В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

Данное интервью подготовлено экспертами Центра анализа стратегий и технологий - неправительственной частной научно-исследовательской и издательской организацией. Центральная компетенция Центра АСТ - изучение торговли вооружениями и военной техникой и ситуации на рынке вооружений, а также анализ оборонно-промышленных комплексов России и ведущих стран мира. С 2008 года после начала реформы Вооруженных Сил, которая проводится министром обороны Анатолием Сердюковым, ЦАСТ, кроме того, стал уделять повышенное внимание вопросам военного строительства в России. Традиционно сотрудники Центра следят и за вооруженными конфликтами современности. Центр издает журнал "Экспорт вооружений", блог ЦАСТ и сотрудничающих с нами независимых экспертов - http://bmpd.livejournal.com/

Какими вертолетами будет укомплектован "Мистраль"? Правда ли что прорабатывается поставка европейских вертолетов для "Мистраля"?

Нет, закупка европейских вертолетов для укомплектования авиагруппы универсального десантного корабля "Мистраль" не планируется. Сейчас уже очевидно, что российские "Мистрали" будут укомплектованы планируемыми к возобновлению производства около 2015 года модернизированными вертолетами Ка-29М, а также разрабатываемой корабельной модификацией Ка-52К, которую тоже планируется сделать к 2015 году. В ноябре 2009 года, когда Мистраль заходил с визитом в Санкт-Петербург, в Балтийском море в сложных погодных условиях производились пробные посадки обоих этих вертолетов на палубу УДК, которые показали возможность их использования для комплектования авиагруппы этого корабля. Возможно также базирование планируемых к закупке для ВМФ Ка-226 в качестве легкой машины для учебных целей. Надо заметить, что выбор Ка-29М вообще-то нельзя назвать удачным, поскольку он плох как транспортно-десантный, ибо имеет общий дефект всей серии Ка-27/29 - недостаточный объем фюзеляжа. Но "за неимением гербовой пишем на простой".

Вообще следует иметь ввиду, что одним из позитивных результатов реализации проекта по приобретению Мистралей станет мощный импульс, который будет придан закупкам морских вертолетов. Если каждый УДК этого типа несет по 16 вертолетов, то минимальный заказ составит 50 единиц Ка-52К и Ка-29М, а по некоторым оценкам это число может достичь 100 единиц. Кроме того, приобретение УДК станет дополнительным локомотивом для строительства эскортных кораблей охраны ближней и дальней морской зоны классов "фрегат" и "эсминец".


Какие системы мы в итоге получим в комплекте с кораблем, а какие - нет? Если я помню, в СМИ говорилось о том, что корабль нам хотят передать не полностью укомплектованный, а без некоторых систем управления боем, против продажи которых возражали в НАТО.

Конечное техническое лицо русского Мистраля станет итогом переговоров, которые ведутся в настоящее время. Российская сторона изначально ставила вопрос о передаче технологий, в том числе и на системы управления, которые несет Мистраль. Вероятнее всего, наши переговорщики сумеют добиться поставки корабля вместе с боевой информационно-управляющей системой SENIT-9 (Система использования тактической информации на море) и системой управления соединением и флотом SIC-21, однако обе системы будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. В итоге получим "Мистраль "почти полностью комплектным, но АСБУ SENIT-9 и SIC-21 будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. Не будет НАТОвских "даталинков". Ну и, видимо, РЛС там будут российские. Кроме того, передачи технологии производства этих систем скорее всего не произойдет.Аналоги "Мистраля" в наших судостроительных программах были? Есть? В чем разница и почему? Или это все же фикция для организации подвижек в отечественной судостроительной отрасли?

В Невском ПКБ с 1970-х гг. велось проектирование полноценного УДК проекта 11780 (шифр "Кременчуг") по образцу американских кораблей типа Tarawa, но несколько меньшего водоизмещения (30 тыс. т) и несущего до 25 вертолетов постоянного базирования типов Ка-27 и Ка-29. Проект создавался в условиях противоречивых требований со стороны ВМФ, желавшего сделать корабль многоцелевым, с возложением на него задач противолодочной обороны, базирования самолетов вертикального взлета и посадки, с мощным оборонительным вооружением, с высокой скоростью хода и т.п., что привело к его чрезмерному усложнению и удорожанию. Однако главным препятствием для реализации проекта 11780 стало отсутствие в СССР свободных судостроительных мощностей для его строительства. Во второй половине 1980-х гг. постройку двух УДК проекта 11780 запланировали на Херсонском судостроительном заводе (занятом до того гражданским судостроением), однако начатое во время перестройки сокращение военных расходов, а затем и распад СССР не позволили ее осуществить. Попытки Невского ПКБ продолжить разработки модифицированных вариантов проекта "Кременчуг" в 1990-е гг. не получили развития.

Что касается современного положения, то, как я понимаю, никаких аналогов "Мистраля" в российских судостроительных программах в период 2000-2008 гг. не было, и по очевидным причинам - такие корабли не рассматривались как приоритетные для ВМФ при современных его задачах и современном уровне финансирования. То есть у флота были нужды и поважнее.

