанно раскачивает хвостом.
Ее прилет обычно совпадает с началом ледохода, с началом весны на воде. Не зря поэтому говорят, что «прилетела эта птичка лед ломать».
Ответ: Трясогузка
Вопрос13 Царь - птица
Эта птица – гордость наших лесов. Размеры ее внушительны – не меньше индюка. Особенно красива она вблизи: мощный, почти орлиный клюв; над карими глазами ярко-красные брови; пепельно-серая шея будто украшена тончайшим струйчатым узором; грудь и зоб отливают густой зеленью, спина коричневая; на почти черном брюхе в беспорядке разбросаны белые пестрины; черный вееро-подобный хвост. Одним словом – царь-­птица.
Сова
Глухарь
Тетерев
Филин
Ответ: Глухарь

Фатима Боджокова
Игра-викторина «Птицы - наши друзья»

Игра – викторина «Птицы – наши друзья »

Цель мероприятия : углубить и обобщить знания о птицах ; активизировать познавательный интерес детей к природе.

Вступительное слово воспитателя :

Ребята, каждый год, во время весенних каникул, мы отмечаем День птиц . В России его стали отмечать в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40 – е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, звонкие, веселые песни, яркое оперение оживляют природу, украшают нашу жизнь, вселяют в нас бодрость и радость. А на сегодняшней игре – викторине, мы с вами проверим, что мы знаем про эти чудные создания. Для определения победителя викторины, я буду выдавать жетончики за каждый правильный ответ. У кого их окажется больше, тот и будет победителем.

Итак, 1 тур «Угадай птицу »

Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)

Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)

У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

Какая птица умеет дразнится ? (Попугай.)

У какой птицы нет гнезда , а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

Каких птиц – санитаров вы знаете? (Вороны, сороки, галки, коршуны – питаются на свалках и помойках, способствуя оздоровлению местности.)

Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)

Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

У какой птицы гнездо с половину грецкого ореха? (У крошечного колибри.)

Пение какой птицы напоминает звук флейты? (Певчего дрозда.)

2 тур «Узнай по повадкам»

Очень подвижная и шумная птица , выдает себя характерным голосом (стрекотанием) . Часто ворует пищу у домашних животных. (Сорока.)

Эти птицы охотно поселяются вблизи человеческих жилищ. Одна из самых популярных птиц у охотников . (Кряква.)

Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)

- Птица , важно шествующая за трактором по свежевспаханному полю, где много червей и другой мелкой живности. (Аист.)

- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)

Эта птица складывает за щеку запасы пищи : кашу из зерен и насекомых. Таким образом ему приходится реже вылетать из гнезда на поиски пищи. (Снегирь.)

Эта птица вьет самое большое гнездо из сучьев. (Американский белоголовый орел. Его гнездо может выдержать даже человека.)

3 тур «Загадки»

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Кто там прыгает, шуршит,

«Клее – кле – кле» кричит со свистом? (Клест.)

Окраска сероватая,

Походка вороватая.

Известная персона,

Кто она? (Ворона.)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица . (Воробей.)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землей и над водой

Насекомых… (Козодой.)

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (Зарянка.)

4 тур «Дополни приметы»

Бьющаяся в окно птица – (к доброму известию и к добрым гостям.)

Услышал кукушку – (тряси мелкие деньги к богатству.)

Ласточки летят низко – (будет дождь.)

Аист свивший гнездо на вашей крыше – (к семейному благополучию и счастью.)

Где-то неподалеку от дома кричит сова – (к прибавлению в семействе.)

Над головой невысоко пролетел орел – (к благополучию в делах.)

В дом залетел голубь – (к скорой свадьбе.)

Если человек увидел иволгу – (быть его жизни благополучной и богатой.)

Увидеть сороку на рыбалке – (к хорошему улову.)

Сорока прыгает на крыше, где болеет человек, - (к его излечению.)

5 тур «Сказочные персонажи»

Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)

Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка.)

Волшебная птица с золотым оперением ? (Жар-птица .) Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна- лебедь.)

- Птица , которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)

Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок.)

Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки.)

В кого превратился «гадкий утенок» ? (В прекрасного лебедя.)

Про кого сказка «Серая шейка» ? (Про утку.)

Воспитатель : наша игра -викторина подошла к концу. Спасибо всем за участие. А пока подсчитываются жетончики, просмотрите слайды с птицами .

