Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики .

Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег, во-вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в-третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг. Термин «коммерция» ближе к третьему понятию торговли - деятельности, связанной с осуществлением купли-продажи .

Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.

Выступать в роли субъектов коммерческой деятельности, то есть осуществлять ее, могут как торговые организации и предприятия, так и индивидуальные предприниматели. В качестве объектов такой деятельности следует рассматривать товары и услуги .

Осуществляя коммерческую деятельность, ее субъекты должны:

Строго соблюдать действующее законодательство;

Повышать культуру обслуживания покупателей;

Принимать эффективные коммерческие решения, позволяющие получить максимальную прибыль .

Соблюдение перечисленных принципов будет способствовать успешному выполнению задач, стоящих перед коммерческими службами, основными из которых являются:

Повышение уровня работы по изучению конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;

Своевременное принятие решений, соответствующих сложившейся на рынке ситуации;

Формирование взаимовыгодных отношений с партнерами;

Усиление роли договоров и укрепление договорной дисциплины;

Установление длительных хозяйственных связей с поставщиками;

Рост эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации отдельных операций .

Успех коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий во многом будет зависеть от уровня квалификации коммерческих работников; состояния материально-технической базы торговых предприятий, ассортимента реализуемых товаров и перечня оказываемых услуг, уровня конкуренции на рынке и других факторов .

Коммерческую деятельность можно условно разделить на несколько этапов. Такими этапами являются:

Изучение спроса и определение потребностей в товарах;

Выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;

Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;

Коммерческая деятельность по реализации услуг;

Формирование ассортимента и управление товарными запасами;

Оказание торговых услуг.

На каждом из перечисленных этапов выполняются определенные коммерческие операции. При этом следует иметь в виду, что содержание операций может отличаться в зависимости от того, на какой стадии процесса товародвижения они осуществляются .

Таким образом, характер и содержание выполняемых, операций при осуществлении коммерческой деятельности будут зависеть от избранной формы продвижения товара и той стадии процесса товародвижения, на которой этот товар находится.

Эффективная коммерческая работа возможна лишь при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений, как о самом товаре, так и о его производителях. Важно так же владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, и о покупательской способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию .

Субъекты коммерческой деятельности подразделяются на две группы: предприятия и организации, занятые предпринимательской деятельностью, и покупатели. Предприятие является основным звеном экономики, хозяйствующей структурной, субъектом коммерческой деятельности.

Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Законами Российской Федерации гарантируются:

* право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество; равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;

равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;

защита имущества предприятий от незаконного изъятия;

* свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;

* недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином -- индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Юридическое лицо -- организация (объединение граждан), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Признаки юридического лица:

* имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

* самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;

* самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда;

и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;

* организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Предприятие -- самостоятельно хозяйствующая организация с правом юридического лица, созданная в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:

* самостоятельно принимает решения;

* реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

* стремится к получению дохода и реализации других целей.

Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход (ПРИЫЛЬ) независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.

Предприятие -- это коммерческая организация (производственная организация), т.е. организация, нацеленная на получение прибыли.

Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.

Исследование предпринимательской деятельности предприятий предусматривает их классификацию по следующим признакам.

1. По отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности:

* производственные, * строительные,* торговые, * научно-производственные и др.

2. По форме собственности: * государственные * муниципальные * частные * смешанные.

3. По характеру правового режима собственности: * индивидуальные, * коллективные, * с общей долевой собственностью, * с общей совместной собственностью.

4. По мощности производственного потенциала (размеру предприятия): * малые * средние * крупные.

5. По преобладающему производственному фактору: * трудоемкие, * капиталоемкие, * материалоёмкие.

6. По принадлежности капитала и контролю над ним: * национальные, * иностранные, * смешанные.

7. В зависимости от пределов ответственности: * с полной ответственностью, * с ограниченной ответственностью.

8. По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности: * полное товарищество, * товарищество на вере, * общество с ограниченной ответственностью,* общество с дополнительной ответственностью * акционерное общество, * производственный кооператив, * унитарное предприятие,

9. По виду производимой продукции: * предприятия по производству товаров, * предприятия по оказанию услуг.

