Управление снабжением и запасами логистика. Управление снабжением и запасами. Учебная программа повышения квалификации «логистика закупок. управление запасами»
В результате изучения материала главы студент должен:
знать
- методы и модели управления запасами в логистике снабжения;
- методы планирования и прогнозирования потребности вТМЦ для промышленных и торговых компаний;
- технику планирования скорости обращения запасов;
уметь
- производить расчеты, связанные с оптимизацией размера заказа и параметров систем управления запасами в логистике снабжения;
- применять модель оптимального размера заказа в снабжении;
- использовать модифицированные варианты модели оптимального размера заказа;
владеть навыками
- нормирования запасов на предприятиях различных сфер бизнеса;
- работы с запасами грузов открытого хранения.
Планирование потребности в промышленных компаниях
Запасы в снабжении условно можно разделить на две основные группы:
- – сырье и материалы, предназначенные для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также необходимые для хозяйственных нужд промышленных предприятий;
- – готовая продукция, выпускаемая производственными предприятиями, приобретаемая организациями торговли для последующей перепродажи.
Существуют принципиальные отличия при решении задачи планирования потребности для промышленных и торговых компаний. Управление закупками МР для производственных нужд направлено на повышение качества закупаемого сырья, материалов, комплектующих и надежности доставки заказанных МР в соответствии с установленными производственным планом и сроками оборота запасов. Для торговых компаний основой планирования являются планы продаж и прогнозы спроса.
Отправной точкой в закупочной деятельности является определение (планирование) потребности в том или ином предмете снабжения (МР или ГП).
Данные, предоставляемые непосредственными потребителями закупаемой продукции (т.е. отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия) – МР или ГП в сочетании с эффективной системой учета расхода МР или объемов продаж обеспечивают необходимый источник информации для определения требуемых объемов закупки и дают представление об опыте использования материалов в производстве или о фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.
Система учета может использовать разнообразные средства – от компьютерных баз данных до обыкновенных карточек складского учета. Разные средства учета могут быть объединены в систему, например в каталог, содержащий подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке; разделы, содержащие сведения об опыте работы с каждым из поставщиков (учет всех ранее заключенных сделок, срывы поставок, сообщения о нестандартных ситуациях и т.п.).
Определение потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции основано на использовании тех или иных методов прогнозирования. Чаще всего применяются методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса) МР или ГП, такие как экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и т.п. Общим недостатком этих методов является ограниченность используемой для планирования потребности информации прошлыми наблюдениями за расходом (спросом) конкретного вида МР или товарной позиции. При этом другие факторы (микро- или макроокружающей среды), которые могут оказать существенное влияние на будущую потребность, не учитываются. Данное обстоятельство привело к тому, что при планировании (прогнозировании) потребности в МР и ГП стали прибегать к методам, в которых используют многопараметрические корреляционно-регрессионные модели. Планирование потребности в МР для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода МР: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска ГП и т.п. Сами удельные нормы расхода МР рассчитываются на основе конструкторских чертежей изделия, сборочных спецификаций, технологии производства и т.п. Для расчета норм расхода МР в каждой отрасли промышленности имеется нормативнометодическое обеспечение.
Определенными особенностями отличается планирование потребности в запасных частях на ремонтно-эксплуатационные нужды технических средств и оборудования. Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть основан как на прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода. При использовании нормативного подхода приходится учитывать большое количество факторов, определяющих надежность исходной техники, особенности технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы эксплуатации и многое другое. Для каждой отрасли промышленности и сельского хозяйства имеется большое количество инструкций, методик и нормативных документов по расчету норм расхода и планированию потребности в запасных частях .
Эффективным инструментом планирования потребности в МР и последующих закупок для промышленных предприятий является применение модуля MRP в интегрированных информационно-управляющих (автоматизированных) системах предприятий, основанных на идеологии MRP II/ ERP.