  • Экология
  • Дошкольное образование
  • 18.02.2018

Цели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы. Ход викторины: Воспитатель (включает фонограмму с голосами птиц) . Дети, как вы думаете, голоса каких птиц слышны в лесу? Дети. Соловья, скворца, кукушки. Воспитатель. Как звучало их пение? Какие звуки еще были слышны в лесу? О чем можно сделать вывод? Дети. Пение птиц заливистое, веселое, радостное. В лесу раздавалось много других звуков: стук, шелест. Сколько много звуков в лесу бывает весной, когда прилетают птицы из теплых краев, начинают вить гнезда, устраивать места для вывода птенцов. Воспитатель. Ребята, почему одних птиц называют перелетными, а других- зимующими? Дети. Есть птицы. Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие, а те птицы, которые могут жить только в теплое время года, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными. Фотоохотник. (стучит в дверь, входит с ружьем). Здравствуйте дети! Я правильно пришел по объявлению, где ребята считают себя друзьями птиц? Дети. Но кто вы? Почему у вас ружье? Фотоохотник. Это ружье необычное, из него не стреляют, а ведут наблюдения за птицами, животными и растительным миром на близком расстоянии и можно сфотографировать любой интересный момент из их жизни. Чтобы получить интересный фотоснимок, необходимо долгое время, как охотнику, быть наблюдательным, осторожным, много исходить лесных тропинок, выследить, выждать. Дети как вы думаете, какая у меня профессия? Как называют? Дети. Вы работаете в лесу, как охотник, но с фоторужьем, значит ваша профессия называется фотоохотник. Фотоохотник. Ребята, подумайте и ответьте мне, для чего нужна эта профессия. Дети (рассуждают). Фотоохотник выискивает интересные моменты из жизни растений и животных, а это необходимо людям знать. Чтобы научиться их любить. Защищать, беречь красоту окружающего нас мира, потому что люди не будут знать жизнь природы, то они ее могут погубить. Фотоохотник (вынимает конверт). Ребята я специально для вас подготовил вопросы и положил их в отдельный конверты, эти вопросы о жизни птиц, они помогут вам больше о них узнать и еще много откроют для вас интересного. - Я разложу эти конверты по кругу, вращением диска стрелка покажет на один из конвертов, на тот вопрос вы будете отвечать. За ответ будите получать значок, а в конце игры подсчитаем количество заработанных значков и определим, кто же из вас знает больше о птицах. Игра: 1-й вопрос: Где и из чего вьет гнездо ласточка? (Под крышей дома из глины, смоченной слюной) . 2-й вопрос: Почему ласточек нельзя держать в неволе? (Она может погибнуть, так как добывает пищу на лету) . 3-й вопрос: Назовите, каких птиц вы знаете и какую пользу они приносят? (Скворцы – уничтожают майских жуков, слизней; грачи – спасают деревья от гусениц; воробьи- уничтожают насекомых, вредителей парка и леса) . 4-й вопрос: Назови приметы связанные с птицами. (Ласточка летает низко – перед дождем. Ласточка прилетели - скоро грянет гром. Увидел грача – весну встречай) . 5-й вопрос: Какие вы знаете стихи о птицах? («Покормите птиц зимой… », «Грачи», «Ласточка».) 6-й вопрос: Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, помогаем в беде, вывешиваем кормушки, скворечники) . 7-й вопрос: Кто объяснит значение слова «пернатые»? (Тело птиц покрыто пером, отсюда появилось слово, обозначающее птиц – пернатые) . Игровая пауза: «Узнай, что за птица? » Фотоохотник. Дети, я расскажу, как мне однажды удалось рассмотреть одну из птиц. - Я пошел побродить в березовую рощу. Солнце пробивается своими лучами сквозь верхушки берез. И вдруг я услышал знакомый лесной голосок: ку- ку, ку – ку… Я много раз слышал ее голос, а вот видеть близко не приходилось. Я стал подходить ближе, а она от меня улетает в другое место. Я подумал – играет со мной в прятки. Ну, думаю, ты сейчас будешь меня искать. Я влез в куст орешника, тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолчала. И я молчу: вдруг вижу: летит, как ястребок, птица к соседнему дереву, села на сучок и ку- ку, ку- ку. Тогда я взял ружье и стал за ней наблюдать, а потом как кукукну ей из кустов. С перепугу она чуть с дерева не свалилась, шмыг и улетела. Вот так мы с ней и поговорили. Поощрения детей в виде благодарности, похвалы. Фотоохотник. На прощание я хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые мне пришлось наблюдать. Раздает фото детям, прощается до следующей встречи.