Классификация по виду и характеру деятельности. Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны -- промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д. (Заметим, что международными и российскими стандартами предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности при регистрации каждой хозяйственной единицы. Для этого в РФ используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса, общности используемого сырья, профессиональным составом кадров и пр. Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).

Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

Классификация по размерам предприятия. Размеры предприятий принято определять в первую очередь количеством (занятых) работников.

По количеству (занятых) работников различают:

малые -- до 50 занятых;

средние -- от 50 до 500 (иногда -- до 300);

крупные -- свыше 500, в том числе особо крупные -- свыше 1000 занятых.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками -- объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.

Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:

* увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса -- главного гаранта политической стабильности в

демократическом обществе;

* рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии

* различных социальных групп;

* селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

* создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

* трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

* ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

* мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. было определено понятие малого предприятия (МП).

Под субъектом малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Как видно из данной нормы, обязательным требованием к МП является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале МП. Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым -- установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте -- 100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере -- 60; в оптовой торговле -- 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек.

Распределение малых предприятий (табл. 1.1) по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами" (Россия в цифрах: Стат. сб. Госкомстата РФ. М.: Финансы и статистика, 1999).

На 1 января 1999 г. в России функционировало 868 008 МП. Если сравнить 1998 и 1997 гг., то их число несколько увеличилось.

Таблица 1.1. Распределение МП по отраслям

Отрасли экономики

в процентах к итогу

в процентах к итогу

в процентах к итогу

В том числе: промышленность

сельское хозяйство

строительство

транспорт

Торговля и общественное питание

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

Информационно-вычислительное обслуживание

Операции с недвижимым имуществом

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

Прочие виды деятельности сферы материального производства

Жилищно-коммунальное хозяйство

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Здравоохранение

Образование

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, Страхование, пенсионное обеспечение

Другие виды деятельности сферы нематериального производства

Вторая группа субъектов коммерческой деятельности представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций.

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потребитель», принятое в отечественной и зарубежной практике, а также показать специфику коммерческой деятельности при взаимодействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Законе РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ): «Потребитель -- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в зарубежной практике несколько иное. В МС ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» дано следующее определение термина: «Потребитель -- получатель продукции, предоставляемой поставщиком».

Таким образом, в отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в международной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производства новых видов продукции или услуг.

Служба сбыта предприятия взаимодействует непосредственно с потребителем. Их деятельность направлена на конечный результат -- реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого необходимо не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только достаточно полное знание товара дает возможность справиться с поставленными задачами.

Всякий отраслевой товарный рынок представляет собой процесс сбыта товаров, выражающийся во взаимодействии субъектов, выполняющих различные функции. В существующей экономической ситуации, какой бы рынок мы не рассматривали, вопросами сбыта товара занимаются, во-первых, сами его производители, а во-вторых - посреднические организации. При этом роль, количество, значение в продвижении товара посредников на различных товарных рынках различается, подобно тому, как различается и влияние на сбыт самих производителей товара.

Б. И. Пугинский отмечает, что если «по традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматривались торговые общества либо отдельные торговцы» 1 , то в настоящее время развитие товарного оборота потребовало пересмотра такого подхода. Несмотря па важность такой знаковой фигуры, как коммерсант, сужение субъектов торговой деятельности рамками одной этой фигуры было бы в корне неверно. Продолжая свою мысль, ученый пишет, что «по месту в процессе товародвижения коммерческие организации подразделяются па продавцов, торговых посредников, организаторов торговли и покупателей». При этом данные категории субъектов следует четко соотносить с определенным товарным рынком, так как на различных товарных рынках один и тот же субъект может выступать в роли покупателя (к примеру, при приобретении того или иного ресурса для производства товара), а на другом - продавца товара, в производстве которого использовался данный ресурс. Таким образом, субъекты коммерческой деятельности могут быть разделены, прежде всего, по функциональному признаку.