Технология MRP исходит из предпосылки, что для определения объема закупок МР, необходимых для производства ГП, нужно знать объем выпуска, основной производственный план-график (Master Production Schedule – MPS), количество составляющих (по спецификации) для изготовления (сборки) одной единицы продукции, а также информацию о наличии и движении МР на складе. Описание изделия и количество (спецификация) МР для производства одной единицы продукции разрабатываются один раз, и отдел закупок, руководствуясь этими документами и запланированными объемами выпуска, рассчитывает и вносит необходимые коррективы в объемы закупок и графики поставок МР.
Система MRP имеет следующие преимущества: автоматизированный процесс расчета предполагает суммирование всех потребностей и их анализ, что практически исключает необходимость мелких заказов одного и того же вида сырья или комплектующих. Кроме того, MRP-анализ позволяет определять заблаговременно, когда и какой объем закупок потребуется, а также установить потребность в материалах и комплектующих па тот период, на какой составлен график производства. Однако и эта схема имеет свои недостатки, связанные с необходимостью иметь относительно длительные "горизонты планирования производства", а также уверенность в долгосрочных отношениях с поставщиками и надежную компьютерную систему учета и планирования.
Исходной информацией для планирования потребности в ГП для перепродажи торговых компаний (особенно розничных магазинов) является прогноз спроса конечных (индивидуальных потребителей), который лежит в основе плана продаж. Достоверное прогнозирование особенно важно для предприятий розничной торговли (розничных сетей), которые в последнее десятилетие приобрели значительно большее влияние в цепях поставок. Сила в цепях поставок переместилась на сторону конечного потребителя, что зачастую превращает розничного торговца в хозяина всей цепи, увеличив значимость понимания фундаментальных принципов управления цепями поставок в рознице. Типовая розничная сеть работает с гораздо большим количеством поставщиков, чем промышленные предприятия.
С позиций закупок розничные торговцы уделяют большое внимание уровню наличия товара на полках магазинов как базового уровня сервиса из-за его направленности на удовлетворение запросов потребителя. При анкетировании покупателей розничных магазинов в большинстве случаев нехватка запасов была наиболее упоминаемой причиной недовольства потребителей. Отсутствие товарных запасов в рознице (на полке магазина) делает деятельность всей предыдущей цепочки поставок бессмысленной, уже не имеет значения, насколько безошибочно она была осуществлена. Покупатели приходят в розничный магазин с намерением приобрести определенный товар, и они ожидают удовлетворения этого намерения. Когда они обнаруживают пустые полки, ожидания не оправдываются, в результате возникает неудовлетворенность. Более того, покупатели могут принять решение обратиться за этим товаром к конкуренту. Произойдет не только упущение текущей покупки, по также, если покупателю понравится опыт закупок у розничного продавца-конкурента, вполне возможно, что поток доходов с них уменьшится, если не исчезнет полностью. Простой провал в закупках может вызвать большие издержки как для розничного магазина, так и для всей цепи поставок.
Поддержание высокого уровня товарных запасов на полках требует дополнительных издержек. Особенно возрастают издержки на содержание запасов и транспортировку, которые принимает на себя розничная торговля, что является серьезным компромиссом с маркетинговой политикой снижения цен. Розничные магазины должны обладать высоким уровнем превосходства в цепи поставок, чтобы достичь высокого уровня товарных запасов на полках при допустимых издержках на продвижение и логистику. Чтобы ослабить конфликт между критериями высокого уровня представления товара на полках и низкими издержками, многие ритейлеры применяют логистические технологии закупок, основанные на отсрочке, что предполагает более тесные взаимоотношения с поставщиками, использование передовых информационных систем и оптимизацию транспортировки. Эти технологии включают программы постоянного пополнения (continuous replenishment programs – CRP), эффективную реакцию на запросы потребителя {Efficient Consumer Response – ECR), совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CPFR).
Пример
Примечательно, что для розничных предприятий, торгующих различными товарами (например, товарами массового спроса, бакалейными товарами и т.п.), нужны различные схемы по снабжению и поставкам. Особенно широк ассортимент SKU, которым располагают торговцы массовыми товарами, так что они должны управлять не только большой и различной базой поставок, но и комплексной поддерживающей логистической сетью. Поэтому типичным торговцам массовыми товарами следует уделять больше времени на сохранение доступности товара на полках по рекламируемым товарам, чем это следует делать бакалейным магазинам и супермаркетам, осуществляющим категорийный менеджмент при закупках. При этом хорошо управляемые и сфокусированные магазины, торгующие массовыми товарами, могут управлять закупками таким образом, чтобы построить сильную логистическую инфраструктуру и использовать передовые технологии, чтобы достичь более высокого уровня наличия товара на полках, чем другие розничные торговцы. Таким образом, категорийным супермаркетам следует иметь более фокусированную систему снабжения и поставок и поэтому относительно высокий уровень товара на полках.
