Словесные и живописные портреты из записок охотника. Портреты крестьян в русской живописи. Другие сочинения по этому произведению
Простой мужик — на парадном портрете. Художники дали возможность спустя века увидеть представителей мужского рода России такими, какими они были по своей сути.
Иван Крамской. Портрет крестьянина. 1868
Несмотря на то, что Крамской был портретистом интеллигентного слоя русского общества и рисовал самых популярных и уважаемых на тот момент деятелей вплоть до императора, в свою галерею «лучших людей» он включил и этого крестьянина. Художник, разглядев в нем самобытность и силу личности, исполнил его портрет с торжественностью, свойственной парадным портретам «великих людей». Его «Крестьянин» — это своего рода исследовательская практика: желание понять — из каких первоэлементов складывается национальный характер, национальная психология.
Николай Ярошенко. Крестьянин. 1879
Ярошенко - военный по образованию и по службе, горячо любил искусство, особенно пафосно-трагическую его сторону. Вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся с жанровыми картинами. В крестьянских лицах он всегда мог найти то, что искал для вдохновения — чистую эмоцию, реалистичность, строгость, глубину и историю простого человека. На картинах его герои попадают в самые жесткие жизненные ситуации — от тюрьмы до похорон, — и понятно становится, что только сильный и смиренный крестьянин может пережить то, что хочет показать Ярошенко.
Виктор Васнецов. «Портрет крестьянина И. Петрова». 1883
Изображенный здесь крестьянин Иван Петров Владимирской губернии послужил прообразом Ильи Муромца, героя легендарной картины Богатыри. Васнецов сделал этот этюд в 1883 году, а самих богатырей закончил в 1898 году.
Илья Репин. Голова крестьянина. 1882
Репин немало прожил в деревне и хорошо представлял и деревенскую жизнь, и деревенские нравы. Поэтому на этюде, в котором он работал над головой сельского старосты, художник изобразил человека открытого, с крутым нравом, непримиримого и жесткого. У него строгий пронзительный взгляд из-под насупленных бровей, приподнятая вверх голова, узкие поджатые губы, прячущиеся под пышными усами. Это еще нестарый человек - об этом говорят его каштановые пышные волосы без седины, подбородок выбрит. Лицо с грубой кожей сурово, оно заострено и покрыто морщинами, как у тех, кто работает в поле.
Филипп Малявин. Портрет бородатого мужчины в тулупе
Даже изображая крестьян, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой красочных пятен. Он добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности.
Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина И.Д. Голубева. 1914
Тургенев в «Записках охотника» показал крестьян в одном ряду с помещиками. Оказалось, что крестьяне, как люди, часто бывают лучше помещиков, что они бывают умны, сметливы, иногда наделены поэтической душой.
Обратимся к рассказу «Хорь и Калиныч». Один из героев, хорь, хозяйственный, всё у него добротно, и дом, и семья у него большая.
Он себе на уме, обмануть его невозможно. Хорь давно уже мог бы купить себе вольную, но он не хочет этого делать, ему и так хорошо.
Калиныч - другая натура. Он и выглядит иначе. Хорь коренаст и плотен. Калиньгч высок и худощав. Он прекрасно знает лес, без него помещик не ходит на охоту. Калиныч умеет лечить народными средствами, а из леса приносит различные травы.
Хорь и Калиныч притягиваются как две противоположности. В тексте есть такая деталь: Калиныч приносит из леса своему другу пучок земляники.
Тургенев со вниманием и даже с любовью относится к своим героям. До него никто так крестьян не изображал.
В рассказе «Бежин луг» показаны крестьянские дети. Тургенев описывает пятерых мальчиков, которые ночевали у костра, пасли лошадей. Из всех детей он сразу выделяет Павла. Это явный лидер среди детей, хотя среди ребят есть и дети из небедных семей.
Павел рассудителен, смел (поскакал один во тьму, когда возникла опасность, не задумываясь о том, что там могут быть волки). Дети рассказывают друг другу былички, от которых веет духом народной поэзии.
Крестьяне в записках охотника Тургенева
3 (60%) 2 votesНа этой странице искали:
- образы крестьян в записках охотника
- Крестьяне в записках охотника
- какими тургенев изображает крестьян в записках охотника
- словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам записки охотника
- словесный портрет крестьян из записок охотника
Дата публикации: 2016-09-13
Краткое описание: ...
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Рассказы И.С.Тургенева
«Записки охотника»
Защита индивидуального проекта»
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Г.Н.
2016 год
Урок
РАССКАЗЫ И. С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературных героев; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;
ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: индивидуальная (презентация книжной выставки), групповая (презентация и защита проектов, демонстрация электронной презентации).
Интернет-ресурсы:
1. Бем, Елизавета Меркурьевна. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бём,_Елизавета_Меркурьевна
2. Дехтерев, Борис Александрович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дехтерёв,_Борис_Александрович
3. Русская живопись. Русские художники. – Режим доступа: http://ruspainting.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2901.html
Оборудование : плакат с названием урока; портрет И. С. Тургенева, обложка книги «Записки охотника» И. С. Тургенева (40 50); книжная выставка «Он прежде всего был художником...»; стенды «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”», «Три портрета (по рассказу “Бирюк”)»; компьютер.