Коммерсанты. Коммерсант (торговец, посредник) осуществляет деятельность по приобретению чужих товаров в расчете па последующую перепродажу. Одновременно с этим коммерсант может оказывать различные сопутствующие услуги, к примеру, такие, как хранение, сортировка, упаковка и др. Таким образом, в одних случаях функции коммерсанта минимальны, и он, по сути, просто «сводит» продавца и покупателя това-

ров, в других он заключает договоры с покупателями от собственного имени, но за счет продавца, либо действует полностью «самостоятельно», приобретая товар у производителя (или другого коммерсанта) на свое имя п за свой счет и с целью дальнейшей его реализации (перепродажи) от своего имени, за свой счет, на свой страх и риск. В любом случае не меняется его главное функциональное назначение - покупка товара и его продажа, т.е. посредническая деятельность в экономическом смысле этого слова.

Историческое наименование российских коммерсантов - торговцы, или купцы. Как писал Г. Ф. Шершеневич, «с экономической тоски зрения купец является посредником между производителем и потребителем. Его общественная роль заключается в распределении готовых продуктов между лицами, нуждающимися в них. В этом отношении купец противополагается сельскому хозяину, фабриканту, заводчику, ремесленнику с одной стороны, с другой - потребителю» 1 .

Коммерсанта в широком смысле слова нельзя воспринимать только как техническое передаточное звено между производством и потреблением. Коммерсант - это, прежде всего, исполнитель задач, присущих сфере товарного обращения. Общим смыслом деятельности коммерсанта является «совершенствование процесса товарного обмена, предполагающее своевременное и качественное обеспечение потребителей товарами, создание предпосылок для их экономического и рационального использования, сокращения издержек производства и обращения» . Коммерсанты способны повышать конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков доставки со складов, осуществления предпродажного и гарантийного сервиса. Создавая товарные запасы, посредники обеспечивают согласование ритма производства и потребления, страхуя изготовителей и потребителей от различных колебаний.

Среди коммерсантов (торговцев, посредников) следует отдельно выделить организации оптовой торговли. Данные организации, как и иные посредники, приобретают товары в целях их последующей перепродажи для предпринимательских и хозяйственных нужд. Однако роль их в обращении товаров никогда нс сводится к одной только перепродаже товара - она значительно шире. Оптовые организации призваны выполнять значимые функции но распределению товаров, организации процесса товародвижения . Речь идет о том, что организации оптовой торговли, помимо функций обычного посредника, часто принимают па себя также осуществление функций по содействию торговле. «Оптовые организации призваны разделять полученную массу товаров на ассортиментные группы, комплектовать наборы товаров от разных производителей, формировать партии товаров для отправки покупателям. Посредники совершают множество товарных операций по приему заказов покупателей, подбору и доставке им товаров, организации сервисного обслуживания» 1 .

Оптовики часто работают с большим количеством продавцов и покупателей, приобретают товары широкого ассортимента. Приобретая тот или иной товар, такой посредник не всегда имеет четкое представление о том, кому и когда он продаст данный товар. Фактически специфика деятельности организаций оптовой торговли заключается в том, что они работают «на свой страх и риск» в части того, что купленный товар может и не найти своего потребителя.

Производители. Полагаем, что в число субъектов торговой деятельности в настоящее время было бы правильно включать не только собственно коммерсантов - лиц, зарабатывающих на перепродаже товаров без изменения существа и внешнего вида таковых - по и производителей. Производителей и посредников объединяют такие цели осуществления ими торговой деятельности, как (а) организация бесперебойной системы эффективного продвижения товаров к гражданам-потребителям и (б) извлечение прибыли. Производители товаров - на каком бы товарном рынке они не работали - имеют собственные сбытовые подразделения, по которым реализуется, как минимум, некоторая часть производимого товара; встречаются и такие производители, которые обходятся исключительно своими собственными силами и ие привлекают посреднические структуры для организации сбыта своих товаров. По такая работа - одними только своими собственными силами - вряд ли может быть эффективна на всех товарных рынках. Отсюда - необходимость тесного взаимодействия производителей товаров с коммерсантами и посредниками в собственном смысле этого слова.