Если нет собственного готового проекта корабля данного класса, то неужели наши КБ, ПКО не способны его создать?

Способны, но для этого нужно техническое задание. Такого задания им никто не давал и не формулировал. Что лишний раз показывает, что идея закупки "Мистраля" родилась вне ВМФ (по крайней мере, вне штатных планирующих, штабных и кораблестроительных органов ВМФ). Надо еще иметь ввиду, что конструкторский потенциал в кораблестроительной отрасли в постсоветское время, конечно, серьезно сократился, и лучше сконцентрировать его на проектировании боевых кораблей - корветов, фрегатов и эсминцев нового поколения, а в более отдаленной перспективе и авианесущих кораблей.Целевое назначение корабля в российском ВМФ? В каком боевом соединении будет действовать "Мистраль"?

Мистраль - это корабль для осуществления дальних океанских походов, инструмент глобальной проекции силы. Кстати, хотя по российской классификации он определяется как "универсальный десантный корабль", по французской он относится к типу кораблей "проекции силы и командования". По-русски следовало бы сказать "командно-экспедиционный корабль". В этом качестве он, вероятно, и будет применяться в российском ВМФ. То есть целевое назначение тоже, что и у французов - то есть экспедиционные действия, плюс управление силами флота в качестве штабного корабля.

Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, и этот статус налагает на нашу страну определенные обязательства, в частности, по участию в международных гуманитарных операциях, операциях по поддержанию мира, спасательных, эвакуационных, контртеррористических и антипиратских операциях. В этом смысле совместимость информационных систем русских Мистралей с натовскими аналогичными системами придется весьма кстати. Исходя из указанных задач можно предположить, что наиболее рационально было бы базировать Мистрали, во-первых, на Тихом океане, и, во-вторых, в Севастополе. Из Черного моря удобнее совершать походы в Средизмемку и оттуда в Красное и Аравийское море - центр пиратской активности. Зоной действий дальневосточых Мистралей, соответственно, будет Тихий океан, проливы в Юго-Восточной Азии (тоже, кстати, зона повышенной пиратской активности) и далее Индийский океан.


Почему именно "Мистрали"? Чем обоснован выбор в их пользу, и чем они лучше своих аналогов других стран?

Действительно, на рынке присутствуют очень сильные в техническом отношении южнокорейское и испанское предложение, причем испанский проект УДК имеет и экспортный успех: корабли этого типа закупила Австралия. Однако с российской точки зрения фундаментальным и фатальным недостатком обоих этих кораблей является наличие там американских систем, что делает их покупку не просто чрезвычайно рискованной, но и практически нереальной. Даже если предположить невозможное - согласие администрации США на реэкспорт этих подсистем в Россию, такая сделка наверняка будет заблокирована Конгрессом. Так что выбор в пользу французов - это вынужденное и единственно возможное решение. Не будем забывать, что Франция наряду с Германией и Италией занимает наиболее кооперативную, если не сказать, дружескую позицию в отношении России. В общем, Мистраль - это в большей степени политический, чем военно-технический выбор

Согласно текущей Военной Доктрине, прогнозам на изменение военно-политической обстановки, планам МО/ВМФ и прочим документам, а также видению экспертов - на каких ТВД и в какие сроки возникнет необходимость в кораблях типа "Мистраль"? Какие задачи они будут решать? Можно ли те же самые задачи решать при помощи других, более дешевых/эффективных средств.

Текущая Военная доктрина - документ самого общего характера, под который можно подверстать что угодно. Планы МО/ВМФ вряд ли кому-нибудь известны за пределами их руководства. Скорее всего, на практике "Мистрали" будут использоваться в качестве кораблей управления группировками ВМФ в Средиземном море и в Индийском океане, то есть главным образом в штабной роли. Это будут большие адмиральские штабные корабли.

Какие российские системы ПВО предполагается установить на корабль, очевидно Дуэты или Кинжалы? Будет ли меняться архитектура корабля для его интеграции с отечественными ЗРК? Как именно будет усиливаться корпус для адаптации к нашим условиям? Сколько конкретно боевых машин и в каких пропорциях можно погрузить на борт - т. е. все варианты: танки, БМП и БТР, грузовики? Какая силовая установка предполагается - Вяртсиля или другая?

Судя по известным данным, конструкция первых двух кораблей (заказываемых во Франции) будет изменена лишь в самой минимальной степени. Вооружение, видимо, останется почти рудиментарным, и, скорее всего, будет комбинацией двух-четырех АК-630 (или "Дуэтов") и пары "Гибок". Интеграция более серьезных систем потребует слишком серьезное перепроектирование корабля. Возможно, что попытки перепроектирования предпримут на двух кораблях, предполагаемых к постройке в РФ. Есть информация о том, что главком Высоцкий даже высказывал идею о размещении на русских Мистралях УКСК с "Калибрами". Десантные возможности, видимо, останутся те же, что и у французских кораблей. Мистраль может нести не более 13 танков и до 60 единиц колесной техники. ЭУ, разумеется, останется французской.