Основные понятия и термины: крепостное право, сострадание, национальный характер.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня у нас царит атмосфера тургеневского праздника. Об этом говорит и оформление кабинета, и свежие буклеты на столах, и ваше приподнятое настроение. Тема сегодняшнего урока: «Рассказы И. С. Тургенева “Записки охотника”. Защита проектов». Проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Прочитаны несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Самостоятельно изучен теоретический материал, проведены репетиции, консультации учителя. Коллективно двумя проектными группами разработаны и выпущены буклеты. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим темам: первая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», вторая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)». Также мы познакомимся с материалами электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской» (индивидуальный проект). Оценивать работу двух коллективных проектов будет наше уважаемое жюри в составе группы учителей и учащихся из параллельного класса. Критерии оценки разработаны и внесены в карту оценивания коллективного проекта. (См. Ресурсный материал.)
Разрешите сказать несколько напутственных слов участникам: выступайте грамотно, аргументированно, эмоционально, показывая глубину знаний, эрудицию, выразительность речи. Пожелание членам жюри: стремитесь внимательно выслушать каждое выступление, задать свои вопросы, всесторонне оценить работу проектной группы. Удачи!
II. Практическая деятельность.
1. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», выполненного в форме буклета.
И в дымке розовой летая,
Заходит в душу доброта,
Так мысли грубые стирает
Земли святая красота.
Т. Жадова
План
1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».
2. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».
3. Инсценирование отрывка из рассказа со слов «На заре Федя разбудил меня» до слов «...Я не ожидал таких нежностей от мужика».
Действующие лица : Хорь, Калиныч, Полутыкин, невестка Хоря, сыновья Хоря.
4. Устный рассказ «Словесное описание Хоря».
5. Устный рассказ «Словесное описание Калиныча».
6. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).
7. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.
8. Экспресс-опрос по рассказу «Хорь и Калиныч». (См. Ресурсный материал.)
Вопросы
1. Верста, как известно, старая мера длины. Чему равна верста? И далеко ли находится вотчина Полутыкина, до которой, по словам помещика, «верст сто»? (Верста равна 1,06 км. Следовательно, сто верст это 106 км.)
2. Кому принадлежат слова: «И хорошо, батюшка, делаешь: стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще»? (Это Хорь дает совет господину Полутыкину.)
3. Кто кому дает такую характеристику: «Этому шалопаю грамота далась, у него и пчелы отродясь не мерли»? (Так Хорь говорит о Калиныче.)
4. О ком идет речь: «Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Речь идет о калужском мелком помещике Полутыкине.)
5. Что удивило Полутыкина? «Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких нежностей от мужика». (Полутыкин удивился тому, что Калиныч своему другу Хорю принес из леса пучок полевой земляники.)
2. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)», выполненного в форме буклета.
В страданьях сгорбилась Россия.
Без умудренной головы
В душе народ находит силы
Для состраданья и любви.
Т. Жадова
План проведения презентации (примерный)
1. Инсценирование отрывка из рассказа «Бирюк» со слов «Я ехал на охоту...» (начало рассказа) до слов: «Извольте сидеть!».
Действующие лица : охотник, лесник (обязательно в костюмах).
2. Краткий пересказ рассказа «Бирюк», начатый сразу после инсценирования следующими словами: «Вот так, на первый взгляд, незатейливо начинается повествование рассказа».
3. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».
4. Словесный портрет героя на основе собственного рисунка: «Фома по прозвищу Бирюк», «Лесникова дочь», «Бедняк есть бедняк». (Используются материалы стенда «Три портрета».)
5. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.
6. Проведение викторины по рассказу «Бирюк». (См. Ресурсный материал к уроку.)
Вопросы для защиты проекта (примерные):
1. Каково ваше общее впечатление от рассказа?
2. Продолжите ряд определений, характеризующих Бирюка как главного героя: гостеприимный, спокойный, «человек подневольный»...
3. Почему окрестные мужики Бирюка «боялись, как огня»?
4. Что заставило крестьянина в такую непогоду (дождь, гром) рубить дерево у Кобыльего Верху?
5. Как объяснить, что сначала мужик называет лесника по имени-отчеству Фома Кузьмич, а затем обрушивается с ругательствами: «азиат», «кровопийца», «душегубец окаянный», «зверь»?
6. За что охотник назвал Бирюка «славным малым»?
7. В чем вы видите современное звучание этого рассказа?
3. Демонстрация электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова».
Слайд 1. Название презентации: «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской».
Слайд 2. Портрет Н. А. Некрасова.
Подобно муравью, трудолюбив мужик.
Ни грубости их рук, ни лицам загорелым
Я больше не дивлюсь: я видеть их привык
В работах полевых чуть не по суткам целым.
Н. А. Некрасов
Портрет Ю. В. Жадовской.
Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,
Любя свою страну, любя родной народ...
Ю. В. Жадовская
Слайд 3. Картина В. Серова «Мужичок с ноготок» (1896).