Торговые посредники. Взаимодействие производителей с коммерсантами может быть разноплановым - от обыкновенной безусловной продажи своих товаров коммерсантам, приобретающим их на собственное имя и никак не связанных с производителями, до перепродажи чисто номинального свойства коммерсантам, состоящим в отношениях аффилированности с производителями и даже входящим с ними в одну и ту же группу лиц. По существует большое количество отраслевых товарных рынков, в которых производители товара работают исключительно с посредниками в узком (собственном ) смысле этого слова - торговыми посредниками, сводящими производителей с потенциальными покупателями для целей продажи товаров, либо способствующими продвижению товаров от производителей через промежуточных покупателей (коммерсантов) к конечным потребителям. Подробнее о торговых посредниках в этом - специальном - смысле слова - см. следующий параграф настоящей главы.

В договорах производителей с независимыми коммерсантами и посредниками нередко встречаются многочисленные «ограничительные» усло-

вия, стесняющие одну или обе их стороны в вопросах дальнейшей продажи товаров, возможности совершения сделок с товарами других производителей, а также в свободе выбора территории, на которой может осуществлять свою деятельность коммерсант или посредник. Данные условия должны тщательно проверяться на предмет соответствия законодательству о конкуренции и не подпадать под запрещаемые «вертикальные» соглашения.

К числу покупателей как субъектов торговой деятельности относятся коммерсанты, приобретающие товар, для последующей продажи конечным потребителям. В их число входят организации не только оптовой, но и розничной торговли - коммерсанты, приобретающие товары на оптовом рынке, осуществляют перепродажу товаров гражданам для личного, семейного, домашнего использования, а также юридическим лицам для удовлетворения их повседневных хозяйственных нужд.

При заключении и исполнении торговых договоров интересы покупателей зачастую нелегко совместить с интересами продавцов товаров, будь то коммерсанты или производители. Покупатели заинтересованы в приобретении товаров, которые будут востребованы на розничном рынке последующими приобретателями, в том числе потребителями - товаров высокого качества и широкого ассортимента по ценам, которые были бы привлекательны для потребителей и позволяли бы покупателям-коммерсантам получить достойное вознаграждение за свою деятельность. Несмотря на видимую простоту данной цели, достигнуть ее не так-то просто, на пути покупателя товара стоит значительное количество преград. Первым из них является, как ни странно, интерес производителя, направленный на продажу возможно больших партий однотипных товаров по максимальным ценам.

Не все просто и при взаимодействии с посредниками. С одной стороны, для покупателей работа с посредниками повышает возможность удовлетворения своих запросов. Посредники обеспечивают доступность товаров для потребителей, разбросанных на значительном удалении, позволяют получать товары в необходимом количестве и нужного качества. Однако, с другой стороны, работа с посредниками имеет и отрицательные аспекты. Посредник далеко не всегда стремится выполнять свои функции по предоставлению товара широкого ассортимента, по проверке качества этого товара, по предоставлению помещений для надлежащего хранения товара. Часто целью посреднических структур является исключительно дополнительная накрутка на цену товара. Как пишет Б. И. Путинский, «в оптовой сфере популяризируется идеология..., что задача оптовика - быстрее продать купленную партию товара и подороже» 1 . Данная ситуация усугубляется, когда посредники находятся в отношениях аффилированности с производителями товара. В этом случае ожидать реальной помощи от взаимодействия с ними покупателям не приходится. Впрочем, задача государственной защиты рынка от недобросовестных посредников ни в коей мере не отменяет того факта, что уметь отстаивать свои интересы

при взаимодействии как с посредниками, так и непосредственное производителями товаров, должны уметь и сами покупатели.

Организаторы торговли (подробнее - см. § 3 и 4 настоящей главы). Основная характеристика и назначение организаторов торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, стимулируют развитие торгово-хозяйственных связей. Регулирование деятельности организаторов внутреннего торгового оборота осуществляется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Наиболее известная разновидность организованных торгов - торги биржевые ; наиболее распространенными формами организаторов торгов являются товарные биржи. К сожалению, так обстоит дело практически во всем мире, кроме...Российской Федерации: действующие в настоящее время на ее территории товарные биржи почти неспособны решать задачи, традиционно возлагаемые на биржевую торговлю, а именно - способствовать формированию справедливой цены на товар, обеспечению концентрации на бирже спроса и предложения. Цена товаров, сформировавшаяся в ходе организованных торгов на российских биржах, не является гарантией ни ее справедливого, ни даже просто рыночного характера. Дело в том, что объемы товаров, торгующихся на российских биржах, крайне незначительны; кроме того, в торгах участвует большое число лиц, аффилированных друг с другом, что в ряде случаев только создает видимость настоящих рыночных отношений.