В перспективе на основе "Мистраля" Россия планирует создание своих вертолетоносцев или даже авианосцев?

Насколько можно судить, потребность в вертолетоносцах на всю обозримую перспективу закупкой Мистралей будет закрыта. Что касается авианосцев, то в ближайшие десять лет будут вестись сначала научно-исследовательские, а затем опытно-конструкторские работы по проектирования авианосца нового поколения, с тем чтобы начать постройку таких кораблей в рамках действия следующей госпрограммы вооружений после 2020 года. До этого момента авианосная компонента в российском ВМФ будет представлена ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который, как известно, вскоре встанет в среднесрочный ремонт, после которого он к тому же получит новую авиагруппу на основе многоцелевых палубных истребителей МиГ-29К. В целом если Россия сумеет сохранить свой статус великой державы она, конечно, обречена иметь авианосный флот. Можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшее десятилетие произойдет широкое распространение авианосных флотов в мире. Если США и европейские страны будут сокращать свои авианосные потенциалы, то в Азии и Латинской Америке, напротив, появятся новые авианосные державы. Совершенно очевидно, что амбициозные программы строительства национальных авианосцев и авианесущих кораблей реализуют Китай и Индия, весьма возможно, что в авианосный клуб вернется Бразилия. Китайский рост может спровоцировать приобретение или создание национальных авианесущих кораблей странами Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии - Вьетнамом, Индонезией, Кореей и Японией. Понятно, что Россия не может себе позволить остаться в стороне от этих тенденций.

Говорят, что отечественное ВМФ больше интересовали системы управления, чем сам корабль, это правда?

Вообще-то есть мнение, что SENIT-9 не имеет особого преимущества по сравнению с новыми отечественными корабельными АСБУ. Скорее с эксплуатационной точки зрения для ВМФ России интереснее "электрическая" ЭУ современного западного боевого корабля, а не его электронная "начинка".

По оценке многих военных моряков Мистраль собственно не военный корабль - бронирования корпуса нет, движители, которые обеспечивают ему маневренность, очень уязвимы для любого, маломальского огневого воздействия противника. По сути это гражданский паром с вертолетами. Может это просто средство против пиратов?

Бронирования корпуса, строго говоря, сейчас вообще нет ни у кого, кроме больших авианосцев. Уязвимость движителей-"азиподов" - вопрос спорный и дискуссионный, но мнение об их уязвимости от подводных взрывов на мелководье есть. Проблема в том, что живучесть этого корабля действительно значительно понижена (по непотопляемости, водоотливным и противопожарным средствам и пр.). Это действительно "большой паром". Но тут надо понимать, что "Мистраль" - это оцень цельный концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО ВРЕМЕНИ. То есть если мы считаем главными для ВМФ задачи мирного времени, то претензии к "Мистралю" малообоснованны в принципе. Если же мы считаем, что главные задачи для ВМФ - это задачи военного времени (то есть, в контексте российских условий, - крупномасштабной войны с США и НАТО), то в таком случае, конечно, надо говорить о корабле совсем другого облика (и в этом случае, кстати, сомнительно, что ВМФ РФ вообще нужны будут десантные корабли крупнее БДК).

Почему такие "богатые и воинственные" страны, как Португалия (у них большие проблемы с бюджетом, а хотят 1+1 УДК небольшой, в прошлом году подписали намерения на Enforcer), Чили, Индонезия (причем у нее уже есть 2 и подписались еще на 2 большего в/и), Канада, Сингапур, Турция, Бразилия, Австралия имеют уже в своем составе свеженький УДК, строят, либо серьезно настроены купить его в ближайшее время? Откуда такая мода? Военные гнобят отечественный ВПК ненужными закупками повсеместно, либо этой действительно выгодно и полезно?

Во-первых, определимся с терминологией. УДК, то есть универсальные десантные корабли (в отечественной терминологии) есть пока что только у США, Франции, Испании и Южной Кореи, и еще строятся для Австралии. У всех других есть корабли (или планы их приобретения) в основном с куда более умеренными характеристиками - десантно-вертолетные корабли-доки или десантные транспорты-доки. Здесь, кстати, разница не только конструктивная, но и в том, что ДКВД и ДТР, как правило, гораздо менее приспособлены для длительных экспедиционных задач. То есть это не корабли "длительного присутствия в удаленных водах", а в большинстве случаев лишь "перевозки и высадки". Это означает, что при схожести облика, задачи их другие, и это скорее просто очень большие транспортно-десантные корабли. Именно это нужно второстепенных государствам в большинстве случаев, а не решение экспедиционных задач.

Во-вторых, как раз в Португалии, в силу известных экономических проблем этой страны, реализовать свои планы не сможет. У индонезийцев вообще имеются лишь дешевые транспортные лоханки. Канада уже давно не планирует, планы Бразилии неясны.

В-третьих, приобретение кораблей определяется задачами флотов. Планирование закупок идет от задач. Страны НАТО обзаводятся таким кораблями для совместных коалиционных экспедиционных интервенционных действий на подхвате глобальной стратегии США. Островные и архипелажные государства тоже понятно зачем такие корабли имеют. Чили по сути морская страна, вытянутая вдоль берега, с возможным главным морским ТВД на архипелаге Огненной Земли.