В настоящее время разработано достаточно много инструментов, позволяющих повысить достоверность планирования потребности в ГП для торговых компаний. В частности, многие КИС ERP-класса имеют программные надстройки, использующие продвинутые методы и алгоритмы прогнозирования спроса (продаж), например mySAP_APO, "Oracle E Business Suite", MBS "Axapta" и др., а также отраслевые решения поддержки розничной торговли, включающие алгоритмы планирования продаж и закупок (например, "Microsoft Axapta Retail").
Для оптовых торговых компаний полезным инструментом планирования закупок ГП и ее последующего распределения в складской сети может служить модуль DRP. Существует и целый класс локальных программных продуктов поддержки планирования закупок торговых компаний (в частности, розничных сетей), из которых необходимо отметить линейку решений "open to buy" .
Виды потребности в предметах снабжения можно классифицировать следующим образом.
Брутто – потребность на плановый период независимо от того, находятся ли запасы на складе в виде готовой продукции или производственных запасов.
Нетто – рассчитывается как брутто-потребность минус наличие сырья, материалов и комплектующих на складе, в пути или по открытым заказам.
Первичная потребность – определяется рыночным спросом на готовую продукцию.
Вторичная потребность – на сырье, материалы и комплектующие, необходимые для изготовления продукции в рамках потребительского спроса (порождается первичной потребностью).
Третичная потребность – на вспомогательные материалы производственного назначения (ресурсы жизнеобеспечения). При этом необходимое количество дешевых комплектующих (стоимость которых несоизмерима со стоимостью готового изделия) можно прогнозировать стохастическими методами, абстрагируясь от зависимого спроса.
- Для автомобильного транспорта и автомобильной промышленности см., например: Щетина В. А., Лукинский В. С., Сергеев В. И. Снабжение запасными частями на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1988.
- URL: otb-retail.com (См. также параграф 7.3.)
Введение
Тема 1.Введение в логистику
Тема 2.Логистические активности, системы и звенья
Тема 3.Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях
Тема 4.Логистическая миссия. Место логистического менеджмента в фирме
Тема 5.Интерфейс логистического менеджмента с маркетингом
Тема 6.Основные микрологистические концепции и системы
Тема 7.Управление заказами
Тема 8.Управление закупками
Тема 9.Дистрибьюция и физическое распределение
Тема 10.Управление запасами
Тема 11.Управление качеством в логистике
Тема 12.Складирование, грузопереработка и упаковка
Литература
Введение
Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период Второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую - вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.
Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно в 90-е гг., объясняется в первую очередь развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.
Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и мн. др. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Логистика - важнейшая сфера деятельности любой производственной и торговой компании, затраты на которую в промышленно развитых странах составляют 20-30% ВВП. Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, стратегии и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и информационными потоками.
Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Как известно, под ней понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функции логистики: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка - интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и общие логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в отношении качества товаров и сопутствующего сервиса.
логистический менеджмент управление снабжение
Тема 1.
Введение: Определение и объекты исследования. Методология и научная база логистики
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.
В логистике как научной дисциплине принято выделять такие разделы, как логистика снабжения (logistics of supply), производственная (промышленная) логистика (production logistics), логистика сбыта (logistics of distribution), транспортная логистика (traffic logistics) и др. В отечественной, пока еще не многочисленной литературе встречаются названия промышленная (внутрипроизводственная), производственно-коммерческая, коммерческая, закупочная, сбытовая, транспортная, распределительная, предпринимательская логистика. Такое широкое толкование понятия «логистика» и отдельных ее частей, по-видимому, связано с двумя основными причинами: исторически небольшим временем развития логистики в гражданской сфере (сфере бизнеса) и генезисом логистической концепции на Западе в плане совершенствования рыночных отношений.