Роль других организаторов внутренней торговли - таких как оптовые ярмарки, выставки и оптовые продовольственные рынки, - в настоящее время также не столь велика, как могла бы быть. Связано это, в числе прочего, и с отсутствием полноценного нормативно-правового регулирования их деятельности. В качестве позитивной тенденции следует отметить усиливающуюся в последнее время роль таких организаторов торгового оборота, как профессиональные саморегулируемые организации.

Лица, содействующие торговле. Наряду с собственно торговой деятельностью коммерческое право также регулирует отношения, обслуживающие торговлю. В особую группу субъектов коммерческой деятельности выделяют лиц, содействующих торговле, в том числе маркетинговые агентства, рекламные и информационные компании; транспортные и транспортно-экспедиционные организации; товарные склады; кредитные и страховые организации.

Маркетинговая деятельность заключается в исследовании спроса на товары и выявлении круга потребителей, заинтересованных в приобретении тех или иных товаров. «В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом... торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж» 1 . Осуществление данной деятельности силами самих продавцов явно недостаточно. В полном объеме это могут осуществить только специализированные маркетинговые агентства, выполняющие такую работу на основе заключаемых договоров.

Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств той информации о товаре либо о юридическом лице, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способствовать реализации товаров. В настоящее время создание рекламы превратилось в самостоятельную индустрию. Разнообразные договоры (в зависимости от вида производимой или используемой рекламы) заключаются как в целях создания отдельных рекламных продуктов, так и проведения целых рекламных кампаний.

Следующей важнейшей категорией участников торгового оборота - лиц, содействующих торговле, - являются организации, занимающиеся доставкой товаров от продавца к покупателю, т.е. перевозкой товаров (транспортные организации). Как отмечает Б. И. Путинский, «при налаживании перевозок коммерсантам приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы скорости доставки к получателю, снижение транспортных расходов, обеспечение сохранности товара. Исходя из этих обстоятельств, выбирается вид транспорта используемых перевозочных средств, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза» .

Деятельность собственно транспортных организаций (перевозчиков) не может быть эффективной без содействия в ее организации и осуществлении. Этим занимаются экспедиторы (транспортно-экспедиционные организации). Согласно Федеральному закону от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность состоит в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. То есть речь идет об услугах, связанных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Значительную роль в продвижении товаров играют услуги складских распределительных центров - организаций, оказывающих целый ряд услуг, и в первую очередь, конечно, услуг по хранению товаров. Согласно ст. 907 ГК РФ по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности храпение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.

«Регистрационные» требования для занятия торговой деятельностью. За рубежом распространен порядок, когда лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в специальном торговом реестре. На Западе торговые реестры находятся в ведении муниципальных или судебных органов. В них регистрируются сами участники торговой деятельности, касающиеся их факты, а иногда и совершаемые ими сделки. В России ст. 20 Закона о торговле также предусматривается создание и ведение торгового реестра. Однако включение в данный реестр не является обязательным требованием для занятия торговой деятельностью. На настоящий момент предусмотрен только уведомительный порядок включения в реестр. Что же касается обязательных регистрационных процедур, то в России действует общий для осуществления любой предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Коммерческая (торговая) деятельность, как и деятельность по организации торговле и содействию таковой, не составляет исключения.