Хотелось бы узнать есть ли какие то более менее качественные оценки устойчивости корабля к воздействию противолодочных ракет, мин и т.п. Какие средства борьбы с пожаром есть на судне (есть ли пожарные машины и т.п.)?

Как уже было сказано, "Мистраль" по своей идее - концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО времени. Поэтому требования по боевой живучести у него в принципе минимальные, и попытка реализаций таких требований в полном объеме невозможна, ибо обессмыслит саму концепцию "дешевого экспедиционного корабля". Пожарные магистрали у него, конечно, есть, но при осмотре корабля ясно, что противопожарные возможности у "Мистраля" заметно ниже, чем у авианосцев, к примеру.

тип Mistral

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК Simbad класса земля-воздух.

Пушки

  • 2 х 30мм спаренных автоматических Breda-Mauser .

Пулеметы

  • 4 х 12,7 мм M2-HB Browning .

Авиагруппа

  • 16 тяжелых или 35 легких вертолётов.

Средства доставки

  • 4 катера CTM (chaland de transport de matériel) или, 2 судна на воздушной подушке LCAC .

Десант

  • 450 (долговременно) 900 (кратковременно).

Наземный транспорт на борту

  • до 70 единиц (включая 13 танков AMX-56 Leclerc ).

Построенные корабли

Mistral,Tonnerre, Dixmude, Владивосток, Севастополь

История создания

Предшественники

Сравнение типов кораблей Mistral и Foudre

Предпосылки появления

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры - 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP ) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD) , созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75 .Крупнейшим из них был BIP-19 , который позже стал основой кораблей типа Mistral . Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD . Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio , но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN) , одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery) («короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B , 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion , а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre .

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Строительство

Сборка кормовой части Mistral в Бресте в сентябре 2003

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19 . Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre , не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d"achats publics, UGAP ) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l"Atlantique в конце июля.

Сборка носовой и кормовой части Mistral

Сборка Mistral в Бресте

Mistral схема

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire ) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19 . В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient ), боевые системы в Тулоне (Toulon ), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest ). STX Europe , дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire ), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk ), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio , и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre , которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude , остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire ) на верфях компании STX France , которая находится в совместной собственности STX Europe , Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe . DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания Sagem получила субконтракт от кораблестроительной корпорации DCNS . Согласно условиям контракта, Sagem произведёт для российских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG .

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолетоносцев типа «Мистраль» на французской верфи STX Europe, находящейся в Сен-Назер. Также 24 декабря 2010 года было объявлено, что по итогам тендера на поставку вертолетоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS и российской Объединённая судостроительная корпорация.

Договор на постройку серии из двух ДВКД типа «Мистраль» был подписан 25 января 2011 года в Сен-Назере. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже, подписание окончательного контракта состоялось 17 июня 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) типа «Мистраль» способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн каждый. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров.

На российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29, то есть восемь боевых и восемь транспортных. Данная комбинация может быть изменена в зависимости от поставленной задачи. Также они будут оснащены самыми современными отечественными системами вооружения, в том числе пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет, новейшими системами и комплексами противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны.

Основные характеристики корабля типа «Мистраль»: Водоизмещение 22600 тонн. Общая длина корпуса 199 метров, ширина 32 метра, высота борта на уровне полетной палубы 27 метров, осадка 6,42 метра. Максимальная скорость при осадке 6,42 метра равна 18,5 узлам при 100% мощности двигателей-азиподов (3,5 мегаватт). Экипаж составляет 177 человек, число пассажиров 481 человек.

Головной корабль серии ДВКД «Владивосток»: закладка носовой части состоялась 1 февраля 2012 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. Кормовая часть была заложена 1 октября 2012 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка металла для ее строительства была начата 1 августа.

26 июня 2013 года, точно в предусмотренный контрактом срок, на Балтийском заводе в присутствии руководителей ОАО «ОСК», STX-France, DCNS и ФГУП «Рособоронэкспорт» был произведен спуск на воду кормовой части ДВКД.

Часть корпуса, построенная на Балтийском заводе, в длину достигает 94 метров, спусковая масса 6400 тонн. Помимо корпусных покрасочных работ на заводе произведено частичное насыщение корпуса трубопроводами и оборудованием.

В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5000 метров.

04 июля 2013 года в рамках Международного военно-морского салона (МВМС-2013), в строгом соответствии с намеченными сроками, представители Объединенной судостроительной корпорации и французской верфи STX-France подписали акт приема-передачи построенной на Балтийском заводе кормовой части первого российского вертолетоносца типа «Мистраль». Со стороны ОСК акт подписал президент корпорации Владимир Шмаков, со стороны STX-France – генеральный директор компании Лорен Кастэн.