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к её понятийному аппарату и терминологии постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
В 1985 г. Совет логистического менеджмента (СЛМ) сформулировал определение
логистики следующим образом:
«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного Производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей». Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. (Сергеев В.И.) Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств. (Сергеев В.И.) В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора». Раскроем более подробно смысл некоторых частей определения. «Общая точка зрения» означает, что фокус логистики направлен на потенциальную синергию организационных единиц, систем, различных перспектив, подобных концепциям в производстве и управлении качеством, и различных подходов. Значение слов «стратегическая, тактическая, операционная» заключается в том, что отправной точкой является цель, а не существующие функции системы. «Компания и ее партнеры по бизнесу» означает, что логистические посредники помогают фирме-производителю товара достичь цели ее бизнеса, реализуя при этом и свои цели, например, получение прибыли. Кроме того, это означает и предупредительность фирмы-производителя по отношению к своим партнерам - дилерам, торговым посредникам, компаниям физического распределения, банкам и т.п. Значение выражения «материальный поток в качестве интегратора» заключается в том, что с материальным потоком нужно обращаться как с единым целым, а не как с рядом независимых активностей. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логистика - это некоторая метадисциплина, объектом исследования и оптимизации которой является материальный поток. Новая, интегральная парадигма представляет собой ситуационную и комбинационную перспективу при организации бизнеса как на внутрифирменном (микроуровне), так и на различных макроуровнях, например, региональном, международном и т.д. Важнейшее значение при этом имеет согласование локальных критериев оптимизации функционирования элементов (центров активности) логистической структуры, таких, например, как максимизация прибыли или минимизация логистических издержек, с глобальной бизнес-целью структуры, интегрируемой единым материальным потоком. Современная теория логистики и логистического менеджмента в концептуальном плане базируется на методологиях
:
·системного анализа,
·кибернетического подхода,
·исследования операций,
·экономико-математического моделирования.
Для решения конкретных проблем, возникающих при анализе и синтезе логистических систем и методов управления на разных экономических уровнях используются более детально методы программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т.п. Научную базу
логистики составляет широкий спектр дисциплин:
·математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторной анализ и др.);
·исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория статистических решений), теория массового обслуживания, теория управления запасами, метод имитационного моделирования, метод сетевого планирования и др.);
·технической кибернетики (теория больших систем, теория прогнозирования, общая теория управления, теория автоматического регулирования, теория графов, теория идентификации, теория информации, теория связи, теория расписаний, теория оптимального управления и др.);
·экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).
Уже это простое перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы
, основными из которых в настоящее время являются:
Основным объектом
исследования управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, а совсем недавно (около десяти лет назад) на западе все активнее стали применять принципы логистики к потоку услуг (сервиса).
Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (МР, НП, ГП) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить, как находящиеся в состоянии движения МР, НП и ГП, к которым применяются логистические активности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п. Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас
. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, является запасом МР, НП или ГП.
Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изоморфным. То же можно сказать и о финансовых потоках (потоках денежных средств), сопровождающих материальные. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам. Параметрами материальных потоков могут быть: С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными. Абстрагируясь пока от анализа информационных и финансовых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики. В схеме классификации выделены следующие основные признаки: 1.По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).
2.По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.
.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые и многопродуктовые.
.По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные.
.По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.
.По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.
.По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока мы будем понимать количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени. Кроме того, применяются такие показатели как скорость, плотность потока и другие.