Юридические лица приобретают коммерческую правоспособность с момента государственной регистрации. При этом коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В отличие от них, некоммерческие организации могут осуществлять приносящую им доход деятельность, если это предусмотрено их уставами и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Что касается граждан , то они вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Граждане вправе заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Отдельную проблему составляет вопрос о возможности или невозможности рассмотрения в качестве коммерсантов государственных структур. Как писал Г. Ф. Шершеневич, трудно согласиться с тем, что государство может быть признано купцом в отношении его промысловой деятельности. «Государство нельзя сравнивать с частными хозяйствами, оно имеет совершенно иные задачи и средства к их достижению, чем последние. Если оно берет на себя производство торгового промысла, то не следует забывать, что при этом оно имеет в виду общественное благо... государство имеет в виду интересы... содействия торговле, а не доходы от предприятия» 1 . Полагаем, что и в настоящее время данная позиция совершенно обоснована. Государственные образования действительно участвуют в торговом обороте через свои органы , обыкновенно - имеющие статус юридических лиц; кроме того, именно государство определяет правовые основы ком- Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 7.

  • Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 14.
  • Пугинский Б. И. Коммерческое право. 5-е изд. С. 259.
  • Там же. С. 292.
  • Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. С. 138-139.
  • Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

    В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права , как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки . По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности". Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности , которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе "Коммерсанты" книги первой "Торговое сословие" Германского торгового уложения.

    В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

    Систематизацию видов субъектов коммерческого права можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли: 1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность; 2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленный вид деятельности (например, предприятия - заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и др.); 3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием , ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования , выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

    Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества ; 4) хозяйственные общества ; 5) потребительские кооперативы ; 6) субъекты РФ ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

    Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров .

    В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности. По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 - "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 - "Поставка товаров". В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства , предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония). Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам .

    С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли". Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

    1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

    1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

    2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты , также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

    3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав . По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

    4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

    Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки , договор контрактации, договор мены . В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

    Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды , доверительного управления , займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

    2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

    Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

    4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

    5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями , договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

    Поэтому наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов коммерческого права по объекту коммерческой деятельности (объекту коммерческого правоотношения) . По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

    1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают "пассивными" участниками торгового оборота.

    2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

    3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

    4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

    Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

    Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих . Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права ; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

    Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным Правительством РФ . Согласно п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

    Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

    Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

    В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации , целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации , целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

    Юридическая категория "некоммерческая организация" является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права . Впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

    Дальнейшее формирование подынститута некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплены в ст. 50 части первой ГК РФ. В.В. Залесский указывал, что "деление на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами".

    Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ . Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

    Б.И. Пугинский отмечает, что "возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи .

    Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах".

    Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

    7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

    1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
    2. федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
    3. организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

    Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

    1. государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;
    2. государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;
    3. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;
    4. государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
    5. государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

    8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

    1. Федеральное медико-биологическое агентство;
    2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
    3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
    4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

    1. выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
    2. выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;
    3. соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;
    4. выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

    9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

    10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

    11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

    12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

    1. устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
    2. принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;
    3. определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    4. устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
    5. формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;
    6. определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    7. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    8. производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
    9. осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

    Субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

    Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:

    • · Производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;
    • · Представители производителей, поставщиков и торговые посредники;
    • · Потребители;
    • · Субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.

    Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

    Вторая группа субъектов коммерческого права - представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

    Третья группа субъектов коммерческого права - потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:

    • · Производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
    • · Непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);
    • · Граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

    В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

    Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

    В торговом обороте конкретного товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.

    Со времен административно-плановой экономики осталось стремление к сделкам долгосрочного характера, не требующим немедленного исполнения, что отражается в сохранении количества договоров по прямым связям производителей с потребителями.

    Общемировая тенденция связана со стремлением сокращения времени разрыва между заключением договоров и их исполнением. Отсюда и возрастание роли представителей и посредников, формирующих различные каналы продаж товара, а также расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств к осуществлению этих функций.

    K основным видам представительства в коммерческой деятельности относятся:

    • · Представительство, осуществляемое служащими коммерческой организаций;
    • · Коммерческое представительство, осуществляемое различного рода самостоятельными агентами, которые заключают сделки от имени представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.

    Представителями первого рода - служащими коммерческой организации - выступают физические лица, Действующие на основании трудового договора, в служебную функцию которых входит осуществление представительства коммерческой организации - руководитель, заместители руководителя, юрисконсульт, а также лица, которые непосредственно заключают сделку: розничные продавцы, кассиры и т.д.