06 июля 2013 года в 18:00 часов океанский буксир «En Avant 20» в сопровождении двух портовых буксиров петербургского морского порта взял подготовленную к дальнему плаванию корму первого российского «Мистраля» и потянул ее по направлению к судопропускному сооружению №1 петербургской дамбы. Там портовые буксиры отцепились, и их океанский коллега повел построенную на Балтийском заводе часть корпуса вертолетоносца в открытые воды Балтики.

На STX-France была произведена стыковка кормовой и носовой частей корабля и ДВКД «Владивосток» 15 октября 2013 года был спущен на воду. После этого он будет доставлен в Россию и после дооборудования в соответствии с требованиями ВМФ России – будет передан флоту осенью 2014 года.

05 марта 2014 года вышел в море на заводские ходовые испытания. 14 ноября 2014 года - компании «Рособоронэкспорт», но церемония была отменена по инициативе Парижа. Ранее президент Олланд неоднократно заявлял, что ключевым условием поставки корабля России станет «полное соблюдение» режима прекращения огня на Востоке Украины. По сообщению от 18 ноября российским морякам , находящегося во французском порту Сен-Назер. Запрет введен с 17 ноября. По сообщению от 18 декабря российский учебный корабль «Смольный» с 400 моряками, обучавшимися управлению вертолетоносцами.

Второй корабль серии ДВКД «Севастополь»: закладка носовой части состоялась 18 июня 2013 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. 20 декабря 2013 года был установлен последний 440 тонный блок носовой части корпуса. Кормовая часть была заложена 04 июля 2013 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка метала для ее строительства была начата в мае месяце 2013 года. 30 апреля 2014 года состоялся спуск на воду кормовой части. Корпус кормовой части 26 июня 2014 года отправлен в Сен-Назер для стыковки с «французской» половиной. 20 ноября 2014 года был . В марте 2015 года вышел в море для проведения первого этапа ходовых испытаний, который продлился одну неделю. 14 апреля для проведения второго этапа ходовых испытаний. 15 апреля после успешного завершения второго этопа морских испытаний.

По сообщению от 26 мая 2015 года ранее во Франции вертолетоносцев. Сейчас стороны обсуждают только размер компенсации.

По сообщению от 05 августа 2015 года Президент Российской Федерации и Президент Французской Республики приняли совместное решение на строительство и поставку двух десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года.

По сообщению от 31 августа 2015 года Франция выплаченные Россией суммы по проекту «Мистраль», а также ее затраты на обучение экипажей. По сообщению от 23 сентября власти Франции вертолетоносцы Египту. 10 октября 2015 года Египет и Франция подписали контракт на приобретение Каиром вертолетоносцев типа , построенных для России.

До настоящего времени все попытки французов продать «Мистраль» на мировом рынке оказывались безрезультатными . Франция, построив 2 корабля для своих ВМС, была вынуждена прекратить их строительство, и выставила этот корабль в качестве тендера на конкурс в Австралии, когда Австралия решила выбрать для себя тип корабля для своих десантных сил.

Однако Канберра твёрдо настаивала на том, чтобы оба корабля строились на судоверфях Австралии, тогда как Париж уступал зарубежным коллегам только один корабль – второй должен был строиться во Франции.

Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодолённые разногласия по поводу места постройки двух кораблей. Во-вторых , австралийцы оценили Мистраль как «слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью и слишком дорогой ». Мистраль не несёт на себе никакой уникальной техники или уникального вооружения, которого бы не могла самостоятельно производить Россия.

Технические характеристики десантного вертолётоносца класса Mistral .
Имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное — 21,3 тыс. тонн. При заполненном доке — 32,3 тыс. тонн. Его длина — 199 метра, ширина — 32 метра, высота 64,3 м, осадка — 6,3 метра. Скорость полного хода — 18,8 узла. Дальность плавания — до 19,8 тыс. миль.
Вертолётная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолёта). Одновременно на взлётной палубе может размещаться 6 вертолётов.
Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).

На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 кв.м, в котором могут работать до 200 человек. Он хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе осуществляемыми в автономном режиме; действиями эскадры, флотилии или флота.

Кроме того, на корабле есть госпиталь на 69 койко-мест (их количество можно увеличить, но незначительно), две операционные комнаты и рентгенкабинет. В Мистрале интересен, прежде всего, энергоагрегат. Французы всегда были сильны в создании экономичных двигателей. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах – диапазон вращения составляет 360 градусов. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при перемещении вблизи берега.

Правда неясно, как будет восстановлена работоспособность абортных ГЭД в случае их отказа без использования дока? А корабль без движения — это уже не корабль, а простейшая мишень. Единственное достоинство французского корабля — дальность плавания.
Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. В настоящее время французские ВМС располагают двумя кораблями этого типа – «Mistral L.9013» и «Tonnerre L.9014». Это наиболее крупные корабли после авианосца «Шарль де Голль».