Тема 2
Логистические активности, системы и звенья
В наиболее общей постановке с позиций логистики, можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система, т.е. система, реализующая поставленные перед ней цели и рассматриваемая в этом смысле, как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному потоку в такой системе, мы будем называть логистическими активностями. Элементарной логистической активностью (логистической операцией) (Ordinary logistical activity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков. Комплексной логистической активностью (логистической функцией) (Complex logistical activity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач. К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п. Объединение элементарных логистических активностей в комплексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС. Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим активностям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комплексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной парадигм. В большинстве зарубежных литературных источников по логистике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие: Обеспечение и поддержание заданного уровня качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место. Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок МР для обеспечения производственных целей: Организация и управление закупками в фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности в МР, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки МР к производственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации поставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек. Одной из ключевых, комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п. Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы - значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП - с другой. Снижая риски возникновения дефицита МР в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логистической активности. Функция управления (обработки) заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту комплексную логистическую активность не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей. Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую активность в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками МР и НГГ в технологических процессах производства ГП. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов в производстве, прогнозирования потребности в МР, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими. К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса. Физическое распределение - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением ГП в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников. К поддерживающим комплексным логистическим активностям обычно относят: Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранения МР, ГП; планировки размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п. Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические активности, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой, перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, с входной площадки получения до места размещения и от него - до выходной грузовой площадки и т.п. Данная комплексная логистическая активность обычно связана с выбором технологического оборудования для. организации коротких перемещений грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д. В процессах дистрибьюции ГП производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых Потребителям различными видами транспорта. Кроме того упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее вида и привлекательности в сильной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования. К логистическим активностям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта ГП и обеспечения потребителей запасными частями, процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую комплексную логистическую активность. В процессах производства и сбыта ГП возникают так называемые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики. Современные ЛС не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических активностей как на микро-, так и на макроэкономических уровнях. Рассмотренные логистические активности являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными, сервисными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе. Логистическая система
- это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Большинству реально функционирующих на практике ЛС присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно: ·сложность;
·иерархичность;
·эмерджентность (целостность);
·структурированность.
Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы (ЗЛС) некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза ЛС, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями. ЗЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять ЛС, являются: ·различная форма собственности и организационно-правовая форма;
·различия в характере и целях функционирования;
·различная мощность, концентрация, используемое технологическое оборудование, потребляемые ресурсы;
·рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
·экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;
·зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;
·и другие.
Кроме того нужно учитывать, что большинство ЗЛС являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью ЛС. Это значительно усложняет формирование управления в ЛС и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий ЗЛС. На рис. 1 представлена классификация ЛС. Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например фирме-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или), снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных ЛС, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе. Эти процессы, наряду с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные ЗЛС и логистические посредники. Логистический менеджмент в интегрированной ЛС представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Определяющими для формирования интегрированных ЛС являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла. Иногда внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают, как подсистемы интегрированной ЛС. Общая структура микрологистической системы, представленная схемой (рис. 2), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная ЛС в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы. Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микро-ЛС. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж ГП (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п.
Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе. В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при синтезе макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макро-ЛС определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д. В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п. С позиций общей теории управления, в частности, по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ) ЛС как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 3). При таком подходе в большинстве реально функционирующих ЛС реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления. Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление в ЛС ограничениями. Кортеж Используя введенные выше обозначения, настройкой ЛС назовем кортеж Для поддержки процессов логистического управления в ЛС обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.
Тема 3.
Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях
Назовем логистической цепью множество ЗЛС, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) издержек. Как правило, логистическая цепь заканчивается либо операцией складирования (хранения, перевалки груза), либо передачей прав собственности на товар. Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис.4 представлена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирму-производителя ГП (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в качестве которого выступает перевозчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее доставку товара покупателю. По существу приведенная на рис.4 логистическая цепь представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) ГП фирмы-производителя. С позиций логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными ЗЛС, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующие ему информационный и финансовый потоки. В рассматриваемой логистической цепи для реализации процедуры поставки (продажи) товара покупателю необходим набор определенных логистических активностей: получение и обработка информации о заказе, подготовка нужного количества ГП к перевозке, затаривание, погрузка,-перевозка, разгрузка, приемка ГП у покупателя, оформление товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и другие операции, передача прав собственности на товар покупателю (собственно продажа) и т.д. Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические активности могут выполняться различными ЗЛС, например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик, то у логистического менеджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив закрепления логистических операций за ЗЛС. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический менеджер фирмы-производителя товара решает поставленную задачу путем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.