    Названные не являются предпринимателями, так как они:

    • · Действуют не от своего имени, а от имени коммерческой организации, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
    • · Осуществляют деятельность не на свой риск и несут за виновные противоправные действия дисциплинарную, а не имущественную ответственность;
    • · Основной целью их деятельности не является получение прибыли, они получают вознаграждение за труд;
    • · Они не подлежат государственной регистрации в качестве предпринимателей.

    Тем не менее эти представители являются субъектами коммерческого права, участвуя в торговом обороте, обладая способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений.

    Кроме того, участвуя в торговой сделке с превышением своих должностных полномочий, они могут быть признаны самостоятельной стороной в сделке в случае последующего неодобрения ее представляемым лицом.

    Представителями второго числа являются лица (физические или юридические), не находящиеся в служебных отношениях; предпринимателем. Они сами могут быть и, как правило, являются предпринимателями, например, поверенный в договоре поручения (п. 3 ст. 972 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими торговых сделок. Особенность коммерческого предпринимательства состоит в том, что коммерческий представитель может представлять разные стороны в сделке одновременно, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

    • · Стороны выразили согласие на одновременное коммерческое представительство;
    • · Это согласие выражено в доверенностях или договорах представителя со сторонами и содержит конкретные полномочия.

    К коммерческим представителям относятся, как правило, торговые агенты - представители производителя в определенном регионе осуществляющие продажи продукции производителя, ведущие поиск потенциальных покупателей, переговоры, оформление передачи продукции.

    Особенность правового положения представителя по Российскому законодательству состоит в том, что не признаются представителями те лица, которые выступают хотя и в чужом интересе, но от своего имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК РФ, в частности, названы коммерческие посредники. коммерческое предприятие классификация представительство

    Посредники и посреднические организации осуществляют сделки по покупке и последующей продаже товаров от своего имени и за свой счет. В настоящее время в России удельный вес посредников в торговой сфере незначителен, в те время как в развитых странах он достигает 75 %.

    К коммерческим посредникам относятся:

    • · Дистрибьюторы посредники, которым предоставляются исключительные или преимущественные права на покупку и перепродажу определенных товаров или услуг в пределах оговоренной территории или рынка;
    • · Брокеры или брокерские фирмы - члены или участники товарной биржи, подготавливающие и осуществляющие по поручению клиентов сделки на бирже. Их преимущество - знание конъюнктуры рынка, возможностей закупок и сбыта;
    • · Дилеры - посредники, выступающие в торговом обороте от своего имени и за свой счет, являющиеся агентами крупных фирм и входящие в их дилерскую сеть;
    • · Оптовые торговцы - торговые посредники, владеющие инфраструктурой рынка (хранилища, транспорт, цехи предпродажной подготовки, информационные сети и т.д.), осуществляющие закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничным торговцам, а также лицам, закупающим товар для предпринимательских целей или для хозяйственного использования, за исключением домашнего, семейного и иного подобного потребления;
    • · Розничные торговцы - торговые посредники, осуществляющие продажу товаров поштучно или в небольших количествах для личного потребления (домашнего, семейного и иного).

    В целом деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе и коммерческая, регулируется гражданским законодательством, и была рассмотрена в курсах "Гражданское право" и "Предпринимательское право". Здесь можно выделить лишь некоторые особенности, связанные с торговой деятельностью.

    Коммерческая деятельность индивидуальных предпринимателей регулируется в том же порядке, что и организаций. Особенности правоспособности заключаются в следующем. По ГК РФ (ст. 23) индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью. В соответствии же с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также исходя из утвержденных Министерством финансов РФ формы и порядка выдачи свидетельства, граждане могут заниматься только той деятельностью, которая зафиксирована в свидетельстве о регистрации. Несмотря на то, что ГК РФ имеет более высокую юридическую силу в практике регулирования применяется специальная правоспособность индивидуальных предпринимателей.

    Еще одна особенность, связанная с торговой деятельностью граждан. В торговых сделках гражданин, не зарегистрированный индивидуальным предпринимателем, не вправе ссылаться на отсутствие такой регистрации и несет ответственность по обязательствам наравне с предпринимателями (более высокую).