Испанский десантный вертолётоносец класса «Juan Carlos I» или, как считают австралийцы, ДВКД класса «Канберра» и однотипную «Аделаиду» планируется построить для ВМС Австралии к 2013-му и 2015-му году. Фактически же это десантный вертолётоносец-док, отличительной особенностью которого является сплошная полётная палуба с носовым трамплином для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Кроме двенадцати вертолётов испанский «Juan Carlos I» так же обеспечивает базирование до шести тактических истребителей — в нашем случае это могли бы быть МиГ-29К. Корабль может использоваться в качестве замены авианосца при осуществлении его ремонта в сухом доке.

Вертолётоносец «Juan Carlos I » имеет длину 230,82 м, максимальную ширину — 32 м, максимальное водоизмещение — 27563 тонны и осадку — 6 метров. Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).
Экипаж судна состоит из 243 человек постоянного персонала. Корабль также может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard.

Поэтому для России выгоднее было бы приобретение испанского десантного вертолётоносца-дока «Juan Carlos I»

В российско-французской сделке по «Мистралям» отчётлива видна только выгода для Франции. Саркози использует сделку по «Мистралю» как приманку, чтобы наладить деловые связи с Россией в более широком спектре. Этой сделкой Саркози хочет добиться гарантий для деловых контактов французского бизнеса с российским. Например, компания GDF Suez получит 9% акций «Северного потока». Президент Саркози подтвердил, что идут переговоры о продаже России четырёх десантных кораблей класса «Мистраль».

«Мистраль» — это вертолётоносец, который мы будем создавать для России без военного оборудования, если они и будут проданы, то будут лишены электронных и компьютерных систем. Непонятно, как можно без современных технологий продавать «Мистраль», зачем он тогда вообще нужен? Официальная Москва определила это условие как один из ключевых параметров обсуждаемой сделки.

Кроме того, для Франции – это прежде всего огромный рынок сбыта, а продажа «Мистралей» спасёт от банкротства судоверфь в Сен-Назере на атлантическом побережье. В случае подписания такого контракта работой французская промышленность будет обеспечена на несколько лет.
Командование ВМС Франции особо подчеркнуло тот факт, что благодаря оптимизации расходов по различным статьям, внедрению инновационных инженерных решений и секционной постройке кораблей данного типа не только сократилось время строительства серии, но и почти на 30% удалось снизить объём общих расходов по программе.

В западном кораблестроении давно наметилась тенденция использования гражданских технологий в военном кораблестроении , это позволяет удешевить постройку кораблей и использовать унифицированное оборудование на боевых кораблях и гражданских судах. Но, вся эта унификация не лучшим образом сказывается на живучести корабля.

Хотя российские корабли могут быть и дороже, так как не используется такая глубокая унификация оборудования с гражданским флотом (и это правильно), они от этого только выигрывают в надежности, живучести и других важных характеристиках. К сожалению, эти требования взаимоисключают друг друга: хочешь дешевле и проще — получи одно, хочешь обеспечить боевую устойчивость — получи другое.

Боевые корабли и строятся для ведения боевых действий , а не для увеселительных прогулок по большому барьерному рифу или Карибскому морю. Только об этом сейчас стали забывать. И особенно этим грешат как раз западные компании, для которых вопрос низкой цены выходит на первое место.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ БЕДЫ РОССИИ

В составе ВМФ России десантный вертолётоносный корабль-док класса «Мистраль», в случае его покупки у Франции, будет использоваться только в качестве корабля управления, военное ведомство рассматривает десантную функцию корабля как второстепенную, присущую универсальным кораблям. Россияне вынуждены этот корабль покупать.

450 млн. евро, которые мы должны заплатить за покупку головного корабля и примерно такие же суммы, которые мы должны заплатить за лицензию, чтобы производить каждый следующий корабль, дают нам в общей сложности сумму почти в миллиард евро, которую фактически мы должны отдать Франции.

Корабль для России будет строиться по гражданским стандартам — без вооружения и радаров . Но если и есть смысл покупки серии, то нужно покупать первый уже готовый. Первоначальная официальная позиция России такова: один корабль покупаем, три других строим на территории нашей страны. Строительство больших судов – это ещё и рабочие места, и поддержка военно-промышленного комплекса. Для российских кораблестроителей это также и дополнительная возможность освоения новых европейских технологий.

Но в ходе переговоров Россия отступила от намеченного плана. Президент Франции Саркози предложил, что только два корабля могут быть построены в России. «Два и два – это было разумным соглашением », – заметил он, подразумевая, что два «Мистраля» сойдут со стапелей во Франции, а ещё два – уже в России. Строительством «Мистраля» займутся компании STX France и DCNS.

Флотские специалисты ухохотались от фразы начальника ГШ Николая Макарова — «По данным минобороны, «Мистраль» потребляет в 2-3 раза меньше топлива, чем наши десантные корабли! Французы совершили глобальный прорыв в корабельной энергетике? У них КПД энергетической установки в 2-3 раза выше, чем у кораблей всех остальных стран ». Становятся понятно, какие «грамотные» спецы сидят в нашем горячо любимом Минобороны!

Начальник ГШ Николай Макаров полагает, что Россия может закупить один французский вертолётоносец плюс технологии по его производству. «У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в 3-4 раза меньше «Мистраля». Это не только десантный корабль – его многофункциональность очевидна: это и вертолётоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки. Кроме того, в составе ВМФ «Мистраль» будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях », — сказал военачальник в интервью телекомпании Russia Today.