В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента - задача выбора перевозчика. Действительно, если на рынке транспортных услуг функционируют несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осуществить доставку требуемого количества товара покупателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопоставляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, экспедирование и другие операции, из которых складывается ключевая логистическая активность - транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удовлетворения потребителя в качестве товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагаемых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т.п. Таким образом, проблема выбора перевозчика становится оптимизационной и, как правило, многокритериальной. Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по информационным и финансовым потокам, связанным с материальным, могут в принципе отличаться от цепи, представленной на рис.. Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на рис.5. В схеме (рис. 5) появились два новых звена: торговый (информационный) посредник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по финансовым потокам показаны в предположении, что логистические партнеры (ЗЛС1-ЗЛС4) обслуживаются одним банком. Здесь необходимо сделать одно важное, на наш взгляд, замечание. Учитывая, что большинство торговых сделок и расчетов за товары и услуги выполняется в настоящее время безналичным способом через банки, то финансовые потоки, показанные на рис. 5, являются по существу информационными, так как не связаны с физическим перемещением наличных денег. Тем не менее мы здесь и в дальнейшем будем считать их финансовыми, учитывая, что подобная информация отражает движение денег на расчетных счетах ЗЛС.
Построение и исследование логистических цепей по информационным и финансовым потокам имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потоками. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения МР, ГП и относящимся к ним потоков информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во времени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания персонала логистического менеджмента. Информационные и финансовые потоки в рассматриваемом примере связаны с определенными логистическими активностями, расшифровка которых приведена в таблице 1:
Таблица 1 Логистические активности по информационным и финансовым потокам Информационные потокиФинансовые потокиОбозначениеЛогистические операцииОбозначениеЛогистические операцииr1Подача заказа на товарc1Оплата товара покупателем (предоплата)r2Обработка заказа и передача его производителю (продавцу)c2Получение денег за товар от покупателяr3Оформление счета на товарc3Оплата производителем услуг перевозчика, посредника, банкаr4Передача счета на товар для оплаты покупателюc4Получение денег за транспортировку перевозчикомr5Оформление документов на груз для перевозчиковc5Получение денег за услуги торговым (информационным) посредникомr6Регистрация грузовых документов покупателемr7Выставление счета за перевозку производителю
В схеме (рис. 5) можно выделить несколько логистических цепей (таблица 2).
Таблица 2 Логистические цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам Логистическая цепьЛогистическая функцияЗЛС3 r1
ЗЛС4 r2
ЗЛС1Оформление процедуры заказаЗЛС1 r5
ЗЛС2 r6
ЗЛС3Экспедирование грузаЗЛС3 c1
ЗЛС5 c2
ЗЛС1Передача прав собственности и расчет за товарыЗЛС1 c3
ЗЛС5 c4
ЗЛС2Расчеты за транспортировку товаров
Все возможные логистические цепи (рис. 5) продуцированы исходным материальным потоком и их композиция с цепью (рис. 4) представляет собой логистическую сеть. Назовем логистической сетью (Logistical network) полное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным.и финансовым потокам в рамках исследуемой ЛС. Понятие логистической сети не тождественно понятию ЛС, которое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы. Рассмотренный выше пример является типичным примером работы сбытового аппарата фирмы-производителя товара, однако нашей задачей было показать, что даже в простейшем случае возникают достаточно сложные логистические сети, множество логистических цепей и активностей, связанные с которыми затраты должен учитывать логистический менеджер. Кроме того на этом примере мы видим, что имеется набор альтернатив, вызывающий необходимость оптимизации процесса принятия логистических решений. Приведем пример более сложной логистической сети, ориентированной по материальному потоку, абстрагируясь от информационных и финансовых потоков (рис.6).
Предположим, что эта логистическая сеть построена для конкретной интегрированной микро-ЛС. Она включает в себя четырнадцать звеньев, взаимодействующих между собой по материальным потокам и генерирующих определенные логистические активности. Каждой логистической активности сопутствуют издержки, которые несет фирма-производитель. В рассматриваемой сети можно выделить несколько логистических цепей, однако с позиций интегрированной микрологистики важными являются так называемые полные логистические цепи, представляющие собой линейно упорядоченное множество ЗЛС от поставщика МР до конечного потребителя ГП. Если в нашем примере предположить, что при изготовлении ГП, используется только МР, то последовательность < ЗЛС1® ЗЛС4®ЗЛС6 ® ЗЛС3® ЗЛС8® ЗЛС11®ЗЛС13> представляет собой полную логистическую цепь.
Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные логистические цепи встречаются достаточно редко, учитывая большое количество логистических посредников, многоассортиментность МР, используемых при производстве современных товаров, и разветвленные дистрибутивные сети. Поэтому в зарубежной литературе концепцию общих издержек обычно связывают с понятием логистического канала (Logistical channel) или логистического трубопровода (Logistical pipeline). Логистическим каналом в интегрированной микро-ЛС будем считать упорядоченное множество ЗЛС, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков МР, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей. Понятие логистического канала можно использовать для внутрипроизводственных и внешних микрологистических систем в пределах базисных функций снабжения, производства и сбыта. Если для примера (рис. 6) предположить, что МР1 и МР2 применяются для изготовления ГП2, то логистический канал интегрированной микро-ЛС для продукции (ГП2) будет включать в себя множество {ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5, ЗЛС6, ЗЛС7, ЗЛС9, ЗЛС10, ЗЛС12, ЗЛС14}. В том случае, если, например, МР2 и МР3 используются также (наряду с МР1) для производства ГП1, то полная логистическая цепь ГП, преобразуется в логистический канал, куда дополнительно включаются звенья в системе снабжения: ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5.
Введенные понятия логистических цепей, каналов и сетей можно распространить и на макрологистические системы, заменяя поставщиков МР и потребителей ГП, соответственно, на точки входа и выхода материальных и связанных с ними потоков в границах рассматриваемой макро-ЛС. Роль логистического менеджмента фирмы-производителя, осуществляющего координацию и интеграцию действий всех ЗЛС в микрологистике, для макрологистических систем обычно выполняют логистические центры. Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Если ЗЛС не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки ЗЛС-партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п. В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических активностей. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек. Для примера интегрированной микрологистической системы (рис. 6) укрупненно можно выделить соответствующие издержки на комплексные логистические активности на участках сети снабжения (затраты на грузопереработку, транспортировку и закупки МР1, МР2, МР3), производства (затраты на производство ГП1 и ГП2) и сбыта (затраты на управление заказами, запасами, грузопереработку, складирование, транспортировку ГП1 и ГП2). Эти издержки необходимо дополнить затратами на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базисных логистических активностей. Сумма всех издержек с учетом затрат на логистическое администрирование образует общие (тотальные) логистические издержки в рассматриваемой микро-ЛС.
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) МР, НП и ГП в запасах, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибьюции ГП потребителям и логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п. Резюмируя вышеизложенное, можно предложить следующую укрупненную классификацию логистических издержек. ·Издержки на элементарные и комплексные логистические операции
·Потери от иммобилизации средств в запасах
·Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса
·Издержки на логистическое администрирование
За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта (дистрибьюции) товаропроизводителей. Целью анализа является исследование динамики издержек в различных предприятиях, отраслях или экономике страны в целом. В составе издержек, как правило, выделяют укрупненные группы затрат (характеризующие, например, базисные или ключевые комплексные логистические активности). Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку. Анализ структуры логистических издержек развитых капиталистических стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспортные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.
Тема 4.
Логистическая миссия. Место логистического менеджмента в фирме
Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost». Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами». В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем. Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее относительно рынка и конкурентов. Для более четкого понимания места логистики в фирме необходимо рассмотреть ее окружение - окружающую среду, которую обычно подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Факторы внешней среды укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические. Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д. Правовые внешние факторы определяются государственными и местными законодательными актами и ограничениями. Основой правовой базы логистики в России являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, Законы РФ о банках, биржах и т.д. Экономическое окружение логистики фирмы необходимо рассматривать в многоаспектном плане: oна уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индикаторов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального продукта, темпов развития промышленного производства, биржевых индикаторов и т.п.);
oна отраслевом и территориальном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и территориях, динамика отраслевой производительности труда и т.д.);
oв разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;