Однажды в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
Слайд 4. Картина В. Маковского «Игра в бабки» (1870).
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»
Слайд 5. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872).
Унеси ты, ветер,
Тучу градовую,
Сбереги нам, Боже,
Ниву трудовую!..
Ю. В. Жадовская «Нива»
Слайд 6. Картина В. Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).
Как тут таланту вырасти,
Как ум тут развернешь,
Когда в нужде и сырости
И в холоде живешь!
Н. А. Некрасов «Жизнь и приключения Тихона Тростникова»
Слайд 7. Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» (1820-е).
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
Н. А. Некрасов
Слайд 8. Картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883).
Нам домой скорей бы воротиться, –
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться
Встретит нас забота и нужда.
Н. А. Некрасов «Плач детей»
Слайд 9. Иллюстрация В. Серова «Матрена Тимофеевна» к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1951).
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 10. Картина А. А. Пластова «Жатва».
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»
Слайд 11. Картина И. Н. Крамского «Полесовщик» (1874).
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик трудясь, не думает,
Что силы надорвет.
Н. А. Некрасов
Слайд 12. Картина И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой» (портрет Мины Моисеева) (1883).
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
Н. А. Некрасов «Деревенские новости»
Слайд 13. Картина А. Степанова «Журавли летят» (1891).
Говорят – придет пора,
Будет легче человеку,
Много пользы и добра
Светит будущему веку.
Ю. В. Жадовская
4. Презентация книжной выставки «Он прежде всего был художником...».
5. Подведение итогов членами жюри. Вручение памятных призов.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита коллективных проектов состоялась и прошла довольно успешно. Интересный материал был предложен в электронной презентации. Живо и по-своему оригинально была представлена книжная выставка. Мне думается, что имя И. С. Тургенева (мастера портрета, мастера пейзажа, наконец, мастера художественного слова) стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас. В заключение хочу привести слова исследователя творчества И. С. Тургенева доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева, который справедливо утверждает: «“Записки охотника” – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере». Читайте книги И. С. Тургенева – великого русского писателя!
Домашнее задание.
1. Познакомиться со стихами Ф. И. Тютчева, вспомнить известные стихи автора.
2. Индивидуальное задание: подготовить книжную выставку, придумать к ней название.
3. Индивидуальное задание (готовят вместе 2 ученика): подготовить презентацию, посвященную жизни и творчеству Ф. И. Тютчева.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Карта оценивания коллективного проекта
(по 10-балльной системе)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Замечания, пожелания членов жюри
Председатель жюри _______________________
Члены жюри _____________________________
Экспресс-опрос по рассказу И. С. Тургенева
«Хорь и Калиныч»
1. Чем отличается орловский мужик от калужского? («Породой людей».)
2. Почему «для охотника в Калужской губернии лучше»? («В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет, в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».)
3. Что такое пенька? (Пенька – это грубое прядильное волокно из конопли.)
4. Сколько детей было у Хоря? (Шестеро.)
5. Где Хорь построил избу после пожара? (На болоте.)
6. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч? (На балалайке.)
7. Как называется любимая песня Хоря? («Доля ты моя, доля!»)
8. «Крепок ты на язык и человек себе на уме». О ком идет речь? (О Хоре.)
9. Чье это портретное описание: «Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»? (Калиныча.)
10. О ком идет речь? «Подсадить Астронома!» – воскликнул г-н Полутыкин. (О собаке г-на Полутыкина по кличке Астроном.)
11. Чья это портретная характеристика: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»? (Хоря.)
12. Кому принадлежат слова: «А что мне жениться? Мне и так хорошо. На что мне жена? Лаяться с ней, что ли?» (Феде.)
13. Солнечную или дождливую погоду предсказал Калиныч по следующим приметам: «Утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет»? (Предсказал, что будет дождь.)
Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. Как звали дочь лесника? (Улитой.)
2. Какую картину увидел охотник в избе лесника, отчего «сердце его заныло»? (Он увидел по середине комнаты люльку, которую качала 12-летняя дочь лесника.)
3. Чей это портрет? «Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глазки». (Бирюка.)
4. Кому принадлежат слова: «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»? (Так окрестные мужики говорили о Бирюке.)
5. Как называли в Орловской губернии овраг? (Овраг называли верхом. Например, говорили: «Встретил у Кобыльева Верху».)
6. О ком речь? «Другой голос закричал жалобно, по-заячьи». (Речь о воре-бедняке.)
7. У Бирюка было двое детей. Что ответил лесник на вопрос охотника о хозяйке? (Лесник ответил, что «с прохожим мещанином сбежала».)
8. Кому принадлежат слова: «Даром господский хлеб есть не приходится»? (Бирюку.)
9. Какое освещение было в избе лесника? (Лучина.)
10. О ком просит Бирюка бедняк: «Ее-то... один живот и есть... отпусти»? (Бедняк просит о лошаденке – единственной кормилице.)
ПРОЕКТ учащихся 6 класса МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А. Словесные и живописные портреты крестьян По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г. Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.
В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.
« Певцы »
- Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.
- Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
- Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.
- Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
- Аннибалова клятва» писателя была выполнена.