ВМФ России намерен использовать «Мистраль», в случае его покупки у Франции, в качестве корабля управления. Народ смеётся! Покупать Мистраль, как корабль управления (а тем более четыре корабля в итоге), как вспомогательный флот – это деньги налогоплательщиков на ветер! При этом десантная функция корабля рассматривается как второстепенная.

Дело в том, что российские корабли проводят высадку десанта в любой обстановке в любых условиях при непосредственном подходе к береговой линии и своими силами, Мистраль — исключительно переброска техники. Эти корабли используются по сути своей как транспорты для доставки десантных средств, сами таковыми (десантными средствами) не являясь.

Для чего Россия закупает вертолётоносцы? Куда важнее мотивы – почему и для чего Россия закупает вертолётоносцы, и почему Франция – член НАТО – не просто соглашается на подобную сделку, а практически подталкивает Россию к покупке. Закупать во Франции тяжелый (21 тыс. тонн водоизмещения) десантный вертолётоносец для нынешней России бессмысленно.

Такой большой десантный корабль нужен, чтобы проводить высадки морских десантов в далёких от России странах. И то для прикрытия такого большого корабля нужен эскорт — крейсер, пара эсминцев, да ещё и авианосец (которого в РФ нет). В случае большой войны этот «Мистраль» в составе ВМФ РФ превращается просто в большую мишень. Уже всем давно понятно, что на дальние берега РФ выбрасывать своих морпехов сможет не скоро, на всех флотах только по бригаде морской пехоты.

Серьёзный недостаток этих кораблей — слабое вооружение , не обеспечивающее надёжную самооборону от сколько-нибудь серьёзных угроз (ПКР, торпеды, боевые пловцы-диверсанты). Планируемое усиление вооружения вертолётоносцев – самообман. Что на них можно разместить? Одну-две 100-миллиметровые пушки, одну-две пусковые установки ЗРК обороны ближнего рубежа и три-четыре «дуэта». Это максимум, который неизбежно обернется уменьшением метацентрической высоты и приведет к ухудшению остойчивости.

Высадку десанта с тяжёлой техникой на не оборудованное побережье самостоятельно «Мистраль» осуществлять не может, только с помощью танко-десантных плашкоутов. С 50 годов процедура эта долгая и сложная: заполнение док-камеры водой и вывод из неё плашкоутов занимают несколько часов. Сразу всю технику они доставить к урезу воды не могут. Нужно сделать несколько рейсов. Весь процесс десантирования занимает очень много времени. В течение этой процедуры «Мистраль» с заполненной док-камерой достаточно уязвим. Впрочем, десантники вертолётами на берег доставляются быстро. Но… без тяжёлого вооружения и бронетехники.

Главное, «Мистраль» не вписывается сегодня в концепцию боевого применения российской морской пехоты . Получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций. Вертолётоносец «Мистраль» не годится для проведения десантных операций и его будет трудно адаптировать под российское оборудование.

Этот корабль предполагает натовское оборудование без современного оснащения. Изделие покупается в комплектации: ПУСТАЯ КОРОБКА + ХОДОВАЯ ЧАСТЬ , но ведь пустой корпус могут сварить и наши корабелы. Трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку. Сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами.

НЕ ВООРУЖЕН, НО ОЧЕНЬ ОПАСЕН

А вот хлопот России эти корабли доставят немало. Бегло перечислим проблемы, которые придется решить при реализации программы строительства «Мистралей». Начнём сверху, то есть с полётной палубы. Нужно будет её поднять более чем на метр по сравнению с базовым проектом. Такая необходимость вызвана тем, что российские вертолёты, которые будут базироваться на УДК, имеют большую высоту, чем те, что сейчас «обитают» на французских кораблях .

Печальный опыт уже был. Когда «Мистраль» зашёл с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолёты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолётный ангар. Небольшой конфуз быстро «замяли».

И без того высокобортный «Мистраль» обладает избыточной парусностью. Теперь она ещё увеличится. Кроме того, «рост» борта неизбежно повлечет уменьшение метацентрической высоты. Все это в штормовых условиях и при обледенении грозит опрокидыванием.

Спустимся на этаж ниже – в вертолётный ангар . Его уже подняли на метр. Но этим проблемы не ограничиваются. Топливо для заправки вертолётов подается из двух цистерн, которые находятся ниже ватерлинии в корме корабля . То есть топливные магистрали тянутся издалека. Это позволительно в отношении французских вертолетов, поскольку для их заправки используется топливо с более высокой температурой вспышки, нежели на отечественных винтокрылых машинах.

Другими словами, кораблю придется сгореть, либо необходимо будет переделывать всю систему заправки и хранения топлива под отечественные требования . Третий вариант решения этой проблемы – закупка вертолетов фирмы Eurocopter, а топлива для них – у западных энергетических компаний. Лифты, которые поднимают вертолёты из ангаров на полётную палубу, тоже придётся переделывать , так как существующие непригодны для транспортировки отечественных машин с подвешенным вооружением.

Спустимся ещё ниже – на палубу, где размещается автобронетехника . С ней тоже проблемы . Вес каждой боевой единицы не должен превышать 30–32 тонн. А это значит, что там не будет никаких танков. Всего на корабле поместится пять танков типа Т-90: три на площадке перед доковой камерой, то есть ближе к днищу, и два на двух десантных катерах проекта 11770 «Серна».

Больше двух таких ДКА в док-камере французского УДК не поместится. Десантные катера на воздушной подушке проектов 1206 «Кальмар» и 12061 «Мурена» и вовсе в ворота доковой камеры не проходят по высоте. Поэтому придётся создавать под «Мистраль» новые десантно-высадочные средства . Разумеется, эта задача для ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева или КБ «Вымпел» выполнимая. Но потребуются средства и время.

Теперь о бортах «Мистраля» . Они имеют широкие «окна», которые обеспечивают естественную вентиляцию на вертолётной палубе и на той, где размещается автобронетехника. Это очень удобно в умеренных и тропических широтах, а вот в северных и приполярных акваториях от них, кроме вреда, – ничего, поскольку обледенение технике они гарантируют. Представители французских фирм уже заявили, что «окна» закроют. Но тогда придется создавать и весьма разветвлённую систему принудительной вентиляции. А это повлечет существенную переделку конструкции и соответствующие немалые расходы.

По свидетельству Центрального военно-морского портала, российские специалисты, которым довелось познакомиться с технической документацией «Мистраля», указывают на то, что корпус корабля не имеет ледового подкрепления, а это, учитывая условия, в которых приходится действовать отечественному ВМФ, практически исключает базирование УДК данного типа на Балтике, Тихом океане и тем более на Севере . Корпус корабля в районе ватерлинии имеет четко выраженные S-образные обводы, что приведет к существенному росту нагрузок при преодолении ледового поля.

Кроме того, наличие носового бульба, предназначенного для улучшения ходовых качеств, также не способствует обеспечению ледовой прочности. И простым утолщением борта отделаться не удастся. Эксперты делают вывод, что необходима существенная переработка теоретического чертежа. А это фактически означает разработку корабля нового проекта .

Один из признанных авторитетов в области военного кораблестроения капитан 1 ранга в отставке, доктор технических наук, специалист по системному анализу и проектированию сложных систем Владислав Никольский, являющийся соавтором (вместе с Владимиром Кузиным) фундаментального и ставшего уже классическим труда – энциклопедии «Военно-морской флот СССР 1945–1991», после внимательного изучения «Мистраля» во время захода того в Санкт-Петербург заявил агентству АРМС-ТАСС, что «многие технические решения, принятые на этом корабле, столь рискованны, что они не применяются даже на новейших десантных кораблях ВМС США ».

В частности, речь идёт о единой электроэнергетической установке с использованием погруженных главных электродвигателей, размещённых в винто-рулевых колонках (типа «Азипод»). Такой двигательно-движительный комплекс обеспечивает лёгкость и быстроту маневрирования. Но у него есть и серьёзные недостатки :
— прежде всего, это малая скорость хода (18 узлов по сравнению с 22–24 узлами у универсальных десантных кораблей ВМС США и Испании);
— высокая стоимость;
— наконец, эксплуатация подобной установки потребует частых докований для осмотра главных электродвигателей. А доков для таких кораблей в России, особенно на Тихом океане, имеется весьма ограниченное количество. Вот почему требуется замена ГЭУ и движителей на более мощные и простые.

Вряд ли французские фирмы смогут устранить эти далеко не все перечисленные недостатки базового проекта. Поэтому нам придется довольствоваться косметическими переделками.
Мы не говорим уже о том, что «Мистраль» не способен выдерживать нагрузки в условиях применения ядерного оружия . Да и вообще «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером », созданное по стандартам гражданского судостроения, не способно противостоять гидродинамическому удару при близком подводном взрыве. Между тем оба этих нормативных требования обязательны при проектировании кораблей для ВМФ РФ.

Отечественному ВМФ нужен УДК водоизмещением в 28000 тонн, с трамплином и аэрофинишёром, пригодный для базирования 4-6 МиГ-29К. Больше бы подошёл испанский Juan Carlos I, имеющий носовой трамплин для обеспечения взлёта самолётов с укороченным взлётом и вертикальной посадкой . Французы могут себе позволить строить дешёвые вертолётоносцы типа «Мистраль». России же нужен десантный корабль океанской зоны с хорошей собственной ПВО, в том числе обеспеченной палубными истребителями.

Россия покупает абсолютно бесполезный корабль, не влезающий в состав ВМФ ни под каким соусом, без оружия самообороны, без кораблей охранения и без наличия самой морской пехоты.

Единственное, что может «Мистраль» — это устраивать круизы для Министра обороны, начальника Генштаба МО и их приближенных, Главнокомандующего и руководства ВМФ.

/По материалам topwar.ru и nvo.ng.ru /